Решение Московского городского суда от 26 января 2012 г. N 3-6/12
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Казакова М.Ю.,
при секретаре Яковлевой О.А.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело N ... по иску К. к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Москве и Московской области об обязании назначить пенсию за выслугу лет с момента возникновения права, взыскании задолженности по выплатам пенсии, установил:
К., уточнив свои требования, обратилась в суд с иском к Федеральной службе безопасности РФ, Управлению Федеральной службы безопасности РФ по Москве и Московской области об обязании назначить пенсию за выслугу лет с момента возникновения права на ее выплату, взыскании задолженности по выплатам пенсии, мотивируя свои требования тем, что 24 апреля 1996 года на основании приказа начальника Управления военной контрразведки N 46-лс от 15 апреля 1996 года она была уволена с военной службы по достижению предельного возраста. Ее общий трудовой стаж на день увольнения составил 27 лет 10 месяцев и 02 дня, из которых 16 лет 11 месяцев и 02 дня составила военная служба. За назначением пенсии она обращалась с заявлениями в ФСБ России 14 марта 1997 года и 02 июня 1997 года. Однако пенсия назначена только с 15 ноября 2010 года, когда она в очередной (третий) раз обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Истица указывая, что пенсия за период с 14 марта 1997 года по 15 ноября 2010 года не была назначена исключительно по вине ответчиков, просит обязать УФСБ России по Москве и Московской области назначить ей пенсию за выслугу лет за период ... со дня возникновения на нее права, то есть с 24 апреля 1996 года и по 15 ноября 2010 года. Взыскать с УФСБ России по Москве и Московской области в ее пользу сумму неполученной пенсии в размере руб. ... коп. ...
Истица и ее представитель (по доверенности) в настоящем судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика ФСБ России, действующий на основании доверенности Потапов С.Е., в настоящее судебное заседание явился, иск К. не признал, пояснив, что для назначения пенсии необходимо оформить заявление по форме, установленной Инструкцией о порядке назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций состоящим на пенсионном обеспечении в органах федеральной службы безопасности лицам, проходившим военную службу, и их семьям, утвержденной приказом ФСБ России от 2 сентября 1995 года N 238. Несмотря на напоминания и разъяснения со стороны командования о необходимости подачи заявления о назначении пенсии, оно К. так и не было подано до 15 ноября 2010 года. Вины ФСБ России в несвоевременном назначении пенсии К. нет. С учетом изложенного просил отказать К. удовлетворении ее требований в полном объеме.
Представитель УФСБ России по Москве и Московской области, действующий на основании доверенности Овчинников Д.С., иск К. не признал, пояснив, что истице назначена пенсия с момента обращения за ее назначением с 15 ноября 2010 года пожизненно. Ранее в УФСБ России по Москве и Московской области не поступали документы для назначения истице пенсии, в связи с чем и оснований для ее назначения не было. Просил в удовлетворении требований К. отказать.
Выслушав объяснения истицы, ее представителя, представителей ответчиков, изучив материалы дела, обозрев материалы личного и пенсионного дел К., суд находит, что требования истицы подлежат частичному удовлетворению.
На момент увольнения К. условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в органах федеральной службы безопасности (контрразведки) регулировался Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (ст. 1), действовавшим в редакции Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ (далее Закон РФ).
Статьей 6 указанного закона предусмотрено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки), органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей (пункт "в" статьи 11).
Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет установлены статьей 13 Закона РФ.
Согласно пункту "б" указанной статьи право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел.
Работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения (статья 50).
Статьей 51 Закона РФ предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Согласно статье 53 Закона РФ пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении (пункт "а"). При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи (статья 54 Закона РФ).
На основании статьи 58 Закона РФ сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В ходе судебного разбирательства установлено, что К., 24 апреля 1951 года рождения, проходила военную службу в органах федеральной службы безопасности (контрразведки).
Приказом начальника Управления военной контрразведки от 15 апреля 1996 года N 46-лс К. уволена с военной службы по ст. 51 ч. 1 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе) с исключением из списков личного состава с 24 апреля 1996 года (л.д. 5).
Согласно обозревавшемся в настоящем судебном заседании личному и пенсионному делам истицы, К. на день своего увольнения имела выслугу лет на пенсию: военная служба: календарная 16 лет 10 месяцев; льготная 01 месяц 02 дня; трудовая деятельность 10 лет 11 месяцев; всего 27 лет 10 месяцев 02 дня.
Письмом за подписью начальника 2 направления отдела кадров войсковой части 14057 от 25 сентября 1996 года К. напоминалось, что в связи с увольнением с военной службы ей необходимо прибыть 10 октября ... в отдел кадров УВКР для оформления заявления на получение пенсии и сдачи служебного удостоверения сотрудника ФСБ России (л.д.41).
15 марта 1997 года истицей на имя директора ФСБ России направлено заявление, датированное 14 марта 1997 года, в котором она просила назначить пенсию, в связи с увольнением из ФСБ России с 24 апреля 1996 года (л.д. 9, 17).
