Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2012 г. N 11-7617
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего С.В. Климовой,
судей А.Н. Пономарева, Н.Ю. Владимировой,
при секретаре Ю.А. Меркуловой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе Л.М. Ермоленко на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2012 года по делу по иску Л.М. Ермоленко к ГУ г. Москвы "Инженерная служба "Выхино" района Выхино-Жулебино о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, которым в удовлетворении исковых требований отказано, установила:
Л.М. Ермоленко обратилась в суд с указанным выше иском к ГУ г. Москвы "Инженерная служба "Выхино" района Выхино-Жулебино, ссылаясь на то, что ответчик незаконно не выплачивал ей установленную трудовым договором и дополнительным соглашением к нему, штатным расписанием, а также действующим в организации Положением об оплате труда работников надбавку к окладу за сложность работы.
Решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2011 года иск удовлетворен.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 ноября 2011 года решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 26 сентября 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
При новом рассмотрении решением Кузьминского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2012 года постановлено: в удовлетворении иска Л.М. Ермоленко к ГУ г. Москвы "Инженерная служба "Выхино" района Выхино-Жулебино о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда отказать.
В апелляционной жалобе Л.М. Ермоленко ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Л.М. Ермоленко доводы апелляционной жалобы поддержала.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ГУ г. Москвы "Инженерная служба "Выхино" района Выхино-Жулебино, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав Л.М. Ермоленко, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Л.М. Ермоленко работала в ГУ г. Москвы "Инженерная служба "Выхино" района Выхино-Жулебино в должности специалиста по кадрам с 3 марта 2007 года.
В соответствии с трудовым договором, штатным расписанием заработная плата истицы, помимо оклада предусматривала, в частности, надбавку за сложность не выше 40 процентов.
На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от 24 сентября 2009 года условие о выплате указанной надбавки исключено (л.д. 31).
В период с апреля по октябрь 2011 года надбавка за сложность Л.М. Ермоленко не выплачивалась.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался тем, что правовых оснований для выплаты такой надбавки не имелось.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ст. 8 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 Трудового кодекса РФ).
К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:
- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ);
- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса РФ - оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса РФ - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса РФ - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса РФ - оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ - поощрения за труд).
При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.
Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
Применительно к системе оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений дополнительно следует учитывать положения ст. 144 Трудового кодекса РФ.
Согласно данной норме права системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В соответствии с п. 2.1 Положения об оплате труда, поощрении и оказании материальной помощи работникам Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба Юго-Восточного административного округа" и Государственных учреждений города Москвы инженерные службы районов Юго-Восточного административного округа (утв. Распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы от 01.07.2008 N 933 (ред. от 03.02.2011)) оплата труда работников Учреждений предусматривает должностной оклад, повышающий коэффициент к должностному окладу, ежемесячные надбавки к должностному окладу:
- за выслугу лет (стаж работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства);
- за сложность и напряженность;
- за специальный режим работы.
Согласно п. 2.4.2 названного Положения работникам Учреждений (за исключением работников диспетчерских служб) ежемесячные надбавки к должностным окладам: за сложность и напряженность и специальный режим работы в размере 40% от должностного оклада при наличии утвержденного перечня должностей и списков работников, замещающих указанные должности, при отсутствии дисциплинарных взысканий.
Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы устанавливается при условии добросовестного выполнения работником должностных обязанностей, строгого соблюдения работником трудовой дисциплины и распорядка рабочего дня, своевременного выполнения заданий и поручений непосредственного начальника.
Размер ежемесячных надбавок к должностным окладам для работников Учреждений определяется руководителями Учреждений, размер ежемесячных надбавок руководителей Учреждений за сложность, напряженность и специальный режим работы определяется префектом Юго-Восточного административного округа по представлению Учреждений (п. 2.9 Положения).
В случае наличия у руководителя, сотрудника Учреждения неснятых дисциплинарных взысканий надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы может быть снижена или снята полностью и премирование руководителя, сотрудника согласно пункту 2.8 настоящего Положения (п. 2.11 Положения).
Из анализа указанных норм права следует, что предписание о выплате надбавки соответствующим категориям должностных лиц ГУ г. Москвы "Инженерная служба "Выхино" района Выхино-Жулебино не является нормой прямого действия, поскольку не служит непосредственным основанием для выплаты названной надбавки.
С учетом данного обстоятельства, принимая во внимание, что полномочия по определению круга лиц, имеющих право на надбавку, установлению ее конкретных размеров в зависимости от характера и сложности работы возложены на префекта Юго-Восточного административного округа по представлению Учреждений, следует признать, что реализация содержащихся в п. 2.1 Положения об оплате труда, поощрении и оказании материальной помощи работникам Государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба Юго-Восточного административного округа" и Государственных учреждений города Москвы инженерные службы районов Юго-Восточного административного округа положений возможна лишь при наличии соответствующего решения префекта и представления руководителя ГУ г. Москвы "Инженерная служба "Выхино" района Выхино-Жулебино.
В соответствии с названными нормами права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и пришел к правомерному выводу о том, что при отсутствии такого представления руководителя ГУ г. Москвы "Инженерная служба "Выхино" района Выхино-Жулебино и решения префекта надбавка за сложность Л.М. Ермоленко обоснованно не была выплачена.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что с учетом дополнительного соглашения к трудовому договору от 24 сентября 2009 года выплата указанной надбавки Л.М. Ермоленко не предусмотрена.
Изложенное опровергает доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и Л.М. Ермоленко не опровергнуты.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.М. Ермоленко - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2012 г. N 11-7617
Текст определения официально опубликован не был