Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 21 мая 2012 г. N 22-6360
Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой И.Ю.,
судей Широкова А.И., Музыченко О.А.,
при секретаре Белозерцеве А.А.
рассмотрела в судебном заседании от 21 мая 2012 года кассационную жалобу адвокатов Зарва А.А. и Федорова П.А. на приговор Тверского районного суда г. Москвы от 12 апреля 2012 года, которым:
Комков В.С.
осужден по ст. 138.1 УК РФ к штрафу в размере 40000 рублей в доход государства.
Мера пресечения до вступления приговора в законную силу оставлена прежней - подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Вопрос о вещественных доказательствах решен.
Заслушав доклад судьи Широкова А.И., выслушав объяснения осужденного Комкова В.С. и адвоката Федорова П. А., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Коловайтес С.О., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия, установила:
Комков В.С. признан виновным в незаконном сбыте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Преступление совершено 8 декабря 2011 года в г. Москве при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Комков В.С. виновным себя по предъявленному обвинению не признал.
В кассационной жалобе адвокаты Зарва А.А. и Федоров П.А. выражают несогласие с приговором, ввиду его незаконности, необоснованности и несправедливости, мотивируя жалобу тем, что выводы, изложенных в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела; считают, что судом неправильно применен уголовный закон и действия Комкова неправильно квалифицированы как оконченный состав преступления, тогда как он был задержан в ходе проведения контрольной закупки, поэтому его действия следовало квалифицировать через ст. 30 ч. 3 УК РФ. Анализируя материалы дела, считают, что со стороны оперативных сотрудниками имеет место провокация Комкова на действия, за совершение которых он и был осужден. По мнению адвокатов, временем совершения преступления следует считать 7, а не 8 декабря 2011 года. Указывают на доказательства, полученные с нарушением закона, а также на то, что суд необоснованно отказал в удовлетворении заявленных защитой ходатайств: о приобщении к материалам уголовного дела письменной рецензии специалиста Быкова А. А. и производстве дополнительной судебной экспертизы. Просят приговор отменить, уголовное дело в отношении Комкова В.С. прекратить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор не подлежащим отмене.
Вина Комкова В. С. в совершении инкриминируемых ему деяний установлена: показаниями оперативных сотрудников ФСБ Козлова И.В. и Смирнова А.А., пояснивших по обстоятельствам проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся незаконным сбытом специальных технических средств через Интеренет. В результате проверочной закупки 8 декабря 2011 года был задержан Комков В.С., который незаконно сбыл Козлову И.В. портативный цифровой регистратор, встроенный в корпус наручных часов, получив за него 9500 рублей; показаниями свидетеля-представителя общественности И., который 8.12.2011 года принимал участие в оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых сотрудниками ФСБ, направленных на выявление лиц, занимающихся незаконным сбытом специальных технических средств. В результате ОРМ был задержан ранее незнакомый Комков В.С., продавший Козлову И. В. портативный цифровой видеорегистратор, встроенный в корпус наручных часов, получив за него денежные средства; а также письменными материалами, в частности, материалами ОРМ, согласно которым 8.12.2011 года в ходе личного досмотра Козлов В.И. добровольно выдал коробку с находящимися в ней часами с закамуфлированными видеокамерой и микрофоном, а задержанный Комков B.C. добровольно выдал денежные средства в сумме 8500 рублей, переданные ему Козловым И. В. в ходе проверочной закупки; справкой из Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, согласно которой лицензия на разработку, производство, регистрацию и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, Комкову B. C. не выдавалась; заключением по научно-техническому исследованию предмета и заключением судебной экспертизы специальных технических средств, согласно которым портативный цифровой видеорегистратор (фото/видеокамера и микрофон), закамуфлированный в предмет нестандартного функционального назначения (наручные часы), приобретенный Козловым И.В. у Комкова B.C. является специальным техническим средством, предназначенный для негласного получения визуальной и акустической информации с записью во встроенную память, находится в работоспособном состоянии и может использоваться для негласного получения и регистрации акустической информации и негласного визуального наблюдения и документирования; вещественными и другими доказательствами, на которые суд сослался в приговоре.
В подтверждение вывода о виновности Комкова В.С. в совершении инкриминируемого ему деяния суд правильно сослался на показания свидетелей и другие сведения, содержащиеся в материалах дела, как доказательства его вины, и достаточно аргументировано обосновал критическое отношение к показаниям подсудимого как в части непризнания им своей вины, так и в части опорочивания результатов проведенных в отношении него оперативно-розыскных мероприятий.
Доводы защитников, содержащиеся в кассационной жалобе, в том числе, о допущенных оперативными сотрудниками ФСБ нарушениях Закона "Об оперативно розыскной деятельности" в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (что и имела место провокация), а также о нарушениях УПК РФ, допущенных следствием в ходе предварительного расследования дела и судом в ходе судебного разбирательства, что преступление следует считать оконченным 7, а не 8 декабря 2011 года, о заключении специалиста Быкова А. А., и др., были предметом рассмотрения в ходе судебного разбирательства, тщательно проверены и обоснованно признаны судом несостоятельными, с приведением в приговоре доказательств, на которых основаны выводы суда. У судебной коллегии не имеется оснований не соглашаться с такой оценкой суда. Каких-либо новых доводов в кассационной жалобе не содержится.
Вывод суда о виновности Комкова В. С. в совершении действий, за которые он осужден, основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, надлежащим образом исследованных в судебном заседании, которым суд дал соответствующую оценку в совокупности, как того требует закон, и правильно квалифицировал его действия по ст. 138.1 УК РФ, как незаконный сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Оснований для иной квалификации действий Комкова В.С., в том числе, квалификации его действий через ст. 30 ч. 3 УК РФ - покушение на сбыт СТС, как об этом ставится вопрос защитниками, не имеется.
При назначении Комкову В.С. наказания суд учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, его отношение к содеянному, данные о личности, а также обстоятельства, имеющие значение для назначения справедливого наказания, и назначил ему наказание, исходя из тяжести содеянного и конкретных обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия находит назначенное Комкову В.С. наказание соразмерным содеянному, соответствующим целям его исправления и предупреждения совершения новых преступлений. Оснований для отмены приговора и прекращения уголовного дела, как об этом ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Нарушений уголовно-процессуального закона на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства настоящего дела, влекущих отмену приговора, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Тверского районного суда г. Москвы от 12 апреля 2012 года в отношении Комкова В.С. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 21 мая 2012 г. N 22-6360
Текст определения официально опубликован не был