Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 г. N 11-8772
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Н.Ю. Владимировой
и судей А.Н. Пономарева, И.В. Котовой,
при секретаре Е.Г. Зотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Московской области на решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года, которым постановлено:
"обязать ГУ МВД РФ по Московской области произвести перерасчет пенсии Нестерову В.К., исходя из увеличения должностного оклада, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, установленных за первую группу работ с химическим оружием, начиная с апреля 2002 года". Установила:
Нестеров В.К. обратился в суд с иском к ГУ МВД РФ по Московской области о признании права на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по должности, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в период с 1979 года по 1994 год, то есть до увольнения в запас по выслуге лет, он проходил службу в ФГУ ВНИИПО МВД РФ в должности старшего научного сотрудника отдела 2.8. По мнению истца, занимаемая им в период прохождения службы должность и функциональные обязанности по занимаемой должности относятся к первой группе работ с химическим оружием, что дает ему право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по его должности с применением коэффициента 2,0.
Истец в судебное заседание явился, на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчика в суд явился, возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ГУ МВД РФ по Московской области.
В заседании судебной коллегии представитель ГУ МВД РФ по Московской области - И.В. Серокуров, по доверенности от 10 января 2012 года, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Нестеров В.К. просил решение суда оставить без изменения с учетом дополнительно представленных доказательств, которые были исследованы судом второй инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ МВД РФ по Московской области, Нестерова В.К., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Из материалов дела усматривается, что Нестеров В.К. проходил службу в ФГУ ВНИИПО МВД РФ в должности старшего научного сотрудника отдела 2.8 и в 1994 году уволен на пенсию по выслуге лет.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд руководствовался тем, что истцу необоснованно отказано в перерасчете размера пенсии, так как он занимал перед увольнением со службы должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право на указанные социальные гарантии.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Пунктом "б" статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ) установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.
К первой группе работ с химическим оружием относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет 2,0.
Во исполнение Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 386-25, введенным в действие с 1 апреля 2002 года, утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
В соответствии с названным Постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.
На момент выхода Нестерова В.К. в 1994 году на пенсию действовали Разъяснения Минтруда РФ от 23 октября 1992 г. N 26 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10" (утв. постановлением Минтруда РФ от 23 октября 1992 г. N 26), согласно которым по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать:
б) рабочим, руководителям и специалистам, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов; непосредственно занятым полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами ..., в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы.
Проанализировав названные выше нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что Нестеров В.К. работал в должности, предусмотренной Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
Между тем, указанные выводы противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Так, из представленной истцом справки о стаже работы с химическим оружием более трех лет, не следует, что истец выполнял работы, предусмотренные названным Списком, относящиеся к первой группе работ, перечисленных в Федеральном законе от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
В исковом заявлении также не названо, какие работы, которые Закон связывает с работой с вредными условиями труда, выполнял истец.
Из дополнительно представленной истцом справки о показателях расчета пенсии за выслугу лет усматривается, что истец не имел надбавки за специальные условия труда.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что Нестеров В.К. состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД РФ по Московской области и является получателем пенсии за выслугу лет с 30 мая 1994 г., размер которой определен без учета надбавки за работу с химическим оружием в оклад по должности, занимаемой на момент увольнения.
В заседании судебной коллегии Нестеров В.К. пояснил, что льготная пенсия в связи с работой с химическим оружием, ему не назначалась.
В деле нет доказательств, подтверждающих, что истец привлекался к участию в данных видах работ с химическим оружием, а также доказательств, свидетельствующих о том, что в период с 1 апреля 2002 года по настоящее время оклад по должности, которую занимал истец до увольнения, в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", изменялся.
Изложенное опровергает вывод суда о том, что истец приобрел право на социальные гарантии, по поводу которых возник спор, с 1 апреля 2002 года, т.е. с момента, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием".
При таких обстоятельствах решение суда в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Нестерова В.К. к ГУ МВД РФ по Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии отказать.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 г. N 11-8772
Текст определения официально опубликован не был