Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 июня 2012 г. по делу N 11-3846
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Базьковой Е.М.
и судей Шаповалова Д.В., Владимировой Н.Ю.
при секретаре Егорове Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Управления ФСБ по г. Москве и Московской области, на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2011 года, которым постановлено:
"Обязать Управление ФСБ по Москве и Московской области выдать Ковалевич Ю.В. удостоверение ветерана боевых действий".
Установила:
Ковалевич Ю.В. обратился в суд к Управлению ФСБ по г. Москве и Московской области с иском об обязании выдать удостоверение участника боевых действий, мотивируя свои требования тем, что в период прохождения службы в Федеральной пограничной службе РФ неоднократно направлялся в служебные командировки: с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. в республику Северная Осетия и республики Ингушетия; с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. в республику Таджикистан. За выполнение служебных задач в условиях чрезвычайного положения был награжден ... г. знаком отличия "За заслуги в Пограничной службе 2 степени", ... г. знаком отличия "За заслуги в Пограничной службе 1 степени". Обратившись к ответчику с рапортом о выдаче удостоверения ветерана боевых действий ... г. он получил отказ, который, по мнению заявителя, нарушает его права и противоречит действующему законодательству.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме. Ответчик в судебное заседание явился, возражал относительно удовлетворения иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Управление ФСБ по г. Москве и Московской области.
Проверив материалы дела, выслушав представителя УФСБ по г. Москве и Московской области - Овчинникова Д.С., истца Ковалевича Ю.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с нарушением требований действующего законодательства и противоречит установленным обстоятельствам дела, в связи с чем подлежит отмене.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
Из содержания пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному Закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа" Федеральной пограничной службе Российской Федерации предписывалось взять под охрану Государственную границу Российской Федерации на территории Чеченской Республики и обеспечить усиление режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приведенным выше Постановлением Правительства Российской Федерации, Главнокомандующий Пограничными войсками Российской Федерации 17 декабря 1994 года издал приказ N 0377 "Об объявлении территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа зоной вооруженного конфликта и утверждении перечня воинских частей Пограничных войск Российской Федерации, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа".
В подтверждение факта прохождения Ковалевичем Ю.В. службы в условиях вооруженного конфликта суд первой инстанции сослался на справку войсковой части N ... от ... г. и справку войсковой части N ... от ... г. о том, что последний действительно находился в указанные им периоды в республике Северная Осетия, Ингушетия, Кабардино-Балкария и республике Таджикистан, а также показания свидетелей П.В.В. и К.М.В.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными в части определения правового статуса истца при его нахождении в служебных командировках в республиках Северная Осетия, Ингушетия, Кабардино-Балкария.
Как Постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 1360, так и приказ Главнокомандующего Пограничными войсками РФ от 17 декабря 1994 года N 0377 к выполнению задач при вооруженных конфликтах относили: выполнение военнослужащими Пограничных войск Российской Федерации задач по охране Государственной границы на территории Чеченской Республики; обеспечение усиления режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации.
Согласно Приказа ФСБ РФ от 04.12.2008 N 588 "Об утверждении Инструкции об организации в органах Федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г." удостоверения ветерана боевых действий оформляются и выдаются на основании соответствующих заявлений и при наличии подтверждающих документов. К подтверждающим документам для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта относятся, - приказ (выписка из приказа) или справка, военный билет, выписка из послужного списка личного дела военнослужащего или лица из числа гражданского персонала, подтверждающие его фактическое участие в выполнении указанных задач с ... г. по ... г.
Как это видно из материалов дела Ковалевич Ю.В. находясь в указанный им период времени в период с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. в республиках Северная Осетия, Ингушетия, Кабардино-Балкария выполнял задачи по усилению режима охраны Государственной границы на территориях сопредельных с Чеченской Республикой на территории других субъектов Российской Федерации.
Сам по себе факт выполнения заявителем указанной задачи, не дает оснований для приобретения им статуса участника боевых действий, поскольку Главнокомандующий Пограничными войсками РФ правом объявления зон вооруженных конфликтов в 1994 году не обладал, а распространение на Ковалевича Ю.В. в период командировок отдельных положений Федерального закона от 21 января 1993 года N 4328-I не является достаточным основанием для вывода об участии в боевых действиях либо выполнение иных фактических задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях.
При этом, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", была отнесена лишь территория Чеченской Республики.
Предоставленное п. 2 этого же Постановления силовым ведомствам право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, осталось нереализованным.
Вывод суда первой инстанции о том, что удостоверение ветерана боевых действий должно быть выдано Ковалевичу Ю.В. в связи с тем, что он в период с ... г. по ... г. и с ... г. по ... г. направлялся в служебную командировку в республику Таджикистан, по мнению судебной коллегии является преждевременным.
По аналогии с указанными выше условиями выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, сам по себе факт нахождения на территории республики Таджикистан не дает права на приобретение статуса ветерана.
Кроме того, согласно Федерального закона от 07.11.2011 N 307-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах", боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; февраль 1993 года - декабрь 1997 года, были внесены в раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" с 1 января 2012 года, в то время как решение по делу вынесено судом 7 декабря 2011 г.
Соответственно, на момент обращения истца в УФСБ по г. Москве и Московской области с рапортом о выдаче удостоверения ветерана боевых действий в ... году и с настоящим иском в Мещанский районный суд г. Москвы ... г., оснований для его выдачи не имелось.
В свою очередь, учитывая внесение вышеуказанных изменений в действующее законодательство, Ковалевич Ю.В. вправе повторно обратится в установленном порядке в УФСБ по г. Москве и Московской области с заявлением (рапортом) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий в связи с прохождением военной службы в республике Таджикистан.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РФ, определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2011 года - отменить.
Постановить новое решение, которым:
"В удовлетворении искового заявления Ковалевича Ю.В. об обязании Управления ФСБ по г. Москве и Московской области выдать ему удостоверение ветерана боевых действий - отказать".
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 июня 2012 г. по делу N 11-3846
Текст определения официально опубликован не был