Определение Московского городского суда от 13 июля 2012 г. N 4г/2-5527/2012
Судья Московского городского суда Клюева А.И.,
рассмотрев надзорную (кассационную) жалобу Нагушева А.С., поступившую в суд кассационной инстанции 15 июня 2012 года, на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Нагушева А.С. к Управе района Беговой г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании действий Управы Беговой г. Москвы по отказу в постановке на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) по категории - вынужденные переселенцы, незаконными, обязании поставить на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) по категории - вынужденные переселенцы, установил:
Нагушев А.С. обратился в суд с иском к Управе района Беговой г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании действий Управы Беговой г. Москвы по отказу в постановке на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) по категории - вынужденные переселенцы, незаконными, обязании поставить на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) по категории - вынужденные переселенцы.
В обоснование заявленных требований Нагушев А.С. указывал на то, что Распоряжение главы Управы района Беговой г. Москвы от 08 июля 2010 года об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по району Беговой, противоречит положениям ст.ст. 7 и 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", а ссылка на отсутствие у него места жительства в г. Москве не соответствует ст. 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 15 июля 2011 года заявленные Нагушевым А.С. исковые требования удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 года решение Савеловского районного суда г. Москвы от 15 июля 2011 года отменено и постановлено новое решение, которым в удовлетворении заявления Нагушева А.С. о признании Распоряжения Управы района Беговой г. Москвы N 63 от 08.07.2010 года незаконным и возложении на Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обязанности по признанию нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии на учет по категории "вынужденные переселенцы" - отказано.
В кассационной (надзорной) жалобе Нагушев А.С. выражает несогласие с определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 года.
Также в надзорной (кассационной) жалобе Нагушев А.С. выражает несогласие с определением Савеловского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2012 года, которым Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы восстановлен срок на подачу кассационной (в настоящее время - апелляционной) жалобы на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 15 июля 2011 года.
Между тем, правомерность определения суда от 20 февраля 2012 года не проверялась в апелляционном (ранее - в кассационном) порядке. Таким образом, Нагушев А.С. права на обращение в суд кассационной (ранее - надзорной) инстанции с подобной жалобой на определение Савеловского районного суда г. Москвы от 20 февраля 2012 года не имеет.
Нагушевым А.С. на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 года подана кассационная (надзорная) жалоба.
В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона РФ от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" жалобы, поданные в Президиум Московского городского суда после 31 декабря 2011 года, рассматриваются в кассационном порядке.
Таким образом, поданная заявителем жалоба подлежит рассмотрению в кассационном порядке по правилам главы 41 ГПК РФ в редакции Федерального закона РФ от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ (в ред. Федерального закона РФ от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ) по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалобы, представления, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалоб, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из представленных материалов, состоявшееся по делу определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со ст. 387 ГПК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ) не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке.
Судом установлено, что 29 июня 2010 года Нагушев А.С. обратился с заявлением и приложенными к нему документами в Управу района Беговой г. Москвы с просьбой о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) и принятии его на соответствующий жилищный учет по категории вынужденные переселенцы. Данные документы были приняты и зарегистрированы службой "одного окна" Управы района Беговой г. Москвы. Истцу была выдана выписка из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями в службу "одного окна" и реестр принятых вместе с заявлением документов.
Распоряжением главы Управы района Беговой г. Москвы от 08 июля 2010 г. за N 63 Нагушеву А.С. отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по району Беговой, со ссылкой на ч. 7 ст. 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", в связи с тем, что заявитель места жительства в г. Москве не имеет, а жилое помещение по адресу: ..., является для Нагушева А.С. местом пребывания.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что Нагушев А.С., имеющий статус вынужденного переселенца, постоянно, начиная с 1994 г., проживает в жилом помещении по адресу: "..", первоначально на основании договоров поднайма, а впоследствии на основании договоров безвозмездного пользования, заключенных с собственником данного жилого помещения, указанная квартира по смыслу ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" является не местом пребывания, а местом жительства истца, в связи с чем отказ Управы района Беговой г. Москвы о признании Нагушева А.С. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и принятию на учет по категории "вынужденные переселенцы" не соответствует требованиям ст. 7, 8 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Тем самым, удовлетворил заявленные Нагушевым А.С. исковые требования.
С изложенными в решении выводами суда обоснованно не согласилась судебная коллегия.
Нагушев А.С. имеет статус вынужденного переселенца с 1994 года, зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении по адресу: "...", на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от 24 декабря 2009 года со сроком действия до 18.02.2014 г.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно; под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3 вышеназванного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу вышеприведенных положений указанного Закона подтверждением места жительства гражданина по какому-либо адресу является регистрация его в качестве проживающего по конкретному адресу.
