Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 6 июля 2012 г. N 11-8976
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Лукьянова И.Е.,
судей Кировой Т.В., Лемагиной И.Б.,
при секретаре Шалыгиной Н.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кировой Т.В. дело по апелляционной жалобе Паничевой Л.С. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 24 января 2012 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Паничевой Л.С. к ДЖП и ЖФ г. Москвы, УДЖП и ЖФ г. Москвы в СВАО о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить квартиру во внеочередном порядке, отказать, установила:
Паничева Л.С. обратилась в суд с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы, УДЖП и ЖФ СВАО г. Москвы, указывая на то, что она совместно с членами своей семьи Паничевым Н.И., ... г.р., Паничевым И.И., Паничевой И.В. проживают в квартире, расположенной по адресу: ... Данная квартира принадлежит им на праве общей долевой собственности. Истица является ветераном Великой Отечественной войны. Паничева Л.С. неоднократно обращалась в УДЖП и ЖФ СВАО г. Москвы с заявлением о постановке ее семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в удовлетворении ее заявления было отказано. Данный отказ истица полагает незаконным, в связи с чем просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать УДЖП и ЖФ СВАО г. Москвы предоставить ей квартиру во внеочередном порядке.
Истица Паничева Л.С. и ее представитель Паничева И.В. в судебное заседание явились, заявленные требований поддержали.
Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы, УДЖП и ЖФ СВАО г. Москвы Ступаева Н.Ю. в судебное заседание явилась, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Паничева Л.С. в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Паничевой Л.С. - Паничеву И.В., Давудова Ш.А., обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Судом установлено, что Паничева Л.С., Паничев Н.И., ... г.р., Паничев И.И., Паничева И.В. зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: ...
Данная квартира принадлежит им на праве общей долевой собственности на основании договора передачи квартиры в собственность от ... г.
Паничева Л.С. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона "О ветеранах".
Истица обратилась в УДЖП и ЖФ СВАО г. Москвы с заявлением по вопросу улучшения ее жилищных условий, в ответ на которое письмом от 15.04.2011 г. ей было разъяснено об отсутствии оснований для признания нуждающейся в жилых помещениях, поскольку размер площади жилого помещения, приходящегося на долю каждого члена семьи составляет 13,3 кв. м. то есть более учетной нормы, в силу действующего законодательства правовых оснований для предоставления жилого помещения из жилищного фонда г. Москвы не имеется.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрено обеспечение жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, установленную ст. 14, 15, 18, 21 ФЗ "О Ветеранах", состоящих на жилищном учете.
В силу п. 11 ст. 23 ФЗ "О Ветеранах", принятие на жилищный учет и обеспечение жилой площадью ветеранов Великой Отечественной войны производится в соответствии с действующим законодательством субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 1 ст. 23"
Согласно ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В силу подпункта 1 пункта 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
В соответствии с п. 1 ст. 9 указанного Закона, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
При определении нуждаемости истица в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ необходимо исходить из нормы площади, приходящейся на каждого из членов семьи.
Как установлено судом, Паничева И.В. совместно с членами своей семьи Паничевым Н.И., Паничевым И.И., Паничевой И.В. проживают в квартире, расположенной по адресу: ..., площадью ... кв.м.
Таким образом, на истицу и членов ее семьи площадь жилого помещения составляет по ... кв. м ..., что превышает норму площади, установленную законом для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Закон г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" устанавливает порядок и условия предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и учете нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, или иным указанным в настоящем Законе категориям жителей города Москвы.
Согласно ст. 7 указанного Закона, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
В силу ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации"
Жилищным кодексом РФ, вышеуказанным Законом г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" установлены конкретные основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 10 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака.
При вынесении решения судом принято во внимание, что истица обратилась в суд с иском о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий к ДЖП и ЖФ г. Москвы, однако на момент обращения с заявлением в данный орган, на которое был дан ответ 15 апреля 2011 года полномочия по постановке на жилищный учет относились к управе района Лианозово г. Москвы.
Так, в соответствии с п. 2.5.6 Положения "Об управе района города Москвы", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", действовавшего на момент рассмотрения ДЖП и ЖФ г. Москвы заявления истицы, Управа района принимает решение о принятии на жилищный учет и снятии с жилищного учета граждан в соответствии с правовыми актами города Москвы и издает необходимые распоряжения главы управы.
В ответе УДЖП и ЖФ СВАО г. Москвы не отказала Паничевой Л.С. в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, а лишь указала на отсутствие для этого законных оснований, а именно на то, что размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи, составляет более учетной нормы (для отдельных квартир - 10 кв. м).
Ранее истица обращалась в управу района Лианозово г. Москвы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы управы района Лианозово г. Москвы от 26.05.2010 г. N 126 Паничевой Л.С. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что размер площади жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи заявителя составляет более учетной нормы (более 10 кв. м).
Данное распоряжение, как пояснила в судебном заседании сторона истца, оспорено не было.
Иных решений об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после принятия указанного распоряжения главы управы района Лианозово г. Москвы, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно указал, что оснований полагать, что в соответствии со ст. 7 Закона г. Москвы N 29 от 14.06.2006 г. "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" истица подала заявление в ДЖП и ЖФ г. Москвы в установленном законом порядке в период наличия у данного органа полномочий по постановке на жилищный учет, не имеется.
Кроме того, в 2008 году истицей осуществлены действия по ухудшению жилищных условий, в связи изменением состава семьи, регистрацией ... г. в квартире, занимаемой истицей супруги сына - Паничевой И.В., а в силу ст. 10 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
То есть до истечения пяти лет с момента изменения состава семьи, истица не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что в рамках рассмотрения настоящего дела, незаконности в действиях ДЖП и ЖФ г. Москвы, УДЖП и ЖФ г. Москвы в СВАО в отношении Паничевой Л.С. не выявлено, в связи с чем, в удовлетворении требований истицы к ДЖП и ЖФ г. Москвы, УДЖП и ЖФ г. Москвы в СВАО о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить квартиру во внеочередном порядке, судом отказано.
Суд правильно определил значимые для дела обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия полагает, что доводы истицы судом первой инстанции были оценены правильно.
Нормы материального права судом применены правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку направлены на иное толкование действующего законодательства. Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на переоценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Останкинского рай оного суда г. Москвы от 24 января 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Паничевой Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.