Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2012 г. N 11-8436
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Базьковой Е.М.
и судей Шаповалова Д.В., Пономарева А.Н.,
при секретаре Крупенченко И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В., гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Московской области на решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года, которым постановлено:
"обязать ГУ МВД РФ по Московской области произвести перерасчет пенсии Луканину М.Н., исходя из увеличения должностного оклада, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, установленных за первую группу работ с химическим оружием, начиная с ... года". Установила:
Луканин М.Н. обратился в суд с иском к ГУ МВД РФ по Московской области о признании права на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по должности, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что в период с ... года по ... год, то есть до увольнения в запас по выслуге лет, он проходил службу в ФГУ ВНИИ ПО МВД РФ в должности старшего инженера отдела 2.8. По мнению истца, занимаемая им в период прохождения службы должность и функциональные обязанности по занимаемой должности относятся к первой группе работ с химическим оружием, что дает ему право на перерасчет пенсии с учетом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по его должности с применением коэффициента 2,0.
Истец в судебное заседание явился, на удовлетворении требований настаивал. Представитель ответчика в суд явился, возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ГУ МВД РФ по Московской области.
Проверив материалы дела, выслушав Луканина М.Н., представителя ответчика Серокурова И.В., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Луканин М.Н. в период с ... года по ... год проходил службу в должности старшего инженера ФГУ ВНИИ ПО МВД РФ, уволен из органов внутренних дел по выслуге лет ... г. на основании приказа N ... от ... г. Луканин М.Н. состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД РФ по Московской области и является получателем пенсии за выслугу лет с ... г., размер которой определен без учета надбавки за работу с химическим оружием в оклад по должности, занимаемой на момент увольнения.
В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Пунктом "б" статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ) установлено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам.
К первой группе работ с химическим оружием относятся: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию; работы по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия; работы по техническому обслуживанию и обследованию химического оружия, связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также работы по уничтожению отдельных химических боеприпасов, емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии; работы по ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.
Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению.
В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по первой группе работ составляет 2,0.
Во исполнение Федерального закона от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 188, утвержден "Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки", а также "Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
В соответствии с названным Постановлением, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Министра промышленности и торговли Российской Федерации, согласованных с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно Перечню профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым дает право на социальные гарантии, утвержденному 24 октября 2002 г. N 017 приказом МЧС России, должность "старший инженер" Федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России" г. Москва отнесена к первой группе работ.
Проанализировав названные выше нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Луканин М.Н., который занимал перед увольнением должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, приобрел право на социальные гарантии.
В тоже время, вывод суда об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии с ... г., что подразумевает выплату образовавшейся задолженности, как разницы между выплаченной частью пенсии и начисленной с учетом повышающего коэффициента, не соответствует нормам материального права.
Согласно ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии перерасчет производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии, при несвоевременном его обращении, может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом.
По смыслу ст. 55 во взаимосвязи со ст.ст. 53 и 54 указанного Закона ограничение срока выплаты пенсии в повышенном размере 12 месяцами законодатель связывает с поведением заявителя, который несвоевременно обратился по вопросу ее увеличения, то есть не воспользовался своим правом потребовать перерасчет пенсии с момента возникновения новых обстоятельств. При этом предполагается добросовестное выполнение своих обязанностей органом, начисляющим пенсию.
Исходя из содержания приведенной выше нормы права, право пенсионера на повышение (перерасчет) размера пенсии реализуется путем обращения пенсионера за перерасчетом, т.е. носит заявительный характер.
На момент принятия постановления Правительства от 29 марта 2002 года N 187, ФГУ "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны", в перечень утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки", как подразделение (производство) находящееся в ведении МВД РФ включено не было. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства N 188 от 29.03.2002 г., Министерство внутренних дел РФ аттестацию рабочих мест указанного ФГУ "ВНИИ ПО" не проводило и не имело право проводить в связи с переподчинением института Министерству чрезвычайных ситуаций РФ, соответственно каких-либо решений об отнесении должности Луканина М.Н. к работе с вредными условиями труда не принимало.
Перечень профессий и должностей граждан, занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием", работа по которым дает право на социальные гарантии, в МЧС РФ был утвержден 24 октября 2002 г. приказом N 017.
Выписка из протокола заседания комиссии подтверждающая право заявителя на оплату труда в повышенном размере от ... г., была получена Луканиным М.Н. в ... году и предоставлена в пенсионный орган МВД не ранее ... года.
Так как право истца на начисление пенсии в повышенном размере возникло с момента принятия постановления Правительства РФ N 187 от 29.03.2002 г. и N 188 от 29.03.2002 г., а также утверждения МЧС РФ соответствующего перечня профессий и должностей 24.10.2002 г., после выхода Луканина М.Н. на пенсию как сотрудника МВД РФ в ... году, которая на тот момент была начислена верно, вина органа пенсионного обеспечения МВД, не произведшего перерасчет пенсии с ... года по собственной инициативе, без заявления пенсионера и документов МЧС РФ подтверждающих право на повышенный размер должностного оклада отсутствует.
Таким образом, учитывая факт обращения Луканина М.Н. в пенсионный орган ГУ МВД РФ по Московской области ... г., перерасчет пенсии может быть произведен не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. 329, ст. 330 ГПК РФ, определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 20 марта 2012 года - изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Обязать ГУ МВД РФ по Московской области произвести перерасчет пенсии Луканину М.Н., исходя из увеличения должностного оклада, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием, установленной за первую группу работ с химическим оружием, начиная с ... года".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД РФ по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2012 г. N 11-8436
Текст определения официально опубликован не был