Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 мая 2012 г. N 11-7960
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Л.В. Дедневой,
судей А.Н. Пономарева, Н.Ю. Владимировой,
при секретаре И.Н. Евдокименковой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарева дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по г. Москве на решение Тверского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2012 года по делу по иску Н.П. Салия к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным пересмотра выплаты пенсии, которым иск удовлетворен, установила:
Н.П. Салия обратился в суд с указанным выше иском к ГУ МВД России по г. Москве, полагая необоснованным пересмотр выплаты пенсии за период с 12 декабря 1991 года по 15 декабря 1996 года, когда он служил начальником управления внутренних дел г. Сухуми.
Требования мотивированы тем, что данный период ему необоснованно исключен из выслуги лет на основании решения Центра пенсионного обеспечения ГУВД по г. Москве.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2012 года постановлено: Удовлетворить исковые требования Салия Нури Покровича к ГУ МВД России по г. Москве (ранее - ГУВД по г. Москве) о признании действия Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве по пересмотру размера пенсии Салии Нури Покровича с 1 мая 2001 года незаконным; Обязать ГУ МВД России по г. Москве восстановить размер пенсии в полном объеме за выслугу лет 32 года; Взыскать с ГУ МВД России по г. Москве в пользу Салия Н.П. недополученную часть пенсии за период с 1 августа 2009 года 29 февраля 2012 года с выплатой недополученной части пенсии в размере ... рублей.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по г. Москве ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель ГУ МВД России по г. Москве - В.Е. Шувалова, по доверенности от 29 декабря 2011 года, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Н.П. Салия просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ МВД России по г. Москве, Н.П. Салия обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Из материалов дела усматривается, что Н.П. Салия с 12 мая 1978 года являлся сотрудником МВД Абхазской ССР и 15 декабря 1996 года был уволен по выслуге срока службы, дававшего право на получение пенсии.
Выплата пенсии Н.П. Салия производилась за выслугу лет 32 года с 16 декабря 1996 года.
В связи с переездом Н.П. Салия на новое место жительство в г. Москву 26 декабря 1996 года в Центр пенсионного обеспечения ГУВД по г. Москве из Республики Абхазия поступило пенсионное дело истца для дальнейшего пенсионного обеспечения по новому избранному месту жительства.
Поскольку решением Центра пенсионного обеспечения ГУВД по г. Москве не подтверждена выслуга лет Н.П. Салия за период с 12 декабря 1991 года по 15 декабря 1996 года, когда он проходил службу в ином государстве, с 1 мая 2001 года размер пенсии истцу был пересмотрен за вычетом указанного периода.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд руководствовался тем, что Н.П. Салия являлся гражданином бывшего СССР, а потому ответчик незаконно пересмотрел размер пенсии.
С данными выводами согласиться нельзя.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. К таким условиям относится, кроме того, наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах.
В силу ст. 4 названного Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация является участником Соглашений стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 года и "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" от 24.12.1993 года.
В преамбуле Соглашения от 13.03.1992 г. говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (п. 1 ст. 6).
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
Однако данное соглашение Республикой Грузией не подписано.
Соглашение стран СНГ от 24.12.1993 "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств" подписали:
Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.
Вступил в силу для государств (по состоянию на 24 октября 2011 года):
Туркмения, Казахстан и Таджикистан - с 21 ноября 1994 года;
Узбекистан - с 23 января 1995 года;
Белоруссия - с 10 апреля 1995 года;
Киргизия - с 19 января 1996 года;
Украина - с 10 апреля 1996 года;
Россия - с 9 июля 1999 года;
Молдавия - с 6 ноября 2002 года;
Армения - с 28 января 2004 года;
Азербайджан - с 15 апреля 2004 года.
Документ подписан Грузией, выполнение внутригосударственных процедур не подтверждено.
Согласно ст. 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают (ст. 7 Соглашения).
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел" (заключено в г. Москве 13.06.2011) на момент рассмотрения спора судом не вступило законную силу.
Таким образом, суд первой инстанции в нарушение названных норм материального права не учел, что ответчик не уполномочен определять стаж службы в органах внутренних дел Республики Грузия.
При таком положении действия ГУ МВД России по г. Москвы, по поводу которых возник спор, следует считать законными и обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2012 года отменить, вынести новое решение, отказав Н.П. Салия в удовлетворении иска к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконным пересмотра выплаты пенсии.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.