Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2012 г. по делу N 11-15982
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.,
судей: Дубинской В.К., Михалевой Т.Д.,
при секретаре: Ляшенко Т.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дубинской В.К. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства юстиции РФ на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 февраля 2012 г., которым постановлено:
- признать приказ Министерства юстиции Российской Федерации N ... от 30.06.2011 г. "Об отмене приказа Управления Министерства юстиции Российской федерации по Московской области от 21.03.2011 г. N ..." - недействительным.
Установила:
Глава городского поселения Сергиева Посада обратился в суд с заявлением об оспаривании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30 июня 2011 г. N ... "Об отмене приказа Управления Министерства юстиции РФ по Московской области от 23 марта 2011 г. N ...". В обоснование требования указал, что решением Совета депутатов городского поселения Сергиева Посада N 2-29/184-ГС от 17 марта 2011 г. был принят Устав, который на основании приказа N ... Управления юстиции по Московской области был зарегистрирован и включен в государственный реестр уставов муниципальных образований. 25 марта 2011 года Устав был опубликован в газете "Сергиевские ведомости", и вступил в законную силу (с момента опубликования). Вместе с тем, 30.06.2011 года Министерство юстиции Российской Федерации издало приказ N ... от 30.06.2011 года "Об отмене приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области N ...от 21.03.2011 г.", который был направлен 18.07.2011 г. в адрес Главы городского поселения Сергиев Посад (вх. N ... от 18.07.2011 г.). При этом заявитель полагает, что указанный приказ Министерства юстиции РФ от 30 июня 2011 г. принят в нарушение законодательства, регламентирующего порядок отмены нормативных актов, а также порядка по ведению реестра уставов муниципальных образований, а именно ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просил суд признать приказ Министерства юстиции РФ не соответствующий требованиям Конституции РФ и положениям Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Молдован В.М. доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, просила заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции РФ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не представил.
Представители заинтересованных лиц Администрации г. Сергиев Посад, Глава Городского поселения Трофимчук Р.В., Хейсин В.М. в судебном заседании просили заявление удовлетворить.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований просит представитель Министерства юстиции РФ по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, утверждая, что суд неправильно применил нормы материального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Министерства юстиции РФ по доверенности Карманова А.Е., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса и полагает решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права при несоответствии выводов суда фактически установленным обстоятельствам по делу.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в соответствии с Решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад N ... от 23.12.2010 "Об инициативе организации и проведения публичных слушаний по проекту Устава городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (новая редакция)" 11.01.2011 проект Устава городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - Устав городского поселения Сергиев Посад) был опубликован в еженедельной газете "Сергиевские ведомости" и объявлены публичные слушания, которые состоялись 01.02.2011 года.
04.02.2011 года Решением Совета депутатов городского поселения Сергиева Посада был принят и направлен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области (далее Управление) на государственную регистрацию Устав городского поселения Сергиев Посада. Управление письмом от 02.03.2011 г. N ... отказало в государственной регистрации Устава и написало ряд замечаний, которые предлагалось заявителю устранить.
После доработки на рассмотрение Совета депутатов был вынесен измененный вариант Устава решением Совета депутатов городского поселения Сергиева Посада N 2-29/184-ГС от 17.03.2011 г. Устав в измененном варианте был принят.
21 марта 2011 года на основании приказа N ... Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области Устав городского поселения Сергиев Посад был зарегистрирован и включен в государственный реестр уставов муниципальных образований, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N ... от 21.03.2011 г.
25 марта 2011 года Устав был публикован в газете "Сергиевские ведомости", и вступил в законную силу.
30.06.2011 года Министерство юстиции Российской Федерации приказом N ... от 30.06.2011 года со ссылкой на часть 4 статьи 44 Федерального закона от 06.20.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с нарушением порядка принятия решения Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад от 17 марта 2011 г. N 2-29/184-ГС "О принятии Устава городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (новая редакция)", отменил приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области N ... от 21.03.2011 г.", о чем было сообщено заявителю 18.07.2011 г. (вх.N ... от 18.07.2011 г.).
При удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что государственная регистрация Устава городского поселения Сергиев Посад в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области произведена в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем оснований для отмены приказа Управления Министерства юстиции РФ по Московской области от 23 марта 2011 г. N ... не имелось.
Коллегия с приведенным выводом не согласна, поскольку он сделан с нарушением норм материального права.
Порядок принятия устава муниципального образования установлен федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно ст. 44 ч. 4 Закона проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Указанный порядок был заявителем нарушен: проект Устава городского поселения Сергиев Посад был опубликован 11 января 2011 года, а слушания состоялись 4 февраля 2011 года, то есть опубликование состоялось менее, чем за 30 дней до его рассмотрения.
Измененный вариант Устава вообще не был опубликован, между тем этот Устав нельзя признать повторно направленным в орган Министерства юстиции, поскольку в его содержании изменены редакции четырнадцати статей (ч. 8 ст. 8, ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 10, абз. 2 и 3 ч. 5 ст. 19, ст. 22, ч. 2 ст. 28, ст. 31, ч. 7 ст. 34, ст. 36, ч.ч. 13, 14 ст. 38, ч. 1 ст. 50, ст. 52, ст. 54, ч. 3 ст. 55), Устав дополнен правовыми нормами, устанавливающими основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и депутатов (часть 12 ст. 38 и ч. 12 ст. 39), порядок формирования и полномочия избирательной комиссии (часть 8 ст. 43), а также процедуру удаления главы муниципального образования в отставку (статья 35).
Кроме того, из протокола заседания Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад от 17 марта 2011 года усматривается, что обсуждался вопрос принятия нового Устава, который имеет иные реквизиты и в установленном порядке подписан Главой городского поселения.
В связи с допущенными нарушениями приказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области от 21 марта 2011 года N ... отменен приказом Министерства юстиции РФ N ... Указанный приказ Министерства юстиции РФ принят в соответствии с предоставленными полномочиями этого органа, согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации от 13 октября 2004 года и Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452.
Таким образом, оспариваемый заявителем акт Министерства юстиции РФ принят в соответствии с требованиями закона, предоставленными должностному лицу полномочиями, оснований для его отмены не имеется.
Коллегия также учитывает, что имевшиеся недостатки процедуры принятия Устава были исправлены, новая редакция Устава была опубликована, прошла публичные слушания, была утверждена решением Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 4 июля 2012 года, приказом Управления Министерства юстиции РФ по Московской области за N ... от 9 июля 2012 года произведена государственная регистрация этого Устава.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении жалобы нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ч. 1 п. 4, ч. 2 п. 3 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 февраля 2012 года - отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении жалобы Главы городского поселения Сергиев Посад на приказ Министерства юстиции Российской Федерации N ... от 30 июня 2011 года - отказать.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2012 г. по делу N 11-15982
Текст определения официально опубликован не был