Решение Московского городского суда от 2 мая 2012 г. N 3-0076/12
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Казакова М.Ю.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
при секретаре Курамагомедовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0076/2012 по заявлению Ю. об оспаривании пункта 2.4 Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 30 декабря 2011 года N 2016 "О реализации в 2012 году Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище", установил:
30 декабря 2011 года Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы принято распоряжение N 2016 "О реализации в 2012 году Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище" (далее Распоряжение), пунктом 2.4 которого установлено, что жилые помещения приобретаются гражданами, получившими государственные жилищные сертификаты в городе Москве, на рынке недвижимости.
Ю., являющаяся держателем государственного жилищного сертификата, обратилась в суд с заявлением об оспаривании пункта 2.4 Распоряжения, просит признать его противоречащим закону и недействующим, мотивируя свои требования тем, что оспариваемые положения противоречат Конституции РФ, Закону города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", другим нормативным правовым актам города Москвы, имеющим большую юридическую силу и нарушают ее право на приобретение с использованием сертификата жилого помещения из жилищного фонда Москвы.
В настоящем судебном заседании Ю. и ее представитель (по доверенности Ю.) требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Представители Правительства Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в настоящее судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. В предыдущих судебных заседаниях представитель Правительства Москвы (по доверенности) Некрасова С.В., представляющая (по доверенности) также интересы Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, требования Ю. не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что Распоряжение до настоящего времени не опубликовано и не обнародовано, но принято в рамках предоставленных Департаменту полномочий, не противоречит федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не ущемляет прав заявителя.
Выслушав объяснения заявителя Ю., ее представителя Ю., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Московской городской прокуратуры Лазаревой Е.И., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, а Распоряжение, в оспариваемой части, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к выводу, что заявление Ю. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции РФ, положению статьи 3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3-х месяцев.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ).
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (статья 5 ЖК РФ).
Согласно статье 3 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные ему отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы", предусмотрено, что субъектами правотворчества являются органы государственной власти (должностные лица).
Органы государственной власти (должностные лица) принимают (издают) правовые акты в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (часть 3 указанной статьи).
Статьей 9 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы", предусмотрено, что акты органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы в установленных законом случаях, являются правовыми актами города Москвы.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы и осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы".
Согласно пункту 24.7 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, руководитель органа исполнительной власти города Москвы подписывает в пределах своей компетенции правовые акты (приказы, распоряжения) Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, осуществляет контроль за их исполнением.
Статья 48 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" к числу правовых актов органов исполнительной власти относит распоряжения и приказы руководителей отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, принятые в пределах их компетенции.
Таким образом, являясь отраслевым органом исполнительной власти, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в пределах своей компетенции вправе издавать правовые акты.
Оспариваемое Распоряжение принято в целях реализации, в том числе Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП. Ответственным исполнителем мероприятия 7.1 данным нормативным правовым актом определен Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Следовательно, принятие Распоряжения, отдельные положения которого оспариваются заявителем, входило в компетенцию Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установлено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из анализа содержания оспариваемого в части Распоряжения следует, что оно обладает всеми, приведенными выше существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно: издано управомоченным органом государственной власти; в оспариваемом пункте 2.4 содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, соответственно, является нормативным правовым актом.
Частью 1 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы", предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Правовые акты Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (часть 4 указанной статьи).
В судебном заседании установлено, что в нарушение требований статьи 19 Закона города Москвы "О правовых актах города Москвы", пункта 6.5 оспариваемого Распоряжения, последнее до настоящего времени официально не опубликовано.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании, либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Согласно пункту 6.5 оспариваемого Распоряжения, оно подлежит размещению на официальном портале Департамента.
Доказательств тому, что оспариваемое Распоряжение обнародовано, доведено до сведения заинтересованных лиц Правительством Москвы и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не представлено.
Из представленного в материалы дела, составленного 19 апреля 2012 года нотариусом г. Москвы протокола осмотра сайта компьютерной сети Интернет http://housing.mos.ru, оспариваемое Распоряжение на этом сайте не размещено.
То обстоятельство, что Ю. в материалы дела представлена копия оспариваемого Распоряжения, распечатанная из информационно-правовой базы системы "Гарант" не может свидетельствовать о соблюдении заинтересованным лицом порядка доведения его до всеобщего сведения, поскольку из представленного заявителем в материалы сообщения руководителя юридического отдела ООО ... оспариваемое Распоряжение подключено в систему "Гарант" 28 января 2012 года, впоследствии документ отключен по устной просьбе эмитента 07 февраля 2012 года (л.д. 32).
Указанные обстоятельства представителем заинтересованных лиц не оспаривались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта нарушен, возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, не предоставлена.
Частью 3 статьи 4 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" установлено, что подзаконные правовые акты, принимаемые (издаваемые) органами исполнительной власти города Москвы (должностными лицами), по юридической силе располагаются в следующем порядке:
1) указы Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам нормативного характера, а также по иным вопросам, предусмотренным федеральными законами и законами города Москвы и отнесенным к его компетенции;
2) постановления Правительства Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции;
3) распоряжения Мэра Москвы - правовые акты, издаваемые Мэром Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера;
4) распоряжения Правительства Москвы - правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера;
5) приказы и распоряжения заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы - правовые акты, издаваемые заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы по вопросам организационно-распорядительного характера в пределах его компетенции;
6) приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - органы исполнительной власти города Москвы) по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
В разделе 18 постановления Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище", мероприятие 7.1 "Приобретение жилых помещений гражданами, имеющими право на получение государственных жилищных сертификатов" установлено, что граждане, состоящие на жилищном учете в городе Москве, имеющие право на получение государственных жилищных сертификатов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", могут приобрести жилые помещения в установленном Правительством РФ порядке:
- из жилищного фонда города Москвы;
- на рынке недвижимости.
В нарушение вышеприведенных положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, оспариваемым пунктом 2.4 Распоряжения гражданам, получившим государственные жилищные сертификаты, предоставлено право приобретать жилые помещения только на рынке недвижимости.
Формально ограничив пунктом 2.4 Распоряжения возможность участников подпрограммы 7 приобретать за счет социальных выплат жилые помещения из состава жилищного фонда г. Москвы, Департамент создал препятствия в реализации данной категорией граждан (держателей государственных жилищных сертификатов) своих прав, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище", вступив в противоречие с данным нормативным правовым актом имеющим большую юридическую силу.
Это обстоятельство ведет к нарушению права данной категории граждан, предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 454-ПП, на возможную реализацию государственного жилищного сертификата за счет жилищного фонда города Москвы.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части с момента его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения настоящего решения суда применялся, и на его основании были реализованы права граждан, суд считает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с удовлетворением требований заявителя, суд на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в пользу заявителя, уплаченную ею при подаче настоящего заявления в суд государственную пошлину в размере 200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил:
заявление Ю. об оспаривании пункта 2.4 Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 30 декабря 2011 года N 2016 "О реализации в 2012 году Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище" удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2.4 Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 30 декабря 2011 года N 2016 "О реализации в 2012 году Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище".
Взыскать с Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в пользу Ю. в счет возврата государственной пошлины 200 (двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
М.Ю. Казаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 2 мая 2012 г. N 3-0076/12
Текст решения официально опубликован не был