19 марта 1997 года указанное почтовое отправление вручено представителю ФСБ России (л.д. 10).
15 апреля 1997 года начальником 2 направления отдела кадров Управления военной контрразведки ФСБ России в адрес К. направлено письмо, в котором истице напоминалось, что в связи с увольнением с военной службы, ей необходимо представить заявление о назначении пенсии и сдать служебное удостоверение сотрудника ФСК России. Также этим письмом сообщалось, что пенсионный отдел УФСБ России по г. Москве и Московской области пенсионные материалы для расчета и выплаты пенсии истице без заявления не принимает (л.д. 13).
02 июня 1997 года истицей на имя начальника отдела кадров Управления военной контрразведки ФСБ России направлено заявление, в котором К. указывает, что поскольку ее заявление от 14 марта 1997 года о назначении ей пенсии не рассмотрено до сих пор, она повторно просит назначить пенсию с 24 апреля 1996 года, в связи с увольнением ее из органов ФСБ России по возрасту (л.д. 9, 16).
Указанное почтовое отправление вручено представителю ФСБ России 05 июня 1997 года (л.д. 10).
На основании заявления от 15 ноября 2010 года К. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" с 15 ноября 2010 года назначена пенсия по смешанному стажу пожизненно (л.д. 6, 11).
Из справки N 848 от 15 ноября 2010 года ГУ ГУ ПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской области УПФР N 2 усматривается, что К. до указанного времени (до 15 ноября 2010 года) в базе данных получателей пенсии не значилась (л.д. 12).
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и никем не опровергнуты.
Из анализа установленных судом фактических обстоятельств дела следует, что К. на момент своего увольнения с военной службы имела право на получение пенсии за выслугу лет, поскольку на тот период достигла 45-летнего возраста, имела общий трудовой стаж более 27 календарных лет, из которых 16 лет 11 месяцев и 02 дня составляет военная служба.
Исходя из смысла приведенных выше норм, реализация права на пенсионное обеспечение носит заявительный характер и назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.
Согласно пункту "а" статьи 174 Инструкции о порядке назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций состоящим на пенсионном обеспечении в органах федеральной службы безопасности лицам, проходившим военную службу, и их семей, утвержденной приказом ФСБ России от 2 сентября 1995 года N 238 (далее Инструкция), действующей на период возникновения между сторонами спорных правоотношений, для назначения пенсий за выслугу лет военнослужащим, уволенным с военной службы, кадровым аппаратом органа, воинской части, издавшего приказ об увольнении военнослужащего, предоставляются в территориальные органы безопасности, помимо прочего, заявление о назначении пенсии (приложение N 2 к Инструкции) и расчет выслуги лет на пенсию (приложение 3 к Инструкции).
Судом установлено, что К. в марте и июне 1997 года обращалась в ФСБ России, в том числе в его кадровый аппарат, направив заявления о назначении ей пенсии, в связи с увольнением с военной службы по достижению предельного возраста.
Факт получения указанных заявлений представителями ФСБ России не оспаривался и подтверждается уведомлениями о вручении ответчику этих почтовых отправлений, представленных истицей в материалы дела.
Однако, как установлено судом, по заявлениям К. от 14 марта 1997 года и 02 июня 1997 года ответчиками решения о назначении пенсии принято не было. Пенсия истице назначена только с 15 ноября 2010 года, когда К. обратилась в ФСБ России с заявлением, оформленным по форме, установленной Порядком организации пенсионного обеспечения в органах ФСБ, утвержденным приказом ФСБ России от 1 мая 2003 года N 302.
Представитель ответчика ФСБ России, возражая против удовлетворения исковых требований, пояснил, что, несмотря на напоминания и разъяснения со стороны командования о необходимости подачи заявления о назначении пенсии, оно К. не было подано до 15 ноября 2010 года. Вины ФСБ России в несвоевременном назначении пенсии К. нет.
Суд не может согласиться с указанными доводами представителя ответчика, поскольку у истицы на момент увольнения с военной службы возникло право на получение пенсии за выслугу лет. О реализации своего право К. было заявлено путем подачи заявлений о назначении пенсии от 14 марта и 02 июня 1997 года.
Согласно положениям Главы 10 Инструкции о порядке назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций состоящим на пенсионном обеспечении в органах федеральной службы безопасности лицам, проходившим военную службу, и их семей, утвержденной приказом ФСБ России от 2 сентября 1995 года N 238, обязанность по оформлению документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет (за исключением заявления о назначении пенсии), лежит на кадровом аппарате воинской части, издавшего приказ об увольнении военнослужащего (л.д. 126-166).
Изложенное свидетельствует о том, что у ответчика не было предусмотренных законом оснований для отказа К. в назначении пенсии по ее заявлениям от 14 марта 1997 года и 02 июня 1997 года.
То обстоятельство, что истицей подавались заявления о назначении пенсии не по форме установленной Инструкцией, не является правовым основанием для отказа К. в реализации имеющегося у нее права на назначение пенсии за выслугу лет с момента ее исключения из списков личного состава, поскольку К. заявительный порядок назначения пенсии был соблюден.
