Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2012 г. N 11-8364
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Климовой С.В.,
судей Пильгановой В.М., Владимировой Н.Ю.,
при секретаре Смирновой А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя Мищерякова С.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Мищерякова С.В. к Военному комиссариату г. Москвы о перерасчете и взыскании недополученной пенсии, судебных расходов - отказать, установила:
Мищеряков С.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Москвы о перерасчете и взыскании недополученной пенсии, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указав, что проходил военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему районах в Комсомольске-на-Амуре и на Камчатке в общей сложности более 8 лет, но пенсия ему начислена с 01 июня 1993 г. без учета районного коэффициента "1.6".
Истец, его представитель в судебное заседание явились, иск поддержали.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, иск не признал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе представитель Мищерякова С.В.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Мищерякова С.В., представителя Военного комиссариата г. Москвы, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Как установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, Мищеряков С.В. является пенсионером Министерства обороны РФ, проходил военную службу в кадрах Советской Армии с 26 июля 1972 г. по 07 декабря 1999 г., в том числе на Крайнем Севере, Камчатке с 19 августа 1977 г. по 24 октября 1977 г., в г. Комсомольске-на-Амуре (районе, приравненном к району Крайнего Севера) с 30 ноября 1978 г. по 21 августа 1979 г. и на Камчатке с 22 августа 1980 г. по 24 ноября 1987 г.
Всего на Крайнем Севере - 7 лет 5 месяцев 7 дней, в приравненных районах - 8 месяцев 21 день. Всего на Крайнем Севере и приравненных к нему районах - 8 лет 1 месяц 28 дней, из них на атомных подводных лодках с СЭУ в период их действия - 8 лет 1 месяц 28 дней.
Истец уволен с военной службы в запас в 1993 году. После увольнения в запас до переезда в г. Москву проживал в Калужской области. Проживая в Калужской области, с апреля 2002 года по сентябрь 2009 года, истец получал пенсию с учетом районного коэффициента 1,6 на основании решения Калужского районного суда Калужской области от 19 августа 2002 г. по делу по иску Мищерякова С.В. к Военному комиссариату Калужской области о перерасчете и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.
После переезда в г. Москву на постоянное место жительство выплата пенсии производится без учета районного коэффициента.
Судом установлено, что 17 марта 2010 года истец обратился к Начальнику отдела Военного Комиссариата по Люблинскому району ЮВАО г. Москвы с заявлением о перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента 1,6, установленного для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям в соответствии с Законом от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", действовавшего на момент возникновения пенсионных правоотношений.
Согласно ответа Военного комиссариата г. Москвы пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, и их семей регулируется Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. В соответствии с частью третьей статьи 48 Закона, введенной в действие с 1 января 2003 г., пенсионерам из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, предусмотрено исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента. Поскольку выслуга заявителя в районах Крайнего Севера, составляет менее 15 лет, то распространить на него действие статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, оснований не имеется.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно части первой его статьи 1, распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из части второй той же статьи, гарантии и компенсации предоставляются лишь в случаях, предусмотренных данным Законом.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся - в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы - от аналогичных параметров трудовых пенсий: пенсии за выслугу лет, как правило, назначаются при требуемой выслуге военной службы независимо от возраста, их размеры значительно выше размеров трудовых пенсий и подлежат перерасчету при увеличении денежного довольствия военнослужащих.
Частью третьей статьи 48 названного Закона (в редакции Федерального закона от 10 января 2002 года) предусмотрено, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5) независимо от времени обращения за назначением пенсии. Истец имеет стаж службы на Крайнем Севере и приравненных к нему районах 08 лет 01 мес. 28 дн.
С учетом различий пенсий за выслугу лет на военной службе и трудовых пенсий, назначаемых на общих основаниях, установленная в Законах Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" дифференциация правил исчисления пенсий с применением районного коэффициента на основании, в том числе, такого критерия, как работа по трудовому договору или военная служба в районах Крайнего Севера, сама по себе не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации военнослужащими гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, суд согласился с доводами ответчика, что исковые требования Мищерякова С.В. не основаны на законе и не могут быть удовлетворены.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права - не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на обстоятельства, которые исследовались судом 1 инстанции и которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что имеется вступившее в законную силу решение Калужского районного суда от 19.08.2002 г., которым военный комиссариат Калужской области был обязан произвести истцу перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента 1,6, не может являться основанием для отмены решения суда, так как решение Калужского районного суда не обязывает военный комиссариат г. Москвы исчислять и выплачивать истцу пенсию с учетом районного коэффициента.
Не усматривая оснований к отмене в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мищерякова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.