Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 июля 2012 г. N 11-15537
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего С.В. Климовой,
судей А.Н. Пономарева, Л.В. Дедневой,
при секретаре И.Н. Евдокименковой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 17 января 2012 года по делу по иску Д.А. Вершинина к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области, которым иск удовлетворен, установила:
Д.А. Вершинин обратился в суд с указанным выше иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области, ссылаясь на незаконность отказа во включении ему в стаж, в том числе и льготный, периодов работы на ... с 1989 года по 30 декабря 1993 года - в должности ... (выездного) линейной бригады; до 31 октября 1999 года - в должности ... анестезиолога-реаниматолога анестезиолого-реанимационной бригады и оставшегося периода времени - в должности ... группы анестезиологии и реанимации выездной бригады анестезиологии и реанимации.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 17 января 2012 года постановлено: исковые требования Д.А. Вершинина удовлетворить; признать право Д.А. Вершинина на досрочную трудовую пенсию; признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в назначении Д.А. Вершинину досрочной трудовой пенсии по старости незаконным; обязать ГУ - Главного управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить Вершинину Д.А. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения - с 18 мая 2011 года; обязать ГУ - Главного управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области зачесть Вершинину Д.А. в специальный стаж: 03.03.1989 г. по 21.10.1991 г. (2 года 7 месяцев 18 дней); 25.10.1991 г. по 11.11.1991 г. (0 лет. 0 месяцев 17 дней); 28.12.1991 г. по 31.12.1993 г. (2 года 0 месяцев 4 дня) Всего: 4 года 8 месяцев 10 дней в должности ... (выездного) линейной бригады 01.01.1994 г. по 14.11.1995 г. (1 год 10 месяцев 14 дней); 28.12.1995 г. по 31.10.1999 г. (3 года 10 месяцев 3 дня) Всего: 5 лет 8 месяцев 17 дней (а при льготном исчислении - 8 лет 6 месяцев 25 дней) в должности ... анестезиолога-реаниматолога анестезиолого-реанимационной бригады; 01.11.1999 г. по 26.11.2000 г. (1 год 0 месяцев 26 дней); 28.11.2000 г. по 06.10.2002 г. (1 год 10 месяцев 9 дней); 03.11.2002 г. по 22.01:2004 г. (1 год 2 месяца 0 дней); 24.01.2004 г. по 28.03.2007 г. (3 года 2 месяца 5 дней); 01.04.2007 г. по 23.09.2007 г. (0 лет 5 месяцев 23 дня); 10.11.2007 г. по 17.05.2011 г. (3 года 6 месяцев 7дней) Всего: 11 лет З месяца 10 дней (а при льготном исчислении - 16 лет 11 месяцев 0 дней), в должности ... группы анестезиологии и реанимации выездной бригады анестезиологии и реанимации; 12.11.1991 г. по 27.12.1991 г. (0 лет 1 месяц 16 дней); 15.11.1995 г. по 27.12.1995 г. (0 лет 1 месяц 13 дней) 07.10.2002 г. по 22.11.2002 г. (0 лет 1 месяц 16 дней); 24.09.2007 г. по 09.11.2007 г. (0 лет 1 месяц 16 дней) Всего: 0 лет 6 месяцев 1 день - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
В апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель Д.А. Вершинин и его представитель М.А. Курганова, по доверенности от 29 ноября 2011 года, просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве, извещенного о времени и месте судебного заседания, не явившегося в заседание суда второй инстанции, не известившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав Д.А. Вершинина и его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Д.А. Вершинин в спорные периоды времени работал на ...: с 1989 года по 30 декабря 1993 года - в должности ... (выездного) линейной бригады; до 31 октября 1999 года, а затем - ... группы анестезиологии и реанимации выездной бригады анестезиологии и реанимации.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд руководствовался тем, что работа в названном учреждении в поименованных должностях дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Пунктом 1 Списка, утвержденного постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусмотрено, что врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имеют право на пенсию за выслугу лет.
При таком положении период работы Д.А. Вершинина до 31 декабря 1993 года в должности ... (выездного) линейной бригады ... обоснованно включен в период для досрочного назначения пенсии по старости.
Поскольку закон, действовавший на тот период времени, не ставил исчисление выслуги лет по медицинской специальности в зависимость от наименования учреждения, судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о том, что наименование "..." не дает основания для включения спорного стажа в подсчет выслуги лет.
Суд правильно также исходил из того, что пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации засчитывается в стаж в льготном порядке один год работы в этой должности и подразделении за один год и 6 месяцев.
С учетом изложенного суд, установив, что в период времени с 1 января 1994 года по 1 ноября 1999 года Д.А. Вершинин работал ... анестезиологом-реаниматологом анестезиолого-реанимационной бригады, обоснованно включил данный период в специальный стаж работы в льготном исчислении.
В силу пункта 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 фельдшерам Станции скорой медицинской помощи один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.
Постановлением Минтруда РФ от 03.10.2002 N 66 установлено тождество наименования учреждения "станция скорой и неотложной медицинской помощи" наименованию учреждения "станция скорой медицинской помощи".
Таким образом, последующий период работы Д.А. Вершинина вплоть до 31 октября 1999 года в должности ... группы анестезиологии и реанимации выездной бригады анестезиологии и реанимации ... также правомерно включен судом в льготном исчислении.
Изложенное опровергает доводы жалобы о том, что истец не имеет право на включение указанного периода работы (с 1994 года по 1999 год) в льготном исчислении.
В остальной части при разрешении спора суд правильно руководствовался постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - Список). При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Занимаемая истцом должность "..." включена в раздел "Наименование должностей" указанного выше Списка.
В соответствии с п. 16 раздела "Наименование учреждений" работа в указанной должности в Станции скорой медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При таком положении судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о том, что занимаемая истцом в указанный период (после 2000 года) должность не давала оснований для льготного исчисления стажа, по поводу которого возник спор.
Включение судом периодов на курсах повышения квалификации в апелляционной жалобе не оспаривается и признается судом верным в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Доводы апелляционной жалобы о том, в период с апреля по декабрь 1998 года в отношении истца отсутствуют данные индивидуального персонифицированного учета не могут служить основанием для отмены решения суда, так как они не опровергают выводов суда о работе истца в данный период времени в должности ... анестезиолога-реаниматолога анестезиолого-реанимационной бригады ... При этом на истца обязанность по ведению таких данных законом не предусмотрена и, соответственно, не может быть возложена ответственность за непредставление таких данных.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 17 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.