Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22 мая 2012 г. N 11-7466
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Федерякиной М.А.,
судей Захаровой Е.А., Ворониной И.В.,
при секретаре Ходилиной М.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой Е.А., дело по апелляционной жалобе Белогуровой Н.М. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Белогуровой Н.М. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании незаконным отказа ДЖП и ЖФ города Москвы от 14.06.2011 г. N ... в постановке на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - отказать. Установила:
Белогурова Н.М. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании отказа в постановке на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным. В обосновании требований указала, что она зарегистрирована по адресу: ... Поскольку она длительное время работала на Крайнем Севере, затем уволилась и переехала жить в г. Москву, где не обеспечена жилым помещением, и законом предусмотрено ее право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, считает распоряжение УДЖП и ЖФ г. Москвы в ЮАО об отказе в принятии на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным.
Белогурова Н.М. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика - ДЖП и ЖФ г. Москвы - Некрасова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку по городской программе, на основании которой истец просит признать ее малоимущей, поставить на учет по улучшению жилищных условий для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера предусматривается, что субсидии предоставляются только очередникам, в порядке очередности. Истец по месту регистрации по месту жительства обеспечена жилой площадью, на каждого проживающего в жилом помещении приходится более 10 кв. м жилой площади, поэтому к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий она не относится.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Белогурова Н.М. по доводам апелляционной жалобы, в том числе дополнительно представленной, ссылаясь на то, что суд неправильно применил закон при рассмотрении дела, что следовало учитывать ее фактические местожительство и состав семьи при определении нуждаемости в жилом помещении.
Проверив материалы дела, выслушав Белогурову Н.М., поддержавшую доводы жалобы, коллегия не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции Белогурова Н.М. зарегистрирована на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 20.05.2009 г. (л.д. 37) в двухкомнатной квартире, общей площадью ... кв. м. (общая площадь с летними ... кв. м, жилой площадью ... кв. м, расположенной по адресу: ... (л.д. 71-72).
Указанная квартира принадлежит на праве собственности Киселевой Я.Ю. (л.д. 70).
Распоряжением главы управы района Чертаново Северное города Москвы от 27 августа 2009 года заявителям в составе семьи из трех человек (Белогуровой Н.М. - истец, ... - племянница, ... - дочь племянницы), постоянно проживающим по адресу: ..., в признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденных правовыми актами Правительства Москвы и предусматривающих возможность приобретения жилых помещений из жилищного фонда города Москвы гражданами, не признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий/жилых помещениях, в соответствии с п. 4 ст. 13 Жилищного кодекса РФ и на основании ч. 9 ст. 1, п. 2.1 ч. 1 ст. 5, п. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 9 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", отказано (л.д. 59-60). Причиной отказа явилось то обстоятельство, что Белогурова Н.М. имеет обеспеченность площадью жилого помещения на каждого зарегистрированного члена семьи - ... кв.м.; обеспеченность с учетом площади, находящейся в пользовании мужа истца - ... (двухкомнатная квартира по адресу: ..., принадлежащая по праву собственности дочери истца ...) составляет - ... кв.м.
Белогурова Н.М. обратилась в ДЖП и ЖФ г. Москвы с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий и получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Согласно ответа УДЖП и ЖФ г. Москвы от 14.06.2011 г. N ... Белогуровой Н.М. было отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку обеспеченность Белогуровой Н.М. площадью жилого помещения на одного человека составила более учетной нормы - ... кв. м. (л.д. 14).
Рассматривая заявленные исковые требования, суд правильно определил характер спорных правоотношений, верно применил положения норм материального права.
В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N 879 регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий из федерального бюджета имеют граждане Российской Федерации, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности на позднее 01 января 1992 г. (и выехавшие из указанных районов не ранее 01 января 1992 г.), имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получившие субсидии на эти цели.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, в частности, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы. В соответствии с ч. 9 ст. 1 и п.п. 2-4 ст. 7 Закона, под жителями города Москвы, нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, понимаются физические лица, которые проживают в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящееся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, имеют гражданство РФ, проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, не совершали за пять лет предшествующих подачи заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признанны нуждающимися в жилых помещениях, подали в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Согласно части 3 ст. 9 Закона, учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно указал, что оснований для предоставления указанной выше жилищной выплаты истцу не имеется, поскольку обстоятельства, перечисленные в федеральном законе и законе субъекта федерации, и дающие право требования предоставления выплаты, у истицы отсутствуют.
Как следует из представленных документов Белогурова Н.М. в составе семьи из трех человек (она, племянница, дочь племянницы), зарегистрированы в отдельной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., общей площадью ... кв. м. таким образом, жилая площадь, приходящаяся на каждого, превышает учетную норму предоставления площади жилого помещения на одного человека, и составляет ... кв. м. с учетом жилого помещения, находящегося в пользовании мужа истца, эта площадь составляет ... кв. м на человека.
При таком положении суд правильно пришел к выводу о том, что довод ответчика об обеспеченности истца жилым помещением в городе Москве и отсутствии оснований для предоставления указанной выше выплаты, является обоснованным.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Белогуровой НМ в иске к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании незаконным отказ ДЖП и ЖФ города Москвы от 14.06.2011 г. N ... в постановке на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Доводы жалобы о том, что поскольку истец в квартире, расположенной по адресу: ..., лишь зарегистрирована, в ней не проживает, квартира на праве собственности ей не принадлежит, членом семьи ... она не является, количество лиц, проживающих в этой квартире, превышает число зарегистрированных, с дочерью и внучкой она проживает в комнате площадью ... кв. м. и суду следовало исходить из этих обстоятельств при определении нуждаемости в получении жилья, в связи с чем, отказ УДЖП и ЖФ г. Москвы является незаконным, основаны на неправильном толковании закона, поэтому основанием для отмены законного и обоснованного решения не являются.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, поэтому доводы жалобы, в том числе дополнительно представленных, не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.