Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2012 г. N 11-7613
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Зыбелевой Т.Д.,
судей Лукашенко Н.И., Павловой И.П.,
при секретаре Попугаеве М.Ю.,
с участием адвоката Таубулатова Э.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. дело по апелляционной жалобе заявителя Азизи ... на решение Басманного районного суда г. Москвы от 16 декабря 2011 г., которым постановлено:
в удовлетворении заявления Азизи ... об оспаривании решения Федеральной миграционной службы России N 791 от 15 августа 2011 года отказать. Установила:
Азизи М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федеральной миграционной службы N 791 от 15 августа 2011 года, которое считает незаконным и необоснованным, поскольку ему, как гражданину Ирана, неправомерно отказали в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Заявитель Азизи М. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, доверил представлять свои интересы представителю.
Представитель заявителя Онищенко Р.В. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Азизи М.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя Азизи М. по ордеру адвоката Таубулатова Э.Х. и представителя ФМС России по доверенности Баконина А.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства - ст.ст. 1, 12 ФЗ "О беженцах", ст. 254, 255 ГПК РФ.
Судом установлено, что Азизи М., ... года рождения, уроженец города Казерун (Иран), гражданин Ирана, является представителем этнической группы кашкаи, вероисповедание - ислам шиитского толка, родной язык - фарси, владеет английским и турецким языками на бытовом уровне, образование - высшее, в 2007 году окончил Ширазский (технический) институт исламской свободы, по специальности - разработка месторождений и добыча нефти, семейное положение - холост.
Как установлено ФМС России со слов заявителя, Азизи М. с территории Ирана проследовал гужевым транспортом в Турцию, далее автомобильным транспортом в Сирию, а затем 12 января 2010 года самолетом прибыл на территорию Российской Федерации в город Москву и далее самолетом в город Санкт-Петербург. На территорию РФ прибыл на основании транзитной визы и подложного паспорта с намерением следовать в Финляндию.
14 января 2010 года Азизи М. был задержан сотрудниками контрольно пропускного пункта "Пулково-аэропорт" отряда пограничного контроля "Санкт Петербург" при попытке вылета в Финляндию по поддельному паспорту. В связи с подтверждением указанных подозрений, к заявителю была применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
16 апреля 2010 года Московский районный суд города Санкт-Петербурга за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 322, ч. 3 ст. 327, ч. 3 ст. 30 УК РФ, назначил заявителю наказание в виде лишения свободы сроком на 5 месяцев с отбыванием наказания в колонии-поселении.
11 июня 2010 года Азизи М. освобожден из мест лишения свободы.
В процессе дознания личность заявителя была установлена на основании Национальной идентификационной карты N ... 1, имеющей срок действия до 29 октября 2014 года.
При этом территорию РФ в установленном порядке Азизи М. не покинул, принудительно выслан не был.
12 августа 2010 года решением Выборгского районного суда города Санкт-Петербурга заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа с выдворением за пределы РФ.
19 августа 2010 года Азизи М. обратился в УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о желании подать ходатайство о признании беженцем на территории РФ, которое было принято от него 28 сентября 2010 года.
04 октября 2010 года решением УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Азизи М. было отказано в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу в соответствии с п.п. 5, 7. п. 1 ст. 5 ФЗ "О беженцах", то есть в связи с тем, что лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем, а также в связи с тем, что лицо было вынуждено незаконно пересечь государственную границу РФ с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном п.п. 3 п. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона.
24 января 2011 года решением УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Азизи М. было отказано в признании беженцем на территории РФ в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона как лицу, не соответствующему критериям определения понятия "беженец".
Указанное решение заявитель в установленном порядке не обжаловал, и оно вступило в законную силу. Тем самым заявитель признал в его случае отсутствие оснований для признания беженцем на территории РФ.
14 марта 2011 года Азизи М. обратился в УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ.
