Постановление Московского городского суда от 17 июля 2012 г. N 4у/5-5842/12
Судья Московского городского суда Задорожная З.А.,
изучив надзорную жалобу осужденного Рыбакова Э.А. о пересмотре приговора Кунцевского районного суда города Москвы от 11 сентября 2009 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 09 ноября 2009 года, установила:
приговором Кунцевского районного суда города Москвы от 11 сентября 2009 года
Рыбаков Э.А., ранее не судимый,
осужден по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 5 годам лишению свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок отбывания наказания постановлено исчислять с 28 января 2009 года.
Приговором разрешена судьба вещественных доказательств.
Этим же приговором осуждён Лигай Д.В.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 09 ноября 2009 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением Центрального районного суда города Воронежа от 27 октября 2011 года вынесенным в порядке ст.ст. 397, 399 УПК РФ приговор от 11 сентября 2009 года в отношении Рыбакова Э.А. изменен: его действия переквалифицированы на ч. 2 ст. 162 УК РФ (в ред. ФЗ от 07 марта 2011 года N 26-ФЗ) и назначено наказание в виде 4 лет 10 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Рыбаков Э.А. осужден за разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Преступление совершено 28 января 2009 года в городе Москве, в период времени и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В надзорной жалобе осужденный Рыбаков Э.А., не соглашаясь с состоявшимися судебными решениями, считает их незаконными и необоснованными, указывает на то, что судом нарушены нормы уголовного и уголовно-процессуального закона, неправильно дана оценка доказательствам, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, утверждает, что дело рассмотрено с обвинительным уклоном, предварительного сговора на совершение преступления не было, металлический вентиль в качестве оружия к потерпевшему не применял, в связи с этим, просит о пересмотре состоявшихся судебных решений, переквалификации его действий и смягчении назначенного ему наказания с учетом смягчающих обстоятельств и изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 7 марта 2011 года в Уголовный кодекс РФ.
Проверив представленные материалы, считаю, что оснований для возбуждения надзорного производства не имеется.
Вопреки доводам надзорной жалобы осужденного, вывод суда о виновности Рыбакова Э.А. в совершении преступления, за которое он осужден, соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства, подтвержден доказательствами, проверенными судом и приведенными в приговоре, а именно: показаниями потерпевшего Г. о том, что Рыбаков Э.А., совместно с другими нападавшими, подверг его избиению, нанося удары руками и ногами по голове и телу, требовал отдать ему рюкзак и угрожал убийством, при этом он видел, что именно Рыбаков Э.А. наносил ему удары металлическим вентилем, надетым, как кастет на его правой руке, в результате нападения Рыбаков Э.А. с соучастниками отобрали у него имущество и с похищенным скрылись, но вскоре были задержаны сотрудниками милиции, при этом в момент задержания именно у Рыбакова Э.А. находился похищенный рюкзак, кроме того, после личного досмотра задержанных в ОВД, он опознал изъятый металлический вентиль как предмет, которым Рыбаков Э.А. наносил ему удары. Вышеуказанные показания потерпевшего подтверждены показаниями свидетелей К., Е., К., М., материалами дела, исследованными судом, в том числе, протоколами изъятия у Лигай Д.В. и Рыбакова Э.А. имущества похищенного ими у Г. в ходе разбойного нападения, а также металлического вентиля, которым Рыбаков Э.А. наносил удары Г. по голове и телу; заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которой у Г. выявлены болезненность при ощупывании и отек мягких тканей на лице и в поясничной области.
Данных, свидетельствующих о заинтересованности потерпевшего и свидетелей, при даче ими изобличающих Рыбакова Э.А. показаний не имеется.
Доказательства, положенные в основу приговора, получены в установленном законом порядке, исследованы в судебном заседании, получили должную оценку в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ, и свидетельствуют о том, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о виновности Рыбакова Э.А. в совершении преступления.
Доводы надзорной жалобы Рыбаков Э.А. о том, что в предварительный сговор на совершение преступления с другими соучастниками он не вступал и металлический вентиль в качестве оружия к потерпевшему не применял, тщательным образом проверены судом и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в приговоре. Ставить под сомнение выводы суда в этой части оснований не имеется.
По смыслу закона, насилие, примененное при совершении разбойного нападения, которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья, следует расценивать как опасное для жизни или здоровья.
Как правильно установлено судом, Рыбаков Э.А. совместно с другими соучастниками, имея умысел на хищение чужого имущества, напали на потерпевшего и нанесли ему многочисленные удары руками и ногами по различным частям тела, при этом Рыбаков Э.А. наносил удары Г. металлическим вентилем, используя данный предмет в качестве оружия, что создавало реальную опасность для жизни и здоровья потерпевшего.
Таким образом, юридическая квалификация действий Рыбакова Э.А. по ч. 2 ст. 162 УК РФ является правильной.
Наказание Рыбакову Э.А. назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, обстоятельств дела, личности Рыбакова Э.А., его первой судимости, положительной характеристики, состояния его здоровья, мнения потерпевшего о наказании. Добровольное возмещение Рыбаковым Э.А. материального ущерба потерпевшему признано судом обстоятельством, смягчающим наказание.
При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в соответствии со ст. 373 УПК РФ, проверила доводы кассационной жалобы адвоката Роднова И.А. в интересах осуждённого Рыбакова Э.А., в том числе аналогичные изложенным последним в надзорной жалобе, приведённые в обоснование необходимости изменения приговора, признала их несостоятельными, указав в кассационном определении мотивы принятого решения.
Кассационное определение соответствует требованиям ст. 388 УПК РФ.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение судебных решений, не установлено.
Что касается довода надзорной жалобы Рыбакова Э.А. о приведении приговора после вступления его в законную силу в соответствие с изменениями, внесенными в Уголовный кодекс РФ, то данные изменения не являются основанием для пересмотра состоявшихся судебных решений в порядке надзора, и в соответствии с ч. 3 ст. 396, ч. 3 ст. 397 УПК РФ относятся к вопросам связанным с исполнением приговора, которые подлежат рассмотрению судом по месту отбывания наказания.
Оснований для возбуждения надзорного производства по доводам осужденного Рыбакова Э.А. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 406 УПК РФ, судья постановила:
в удовлетворении надзорной жалобы осужденного Рыбакова Э.А. о пересмотре приговора Кунцевского районного суда города Москвы от 11 сентября 2009 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 09 ноября 2009 года отказать.
Судья Московского городского суда |
З.А. Задорожная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.