Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 апреля 2012 г. N 11-5573
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Е.М. Базьковой,
судей А.Н. Пономарева, В.М. Пильгановой,
при секретаре Е.В. Егорове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата г. Москвы на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 6 декабря 2011 года по делу по иску М.М. Кашина к отделу объединенного Военного комиссариата г. Москвы по Гагаринскому району ЮЗАО о признании права на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий, которым иск удовлетворен, установила:
М.М. Кашин, ... года рождения, обратился в суд с указанным выше иском к отделу объединенного Военного комиссариата г. Москвы по Гагаринскому району ЮЗАО, ссылаясь на то, что в период с 6 декабря 1977 года по 31 июля 1979 года он, являясь капитаном плавучей базы "Магаданский Комсомолец", принимал участие в боевых действиях у берегов Эфиопии при выполнении интернационального долга.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 6 декабря 2011 года постановлено: признать М.М. Кашина ветераном боевых действий; признать право М.М. Кашина на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий.
В апелляционной жалобе Военного комиссариата г. Москвы ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела, в том числе архивной справки Войск и Сил на северо-востоке Министерства обороны РФ от 13 марта 2008 года, усматривается, что Кашин М.М. в период с 6 декабря 1977 года по 31 июля 1979 года в звании капитана 2 ранга находился на борту плавучей базы подводных лодок "Магаданский Комсомолец" (в/ч 90068).
При этом из Справки Организационного мобилизационного Управления штаба Тихоокеанского флота Министерства обороны РФ усматривается, что личный состав плавучей базы подводных лодок "Магаданский Комсомолец" в указанный период времени выполнял интернациональный долг в странах, где велись боевые действия.
Кроме того, архивной справкой Штаба Краснознаменского Тихоокеанского флота подтверждается, что плавучая база подводных лодок "Магаданский Комсомолец" принимала участие в боевых действиях в Эфиопии с период с 6 декабря 1977 года по 31 июля 1979 года.
В 2008 году ОВК г. Москвы по Гагаринскому району ЮЗАО отказало М.М. Кашину в удовлетворении его заявления на том основании, что плавучая база подводных лодок, командиром которой он являлся, не принимала непосредственное участие в боевых действиях.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд руководствовался тем, что такой отказ является необоснованным.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из содержания пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях.
В разделе 3 Перечня, утвержденного в Приложении к названному Федеральному закону, указано, что боевые действия велись в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года и с мая 2000 года по декабрь 2000 года.
При таком положении суд, установив, что отказ отдела объединенного Военного комиссариата г. Москвы по Гагаринскому району ЮЗАО нарушает права истца пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что отдел объединенного Военного комиссариата г. Москвы по Гагаринскому району ЮЗАО не является юридическим лицом.
Между тем, данное обстоятельство само по себе основанием для отмены решения суда служить не может, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
С учетом изложенного направленные судом в отдел объединенного Военного комиссариата г. Москвы по Гагаринскому району ЮЗАО извещения о времени и месте судебного заседания последний обязан был передать в Военный комиссариат г. Москвы.
В силу общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом неисполнение отделом объединенного Военного комиссариата г. Москвы по Гагаринскому району ЮЗАО своих процессуальных обязанностей не может повлечь негативные последствия для М.М. Кашина.
При этом судебная коллегия принимает во внимание возраст М.М. Кашина и то обстоятельство, что именно отделом объединенного Военного комиссариата г. Москвы по Гагаринскому району ЮЗАО ему отказано в удовлетворении заявления.
Довод жалобы о том, что выдача удостоверений ветерана боевых действий не относится к компетенции Военного комиссариата г. Москвы, также не может повлечь отмену решения суда.
В соответствии с п. 1 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (утв. Приказом Минобороны РФ от 2 ноября 2009 г. N 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации") настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52 (ч. II), ст. 5064; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3644).
Согласно п. 2 названного постановления Правительства РФ установлено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 2 Порядка в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются:
в военных округах, на флотах, в воинской части 45807 - комиссии военных округов, флотов, воинской части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии);
в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется - центральный аппарат) - центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - центральная комиссия).
Кроме того, на центральную комиссию возлагается руководство работой всех комиссий, контроль за их деятельностью, а также принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений в случаях, когда комиссии не могут принять соответствующего решения.
Сведения об адресах центральной комиссии и комиссий приведены в приложении N 1 к настоящему Порядку (п. 3 названного Порядка) - в данном случае это Комиссия Западного военного округа по адресу: 192055, г. Санкт-Петербург, Д-55.
Разделом II упомянутого Порядка установлены условия оформления и выдачи удостоверений, которым предусмотрено, в частности, что для получения удостоверения военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, направляют обращения:
в центральную комиссию - проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центрального аппарата (кроме воинской части 45807) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - организации), им подчиненных, а также в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных);
в комиссии - проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, воинской части 45807.
Иные лица, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, а проживающие в Калининградской области - в комиссию Балтийского флота (п. 8).
Пунктом 9 Порядка определены документы, которые необходимо представить заявителям.
На основании заключения и выписки из протокола оформляются удостоверения военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации:
проходящим военную службу (работающим) в структурных подразделениях центрального аппарата (кроме воинской части 45807) и в воинских частях и организациях, им подчиненных, а также в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных) - Главным управлением кадров;
проходящим военную службу (работающим) в органах военного управления, воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации - кадровыми органами военных округов;
проходящим военную службу (работающим) в органах военного управления, воинских частях и организациях флотов, воинской части 45807 - кадровыми органами флотов, воинской части 45807 соответственно.
Иным лицам, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, удостоверения оформляются в кадровом органе военного округа, на территории которого они проживают, а проживающим в Калининградской области - в кадровом органе Балтийского флота (п. 12).
Если при рассмотрении документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, комиссия не может принять решения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения, то обращение вместе с приложенными документами, подтверждающими непосредственное участие в боевых действиях, направляется на рассмотрение в центральную комиссию для принятия решения. В этом случае срок рассмотрения обращения центральной комиссией может быть продлен до 30 дней. Центральная комиссия организует проверку представленных документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, и после принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения готовит заключение, которое направляется в соответствующую комиссию, представившую документы на рассмотрение (п. 13).
В случае принятия центральной комиссией (комиссией) решения об отказе в выдаче удостоверения лицу, обратившемуся в центральную комиссию (комиссию), направляется заключение. К заключению прикладываются документы, поступившие в центральную комиссию (комиссию) вместе с обращением (п. 14).
Решением суда по настоящему делу фактически установлен факт, имеющий юридическое значение для выдачи М.М. Кашину удостоверения ветерана боевых действий.
Данный факт ранее неоднократно подтверждался решениями судов, которые вступили в законную силу, в отношении лиц, проходивших военную службу в спорный период времени под руководством М.М. Кашина.
С учетом изложенного решение суда по настоящему делу является тем документом, который Военный комиссариат г. Москвы, отделение которого необоснованно отказало М.М. Кашину в признании его права на льготы, должен направить Западный военный округ наряду с другими необходимыми документами в Западный военный округ для выдачи М.М. Кашину удостоверения ветерана боевых действий.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 6 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.