Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. по делу N 33-10020
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Огановой Э.Ю.
и судей Федерякиной Е.Ю., Казаковой О.Н.
при секретаре Калугине Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю. дело по кассационной жалобе ответчика ОАО "Российские железные дороги" на решение Мещанского районного суда города Москвы от 13 декабря 2011 года, которым постановлено: требования Московско-Смоленского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в Эксплуатационном локомотивном депо Бекасово-Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и ежемесячно предоставлять в Государственное учреждение Московской области "Наро-Фоминский центр занятости населения" информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Установила:
Московско-Смоленский транспортный прокурор обратился в суд к ОАО "Российские железные дороги" с иском об обязании ежемесячно предоставлять в Государственное учреждение Московской области "Наро-Фоминский центр занятости населения" информацию о наличии вакантных мест (должностей) для инвалидов, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, создании и выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Эксплуатационном локомотивном депо Бекасово-Сортировочное дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги".
В судебном заседании старший помощник Московско-Смоленского транспортного прокурора Ченский Г.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица Трусова Л.В. иск поддержала.
Представитель ОАО "РЖД" Пушкин А.А. иск не признал, указал на то, что поскольку Эксплуатационное локомотивное депо Бекасово-Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" не является юридическим лицом, то предоставлять сведения не обязано, а также указал на то, что за октябрь, ноябрь 2011 года такие сведения предоставлены - инвалиды в депо не работают. Кроме того, представитель ответчика предоставил суду приказ начальника депо от ... года N ... о назначении ответственного лица за предоставление отчетности о выполнении квоты для инвалидов.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей кассационной жалобе просит ответчик ОАО "Российские железные дороги".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" кассационные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Киприянова А.В., представителя ответчика ОАО "Российские железные дороги", обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
В силу требований ст. 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" работодатель независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организации, организует в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" работодателям среднесписочная численность работников которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота в размере 2-х процентов для трудоустройства инвалидов.
Судом установлено, что в результате проведения прокуратурой проверки по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в Эксплуатационном локомотивном депо Бекасово-Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" были выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов, а именно: указанная организация не предоставляет отчеты о квотировании рабочих мест для лиц социально незащищенных.
Данное нарушение влечет за собой ограничение прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Также суд установил, что штатная численность Эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" составляет ... человек.
Согласно информации Государственного учреждения Московской области "Наро-Фоминский центр занятости населения" в 2010-2011 годы Эксплуатационное локомотивное депо Бекасово-Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" дороги информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов не предоставляло.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что штатная численность Эксплуатационного локомотивного депо Бекасово-Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" составляет ... человек, в связи с чем у ответчика, в силу с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ст.ст. 20, 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" возникла обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Эксплуатационное локомотивное депо Бекасово-Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", а также ежеквартально предоставлять в Государственное казенное учреждение г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест", ежемесячно предоставлять в территориальный центр занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, чего ответчиком сделано не было и данное обстоятельство не было им опровергнуто.
При этом трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поисках работы.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы представителя ответчика о том, что прокурором был неверно избран способ защиты нарушенного права, являются неправомерными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Доводы представителя ответчика о выполнении Эксплуатационным локомотивным депо Бекасово-Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" требований Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест", в связи с чем не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что Эксплуатационным локомотивным депо Бекасово-Сортировочное Дирекции тяги Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" информация о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов представлена не была.
Довод представителя ответчика о том, что истец не заявлял требований о предоставлении информации в Государственное учреждение Московской области "Наро-Фоминский центр занятости населения" о выполнении квоты для приема инвалидов является несостоятельным, поскольку суд в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дела не вышел за рамки заявленных требований.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. по делу N 33-10020
Текст определения официально опубликован не был