Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 мая 2012 г. N 11-8051
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Зыбелевой Т.Д.,
судей Катковой Г.В. Лукашенко Н.И.,
при секретаре Кулагиной А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В. дело по апелляционной жалобе Аминова Ш.С. на решение Басманного районного суда гор. Москвы от 16 декабря 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Аминова ... ... об оспаривании решения Федеральной Миграционной Службы России N 778 от 05 августа 2011 года отказать. Установила:
Аминов Ш.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения ФМС России N 778 от 05 августа 2011 года, которым признано правомерным решение УФМС России по городу Москве от 09 февраля 2011 года об отказе заявителю, как гражданину Узбекистана, в признании беженцем на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Аминов Ш.С. указал, что в настоящее время у него имеются опасения подвергнуться преследованиям в стране гражданской принадлежности из-за политических убеждений его отца.
Заявитель Аминов Ш.С. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель заявителя Аминова Ш.С. - Хадисов Х.М. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, указав, что у Аминова Ш.С. есть вполне обоснованные опасения при возвращении в Республику Узбекистан подвергнуться преследованию из-за политических убеждений его отца, а также наличие серьезного риска применения к нему пыток в процессе этого преследования.
Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагая заявление необоснованным.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Аминов Ш.С.
Аминов Ш.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 167, 227 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителя ФМС России по доверенности Баконина А.Г., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что Аминов Ш.С., 21 августа 1992 года рождения, гражданин Республики Узбекистан, уроженец города Самарканд Республики Узбекистан, по национальности - узбек, вероисповедание - мусульманин суннитского толка, родной язык - узбекский, образование - неполное среднее, с 2008 года обучается в средней общеобразовательной школе N 824 города Москвы, холост, детей не имеет, в армии не служил (выехал из Узбекистана в допризывном возрасте).
Со слов заявителя и из анкеты Аминова Ш.С., поданной им как лицом, ходатайствующим о признании беженцем на территории Российской Федерации, установлено, что 05 ноября 2008 года заявитель вместе с матерью, братом и сестрой покинул территорию Узбекистана и авиарейсом "Самарканд - Москва" прибыл на территорию Российской Федерации.
03 ноября 2010 года, то есть через два года после прибытия на территорию России, Аминов Ш.С. впервые обратился в УФМС России по городу Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, в связи с тем, что в стране исхода для него существует реальная угроза преследования, в связи с политическими убеждениями его отца.
Решением УФМС России по городу Москве от 09 февраля 2011 года Аминову Ш.С. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, так как он не соответствует определению "беженец", согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ "О беженцах".
Заявитель, считая данное решение неправомерным, 10 июня 2011 года обратился с жалобой в ФМС России на вышеуказанное решение УФМС России по городу Москве.
Решением ФМС России N 778 от 05 августа 2011 года решение УФМС России по городу Москве от 09 февраля 2011 года признано правомерным, Аминову Ш.С. отказано в удовлетворении жалобы.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон), беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Статья 2 Закона устанавливает пределы его действия. Положения Закона не распространяются на лицо:
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Как следует из содержания Закона, гражданин обязан сообщить сведения, необходимые для признания его беженцем.
Закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 2 ст. 2 Закона).
Согласно п. 2 ст. 10 Закона, решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением Закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
В соответствии с Законом, п.п. 6 п. 2 и п.п. 4 п. 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года N 425.
В силу п. 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию "беженец" согласно ст. 1 Закона.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие "беженец", применительно к Аминову Ш.С., а именно: политические и религиозные убеждения, гражданство, национальная и расовая принадлежность, а также принадлежность к определенной социальной группе.
Доводы заявителя о том, что его преследуют из-за политической деятельности его отца, не нашли подтверждения в судебном заседании. Аминов Ш.С. не предъявил свидетельства вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по одной из причин, указанных выше.
Убедительных фактов преследования со стороны властей Узбекистана в отношении себя либо в отношении членов своей семьи заявитель не указал. Не был заявителем также и пояснен характер политических убеждений и деятельность его отца. Заявитель не пояснил, почему его могут подвергнуть жестокому обращению в стране исхода за деятельность его отца.
Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования по религиозным мотивам в стране своей гражданской принадлежности заявителем не приведено.
Проанализировав представленные материалы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС N 778 от 05 августа 2011 года, которым решение Управления ФМС по городу Москве от 09 февраля 2011 года об отказе в признании Аминова Ш.С. беженцем на территории Российской Федерации признано законным, является правомерным, соответствует ФЗ "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано.
Суд сделал правильный вывод, что Аминову Ш.С. было обоснованно отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ "О беженцах", и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения в страну исхода заявитель может быть подвергнут негуманному обращению.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Аминова Ш.С. отказано в связи с их необоснованностью.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Московского городского суда определила:
решение Басманного районного суда гор. Москвы от 16 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 мая 2012 г. N 11-8051
Текст определения официально опубликован не был