Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 июля 2012 г. N 11-8773
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Н.Ю. Владимировой,
судей А.Н. Пономарева, И.В. Котовой,
при секретаре Е.Г. Зотовой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Московской области на решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года по делу по иску Е.Ф. Сабельникова к ГУ МВД РФ по Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии, которым иск удовлетворен, установила:
Е.Ф. Сабельников обратился в суд с указанным выше иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ГУ МВД РФ по Московской области, ссылаясь на то, что проходил службу в органах внутренних дел ВНИИИПО МВД РФ в должности, относящейся к первой группе работ с химическим оружием.
1 июля 1994 года он уволен на пенсию по выслуге лет, однако, несмотря на то, что в установленном законом порядке оклады по занимаемой им должности повышены, ответчик отказывается произвести ему перерасчет пенсии.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года постановлено: обязать ГУ МВД РФ по Московской области произвести перерасчет пенсии Е.Ф. Сабельникову исходя из увеличения должностного оклада, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, установленных за первую группу работ с химическим оружием, начиная с 2002 года.
В апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Московской области ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель ГУ МВД РФ по Московской области - И.В. Серокуров, по доверенности от 10 января 2012 года, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Е.Ф. Сабельников просил решение суда оставить без изменения с учетом дополнительно представленных доказательств, которые были исследованы судом второй инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ МВД РФ по Московской области, Е.Ф. Сабельникова, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Из материалов дела усматривается, что Е.Ф. Сабельников проходил службу в ФГУ ВНИИПО МВД РФ.
1 июля 1994 года Е.Ф. Сабельников уволен на пенсию по выслуге лет.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд руководствовался тем, что истцу необоснованно отказано в перерасчете размера пенсии, так как он занимал перед увольнением со службы должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право на указанные социальные гарантии.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения, т.е. в ред. Федеральных законов от 28 ноября 1995 года N 186-ФЗ, от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ, от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ, от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Статьей 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. Федеральных законов от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ, от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ, от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ) установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона N 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет "2".
Во исполнение Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года N 386-25, введенным в действие с 1 апреля 2002 года, утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
В соответствии с названным Постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием являются занимаемая должность, которая должна соответствовать утвержденному списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, и дата вступления в должность.
На момент выхода Е.Ф. Сабельникова в 1994 году на пенсию действовали Разъяснения Минтруда РФ от 23 октября 1992 г. N 26 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10" (утв. постановлением Минтруда РФ от 23 октября 1992 г. N 26), согласно которым по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать:
б) рабочим, руководителям и специалистам, включая работников научно-исследовательских подразделений и полигонов; непосредственно занятым полный рабочий день с токсичными химикатами и их прекурсорами ..., в том числе на работах по уничтожению химического оружия и защите от него, вне зависимости от того, на каких предприятиях, в организациях и учреждениях производятся указанные работы.
Проанализировав названные выше нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что Е.Ф. Сабельников работал в должности, предусмотренной Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
Между тем, указанные выводы противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Так, из представленной истцом справки о стаже работы с химическим оружием более трех лет, не следует, что истец выполнял работы, предусмотренные названным Списком, относящиеся к первой группе работ, перечисленных в Федеральном законе от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
В исковом заявлении также не названо, какие работы, которые Закон связывает с работой с вредными условиями труда, выполнял истец.
Из дополнительно представленной истцом справки о показателях расчета пенсии за выслугу лет усматривается, что истец не имел надбавки за специальные условия труда.
Кроме того, в заседании судебной коллегии Е.Ф. Сабельников пояснил, что льготная пенсия в связи с работой с химическим оружием, ему не назначалась.
В деле нет доказательств, подтверждающих, что истец привлекался к участию в данных видах работ с химическим оружием, а также доказательств, свидетельствующих о том, что в период с 1 апреля 2002 года по настоящее время оклад по должности, которую занимал истец до увольнения, в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", изменялся.
Изложенное опровергает вывод суда о том, что истец приобрел право на социальные гарантии, по поводу которых возник спор, с 1 апреля 2002 года, т.е. с момента, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием".
При таких обстоятельствах решение суда в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Е.Ф. Сабельникова к ГУ МВД РФ по Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии отказать.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.