Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2012 г. по делу N 33-7545
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.,
судей Дубинской В.К., Шубиной И.И.,
при секретаре Фомичевой А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Шубиной И.И. гражданское дело по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Московской области по доверенности Ларина Р.Ю. на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 20 июля 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию недостоверных сведений в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости в размере ... руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере ... руб./кв. м, в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь ... кв.м, расположенного по адресу: ...
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере ... руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере ... руб./кв. м, в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь ...кв. м, расположенного по адресу: ...
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь ... кв. м, расположенного по адресу: ..., установила:
Прокопчук С.И. обратился в суд заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и исключении данных сведений из государственного кадастра недвижимости. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что ему принадлежат ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общей площадью ... кв. м, расположенный по адресу: ..., на основании Свидетельства о государственной регистрации права ... N ... от 13.09.2010 г.
Остальные доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок принадлежат Лопатину В.С., Лопатиной Ю.В., Михайловой Н.Г..
03.12.2010 г. им был получен кадастровый паспорт N ... на данный земельный участок, с удельным показателем кадастровой стоимости - ... руб./кв. м. 13.01.2011 г. он обратился в Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата", с письмом (вх. N ...) о разъяснении, на основании каких нормативных актов произведен расчет удельного показателя кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 1 февраля 2011 г. Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" (исх. N ...) ему сообщено, что обращение заявителя направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее по тексту: Управление) для рассмотрения и подготовки ответа.
В ответ на его обращение Управлением даны разъяснения (письмо от 01.03.2011 г. N ...), в соответствии с которыми удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... определен на основании "Методики государственной оценки земель в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 г. N П/307", распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", письма Росрегистрации от 22.03.2010 г. N 15/87-СБ.
Считая, что при определении кадастровой стоимости земельного участка Управление необоснованно применило п. 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222, касающийся определения кадастровой стоимости в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка, Прокопчук С.И. обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Представитель заявителя по доверенности Прощенский М.Б. в судебное заседание явился, заявление поддержал в полном объеме, просил заявление удовлетворить.
Представители по доверенности заинтересованного лица Михайлова Н.Г., Лопатина Ю.В., Лопатин В.С., Сафронов И.А. в судебное заседание явился, заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого просит представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Московской области по доверенности Ларин Р.Ю. по доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив вопрос о возможности слушания дела в отсутствие заявителя Прокопчука С.И., заинтересованных лиц Михайловой Н.Г., Лопатиной Ю.В., Лопатина В.С., Управления Росреестра по Московской области, выслушав представителя заявителя по доверенности Прощенского М.Б., представителя заинтересованных лиц Михайловой Н.Г., Лопатиной Ю.В., Лопатина В.С. по доверенности Сафронова И.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая дело, суд первой инстанции установил, что заявителю принадлежат ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь ... кв. м, расположенном по адресу: Московская область, Волоколамский район, территория ПСК "Волоколамский", на основании Свидетельства о государственной регистрации права ... от 13.09.2010 г.
Остальные доли в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок принадлежат Лопатину В.С., Лопатиной Ю.В., Михайловой Н.Г.
03.12.2010 г. заявителем был получен кадастровый паспорт N ... на данный земельный участок с удельным показателем кадастровой стоимости ..., ... руб./кв. м.
Не согласившись с установленным показателем кадастровой стоимости земельного участка, заявитель 13 января 2011 г. обратился в Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата", с письмом (вх. N ...) о разъяснении, на основании каких нормативных актов произведен расчет удельного показателя кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Письмом от 1 февраля 2011 г. Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" (исх. N ...) ему сообщено, что обращение заявителя направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее по тексту: Управление) для рассмотрения и подготовки ответа.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области письмом от 1 марта 2011 г. N ... сообщило заявителю о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... определен на основании "Методики государственной оценки земель в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 г. N П/307", распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", письма Росрегистрации от 22.03.2010 г. N 15/87-СБ.
Посчитав, что определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" является незаконным, суд пришел к выводу, что его кадастровая стоимость подлежит расчету исходя из значения удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30 ноября 2006 г. N 151-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области". Соответственно, возложил обязанность на Управление Росреестра по Московской области восстановить в государственном кадастре недвижимости ранее внесенные сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 30 ноября 2006 г. следует читать как "N 226-РМ"
Однако данные выводы сделаны судом без учета и оценки всех юридически значимых обстоятельств дела и при неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 г. N 222 Минэкономразвития РФ утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
- образования нового земельного участка;
- изменения площади земельного участка при упорядочении его границ;
- изменения вида разрешенного использования земельного участка;
- перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
- выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В пунктом 2.1.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 (в ред. от 30.06.2010 г.) "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний предусмотрено что, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
Как следует из материалов дела, ранее земельный участок с кадастровым номером ... (равнозначен кадастровому номеру ...) был учтен в государственном кадастре недвижимости в качестве земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства (л.д. 35). Его кадастровая стоимость была определена в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30 ноября 2006 г. N 151-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области".
В связи с выведением земельного участка из сельскохозяйственного оборота в установленном порядке был изменен вид его разрешенного использования: для дачного строительства (л.д. 37). В связи с чем в отношении его действуют Результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области"
Указанным Распоряжением установлен средний уровень кадастровой стоимости садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам, согласно которому средний уровень кадастровой стоимости по дачным объединениям по субъекту РФ составил ... руб.
Расчет кадастровой стоимости земельного участка ... произведен путем умножения среднего удельного показателя для субъекта РФ на площадь земельного участка, кадастровая стоимость составила ... руб. (л.д. 37).
Такой порядок определения кадастровой стоимости земельного участка применен Управлением Росреестра по Московской области на основании п. 2.4 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222 (в ред. от 02.11.2009 г.) "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", которым предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Кроме того, Управление Росреестра по Московской области правомерно применило разъяснения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2010 г. N 15/87-СБ, которыми установлено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующих объединений, его кадастровую стоимость возможно определить путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Таким образом, Управление Росреестра по Московской области, определяя кадастровую стоимость земельного участка, действовало в соответствии с требованиями Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель, Административного регламента исполнения государственной кадастровой оценки земель, что в силу п. 4 ст. 258 ГПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, принять по дуле новое решение, которым в удовлетворении заявления Прокопчука С.И. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 20 июля 2011 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Прокопчука ... о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка и исключении данных сведений из государственного кадастра недвижимости отказать.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 марта 2012 г. по делу N 33-7545
Текст определения официально опубликован не был