10 июня 2011 года решением УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Азизи М. было отказано и предоставлении временного убежища на территории РФ на основании п. 2 ст. 12 ФЗ "О беженцах".
Заявитель, считая данное решение неправомерным, в порядке, установленном ст. 10 ФЗ "О беженцах" и п. 83 Административного регламента обратился с жалобой в ФМС России на решение УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10 июня 2011 года.
15 августа 2011 года решением ФМС России N 791 решение УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10 июня 2011 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы Азизи М. отказано.
Основание, предусмотренное п.п. 1 п. 2 ст. 12 ФЗ "О беженцах", не может быть применено в отношении заявителя, поскольку 24 января 2011 года решением УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Азизи М. отказано в признании беженцем.
Впоследствии заявитель не оспаривал указанное решение, тем самым согласившись с отсутствием оснований для признания его беженцем.
В такой ситуации ФМС России, как верно указал суд первой инстанции, правомерно рассматривала вопрос о наличии или отсутствии в отношении заявителя гуманных побуждений для предоставления ему возможности временно пребывать на территории РФ.
Из ходатайства заявителя о предоставлении ему временного убежища, заполненного при проведении процедуры анкеты, и опросного листа следует, что в настоящее время заявитель пребывает в городе Санкт-Петербурге без постановки на миграционный учет.
Родственники заявителя: три брата и четыре родные сестры проживают в городе Казерун (Иран), при этом в адрес его семьи со стороны кого-либо угроз не поступало.
Обратившись с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, Азизи М. указал, что покинул Иран в поисках убежища от преследований. Однако, Азизи М. не являлся ни одним из лидеров партии "зеленых", ни даже ее членом, не входил ни в какое общественное объединение.
По смыслу Конвенции 1951 года и законодательства Российской Федерации о беженцах, временное убежище не может быть предоставлено иностранному гражданину в целях его легализации, поскольку имеет изначально иное предназначение, а именно: когда лицо не является беженцем по смыслу Конвенции, но из гуманных побуждений не может быть выдворено в связи с угрозой для жизни в стране предполагаемого выбытия.
В процессе принятия решения ФМС России были проанализированы решение УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, материалы личного дела заявителя, сообщенные им сведения, а также изучена социально-политическая, экономическая обстановка в Иране, в связи с чем правомерно сделан вывод об отсутствии угрозы для жизни заявителя после его возвращения в страну гражданской принадлежности.
Суд пришел к заключению, что заявитель желает использовать институт временного убежища, который предоставляется на 1 год с правом продления при наличии гуманных причин, как средство для легализации, что является недопустимым.
При этом судом принято во внимание, что Азизи М. прибыл на территорию Российской Федерации в январе 2010 года, а обратился с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации лишь 19 августа 2010 года, что говорит о том, что заявитель прибыл на территорию России не с целью поиска убежища, а с целью поиска лучших социально-экономических условий.
При обращении в УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области Азизи М. сообщил, что здоров и жалоб не имеет.
Суд первой инстанции, на основании изложенного, пришел к выводу, что оспариваемое решение ФМС России N 791 от 15 августа 2011 года по жалобе гражданина Ирана Азизи М. на решение УФМС России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 10 июня 2011 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации соответствует положениям ФЗ "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано, таким образом, Азизи М. было обоснованно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В связи с указанными обстоятельствами судом в удовлетворении заявления отказано, с чем судебная коллегия соглашается.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы заявителя о том, что не обжалование решения УФМС не свидетельствует о согласии с ним, об оперативном обращении в миграционные органы - сводятся к иной оценке обстоятельств дела, установленных судом, носят оценочный характер и не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Ссылок на иные обстоятельства, которые указывают на незаконность вынесенного судебного постановления либо опровергают их выводы, в апелляционной жалобе не содержится. Доводы заявителя направлены на ошибочное толкование закона, а также иную оценку доказательств исследованных судом по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 16 декабря 2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Азизи М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2012 г. N 11-7613
Текст определения официально опубликован не был