Из содержания норм ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 9, 16, 27 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, следует, что предельного срока, свыше которого гражданин не вправе находиться по месту пребывания, данными нормативными актами не установлено. При этом законодательство не содержит указания на то, что при длительном проживании гражданина по месту пребывания в жилом помещении оно становиться для него местом жительства, так как основания регистрации по месту жительства и месту пребывания различны, длительное проживание гражданина по месту пребывания не порождает у него право постоянного пользования жилым помещением.
Вывод суда первой инстанции о том, что жилое помещение по адресу: "...", является местом жительства Нагушева А.С., противоречит обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права.
Кроме того, решением Савеловского районного суда города Москвы от 18 февраля 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским дела Московского городского суда 21 января 2009 года, отказано в удовлетворении исковых требований Нагушева А.С. к Управе района Беговой г. Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Префектуре СВАО г. Москвы об обязании включить в список на получение жилого помещения как вынужденного переселенца, в том числе и по основанию того, что Нагушев А.С., будучи зарегистрированным по адресу: ..., сроком до 18.02.2014 г., по месту пребывания, не имеет места жительства в г. Москве.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2009 г. в передаче надзорной жалобы Нагушева А.С. на вышеуказанные судебные постановления отказано.
Более того, с момента принятия по вышеуказанному делу решения фактические обстоятельства не изменились, по адресу: ..., он зарегистрирован по месту пребывания на том же основании.
Ссылка в решении суда первой инстанции на то, что факт постоянного проживания Нагушева А.С. в г. Москве и то, что жилое помещение по адресу: ..., является для Нагушева А.С. местом жительства, установлен вступившим в законную силу решением Савеловского районного суда г. Москвы от 16 декабря 2009 г., несостоятельна, поскольку в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ установленные указанным решением обстоятельства не могут быть признаны преюдицией по настоящему делу, поскольку ни Управа района Беговой г. Москвы, ни Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы лицами, участвующими в деле, не являлись.
Порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен Законом г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Жители города Москвы после вступления в действе Жилищного кодекса РФ имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и указанным Законом.
В соответствии со ст. 7 Закона г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
Вынужденные переселенцы согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" могут быть включены в списки граждан на получение жилья независимо от срока проживания по избранному месту жительства.
В соответствии с п. 37 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 845 от 08 ноября 2000 года, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока проживания в данной местности.
Принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения вынужденных переселенцев осуществляется в соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах".
Согласно подп. 1, 2 п. 1 ст. 6 указанного Закона вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади; при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации, имеет право получить у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
05 февраля 2002 года Нагушев А.С. принят на учет нуждающихся в помещения временного поселения как вынужденный переселенец, его учетное дело внесено в единый список вынужденных переселенцев на получение жилых помещений из фонда жилья для временного поселения на общих основаниях за N 24, в указанный список истец включен как не имеющий места жительства в Российской Федерации.
Отменяя решение суда, судебная коллегия пришла к правильному выводу, о том, что оснований для возложения на Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обязанности по постановке Нагушева А.С. на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования), по категории - вынужденные переселенцы не имеется, поскольку Нагушев А.С. в г. Москве не имеет места жительства, город Москва для последнего является местом пребывания, а одним из условий признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в городе Москве по месту жительства на законных основаниях, оспариваемое истцом Распоряжение главы Управы района Беговой г. Москвы от 08 июля 2010 года за N 63 было принято в соответствии с требованиями Закона г. Москвы N 29 от 14 июня 2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы надзорной (кассационной) направлены на переоценку доказательств по делу, правом на которую суд кассационной инстанции не наделен, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, а равно не соответствуют требованиям принципа правовой определенности.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды разрешенного дела, который закрепляет, что ни одна сторона не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения.
Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок и неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Отступления от того принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Подобных обстоятельств в рамках настоящего гражданского дела не имеется. При таких данных, вышеуказанное судебное постановление сомнений в его законности с учетом доводов надзорной (кассационной) жалобы не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения данного судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 383 ГПК РФ, определил:
в передаче надзорной (кассационной) жалобы Нагушева А.С. на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 года по гражданскому делу по иску Нагушева А.С. к Управе района Беговой г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании действий Управы Беговой г. Москвы по отказу в постановке на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) по категории - вынужденные переселенцы, незаконными, обязании поставить на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (безвозмездного пользования) по категории - вынужденные переселенцы - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья |
Клюева А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 13 июля 2012 г. N 4г/2-5527/2012
Текст определения официально опубликован не был