Статьей 54 Закона РФ предусмотрено, что в случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно.
При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
В сообщении ответчика от 15 апреля 1997 года, за подписью начальника 2-го направления отдела кадров УВКР, в нарушение требований приведенной нормы, отсутствуют разъяснения К., по какой форме ей следует подать заявление о назначении пенсии.
В результате чего, в ответ на данное обращение, истицей 02 июня 1997 года повторно направлено в адрес ФСБ России аналогичное, в не предусмотренной Инструкцией форме, заявление о назначении пенсии.
Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие принятие решения по повторному заявлению К.
Истица отрицала факт своего ознакомления с Инструкцией о порядке назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций состоящим на пенсионном обеспечении в органах федеральной службы безопасности лицам, проходившим военную службу, и их семей, утвержденной приказом ФСБ России от 02 сентября 1995 года N 238. Ответчиком никаких доказательств, опровергающих данное заявление К., суду не представлено. Равно как и не представлено доказательств выдвижения ответчиком требований персонально в адрес истицы о предоставлении заявления о назначении пенсии именно по форме, предусмотренной Инструкцией.
То обстоятельство, что истица не явилась по приглашению от 25 сентября 1996 года в отдел кадров УВКР для оформления заявления на получение пенсии, не является юридически значимым, поскольку Закон РФ предоставляет право на обращение с заявлениями о назначении пенсии как лично, так и по средствам почты.
Таким образом, кадровый аппарат УВКР в нарушение требований Закона РФ не разъяснил К. необходимость оформления заявления в форме утвержденной ведомственным актом, относительно повторного обращения истицы от 02 июня 1997 года решения не принял, чем не обеспечил реализацию права истицы на получение пенсии.
Оценив собранные по делу доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что вину за несвоевременное получение К. пенсии следует возложить на ответчика ФСБ России, поскольку на обращение истицы от 14 марта 1997 года кадровым аппаратом указанного ответчика не были даны соответствующие разъяснения о необходимости предоставления заявления, по форме установленной ведомственным актом, по повторному заявлению истицы от 02 июня 1997 года о назначении ей пенсии ответчиком решение не принималось. Вследствие указанного бездействия ответчика ФСБ России К.длительное время была лишена возможности реализовать свое право на пенсионное обеспечение. Вины К. в несвоевременном назначении пенсии суд не усматривает, в связи с чем, в силу положений статьи 58 Закона РФ, она имеет право на получение пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Истица исключена из списков личного состава с 24 апреля 1996 года, денежным довольствием была удовлетворена по март 1996 года. Первоначально К. направила в ФСБ России заявление о назначении пенсии 15 марта 1997 года, следовательно, с учетом положений статей 53, 54 Закона РФ К. должна быть назначена пенсия с момента возникновения у нее права на получение пенсии, то есть с 25 апреля 1996 года.
Согласно пункту 7 действующему в настоящее время Порядку организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утвержденному приказом ФСБ России от 1 мая 2003 года N 302, пенсии уволенным военнослужащим категории, к которой относится истица, назначаются территориальными органами безопасности.
При таких обстоятельствах требования истицы об обязании Управления Федеральной службы безопасности РФ по Москве и Московской области назначить К. пенсию с момента возникновения на нее права, то есть с 25 апреля 1996 года, подлежат удовлетворению.
Суд отказывает К. в части ее требований о назначении пенсии с 24 апреля 1996 года, поскольку установлено, что по указанную дату истица состояла в списках личного состава, а, следовательно, со дня следующего после ее исключения из указанных списков, у последней возникло право на получение пенсии за выслугу лет.
Из материалов дела видно, что с 15 ноября 2010 года пенсия за выслугу лет установлена К. пожизненно. Таким образом, по день, предшествующий указанной дате следует производить расчет задолженности по выплатам пенсии, причитающейся К.
Согласно представленному УФСБ России по Москве и Московской области расчету, причитающаяся истице пенсия за выслугу лет за период с ... года по ... года, составляет сумму руб. ... коп. ...
Указанный расчет судом проверен, составлен арифметически верно, соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение военнослужащих, действовавших в спорный период времени, основан на фактических обстоятельствах дела, установленных судом, никем оспорен и опровергнут не был.
При таких обстоятельствах суд взыскивает с ответчика УФСБ России по Москве и Московской области в пользу К. в счет задолженности по выплате пенсии, за период с 25 апреля 1996 года по 14 ноября 2010 года сумму в размере 434 150 руб. 07 коп.
На основании изложенного, ст.ст. 6, 11, 13, 50, 53, 54, 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, решил:
иск К. к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Москве и Московской области об обязании назначить пенсию за выслугу лет с момента возникновения права, взыскании задолженности по выплатам пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление федеральной службы безопасности Российской Федерации по Москве и Московской области назначить пенсию за выслугу лет К. с апреля 19... года.
Взыскать с Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Москве и Московской области в пользу К. в счет задолженности по выплатам пенсии, за период с ... по ... сумму в размере руб. ... коп. ...
В удовлетворении остальной части требований К. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий |
Казаков М.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.