Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2012 г. N 11-18781
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.,
судей: Дубинской В.К., Ульяновой О.В.,
при секретаре: Ляшенко Т.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дубинской В.К. Дело по апелляционному представлению Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 июня 2012 г., которым постановлено:
- в удовлетворении иска Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к железнодорожной платформе ст. Дрезна Горьковского направления Московской железной дороги отказать, установила:
Восточный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" с требованием к ответчику создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к железнодорожной платформе станции Дрезна Горьковского направления Московской железной дороги. Мотивировав заявленные требования тем, что в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющим инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Вместе с тем в нарушение вышеприведенных норм, а также ст. 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" ОАО "Центральная ППК", как компания перевозчик, не предпринимает надлежащих мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к платформе железнодорожной станции Дрезна.
Представитель истца по доверенности Соколов И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "Центральная ППК" по доверенности Бураков А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что ОАО "Центральная ППК" является перевозчиком железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на основании лицензии серии ..., выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В соответствии с Договором ответчик использует инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащую ОАО "Российские железные дороги", и не осуществляет содержание, ремонт, реконструкцию и строительство объектов инфраструктуры.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просит Восточный транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры по доводам, изложенным в апелляционном представлении, утверждая, что судом неправильно определены обстоятельства по делу, суд неправильно применил нормы материального права, ответчик, как перевозчик, обязан создать необходимые условия для перевозки пассажиров.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения представителя истца Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры по поручению Юзеева Р.Э., представителя ответчика по доверенности Буркова А.А., судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о дне слушания дела надлежащим образом и находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии со ст. 80 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержатся в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Статьей 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлено, что ОАО "РЖД", как единый хозяйствующий субъект, осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с договором инфраструктуры N ... от 25.04.2007 года, заключенным между ОАО "Центральная ППК" (Перевозчик) и ОАО "РЖД" (Владелец инфраструктуры), последний оказывает Перевозчику услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления регулярных перевозок пассажиров.
Согласно п. 2.2.8 Договора инфраструктуры N ... от 25.04.2007 владелец инфраструктуры обязуется обеспечить безопасность движения электропоездов на участках в п. 1.1., безопасность пассажиров в пути следования и при посадке и высадке на остановочных пунктах.
Вышеуказанные условия Договора инфраструктуры также свидетельствуют о том, что обязанность по содержанию объектов инфраструктуры возлагается на собственника инфраструктуры железнодорожного транспорта - ОАО "РЖД".
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Действующее законодательство о социальной защите инвалидов установило порядок обеспечения доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры путем установки специальных требований к проектированию и строительству объектов транспортной инфраструктуры, которые были включены в строительные нормы и правила в 2001 году, после введения в действие ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В соответствии с п. 8.1 Свода правил по проектированию и строительству "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям" (далее - СП 35-103-2001) помещения зданий, переходы вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), платформы, предназначенные для обслуживания населения, следует предусматривать доступными для всех категорий инвалидов и маломобильных лиц.
Разделом 8 указанного Свода установлены правила, регламентирующие оборудование зданий и сооружений вокзалов пассажирского транспорта. Положения СП 35-103-2001 действуют также при осуществлении реконструкции действующих объектов, так как реконструкция также предполагает разработку проекта, его согласование, получение разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно п. 1.3 СП 35-103-2001 положения настоящего документа распространяются на проектирование и реконструкцию зданий учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.
Таким образом, действующим законодательством установлен специальный механизм реализации права инвалидов на доступ к транспортной инфраструктуре, который реализуется при строительстве новых объектов, либо при реконструкции действующих объектов, если планировка позволяет провести такую реконструкцию.
Судом установлено, что ОАО "Центральная ПИК" не является собственником здания железнодорожного вокзала и железнодорожных платформ, расположенных в г. Дрезна.
Кроме того, ОАО "Центральная ППК" не владеет информацией о перспективах строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта, возможности переоборудования объектов транспортной инфраструктуры для доступности инвалидов.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что ОАО "Центральная ППК", не являясь собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не осуществляет строительство, эксплуатацию и ремонт объектов инфраструктуры. Обязанность по обеспечению оборудования пешеходного моста на ст. Дрезна Горьковского направления пандусами, позволяющим инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта лежит на собственнике транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД". В связи с чем, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Все выводы суда обоснованы, подтверждаются исследованными доказательствами, сделаны при верном применении закона, поэтому судебная коллегия с ними согласна.
В апелляционном представлении прокурор утверждает, что обязанность по оборудованию платформы должна быть возложена на перевозчика, коллегия находит этот аргумент ошибочным. ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" не является собственником имущества, которое требует, по мнению прокурора, реконструкции. Как лицо, не обладающее правом владения имуществом, ответчик не может производить какие-либо работы по его изменению. Бремя содержания собственности возложено законом на собственника. Возможность предъявления претензий к перевозчику, предусмотренная ст. 122 "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации", на что ссылается прокурор, не предусматривает возможность обсуждать претензии по поводу действия (бездействия) третьих лиц.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционном представлении, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы представления не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 05 июня 2012 г. оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.