Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 мая 2012 г. N 33-10255
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.,
судей Мухортых Е.Н., Ульяновой О.В.
при секретаре Черкасовой Т.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по кассационной жалобе представителя МООП "Открытое объединение потребителей" по доверенности Горбачевой И.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 сентября 2011 года, которым постановлено:
в иске Межрегиональной общественной организации потребителей "Открытое объединение потребителей" в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Сириал Партнерс Рус" о признании противоправными и прекращении действий, заключающихся в использовании шрифта для предоставления информации на упаковке готового шоколадного завтрака "Nesquik", несоответствующего требованиям закона, обязании довести до потребителей решение суда, взыскании судебных расходов отказать, установила:
Межрегиональная общественная организация потребителей "Открытое объединение потребителей" обратилась в суд с иском к ООО "Сириал Партнерс Рус" и, после уточнения исковых требований, просила признать противоправными и прекратить действия ответчика, заключающиеся в использовании шрифта, размер высоты строчных букв которого составляет менее 1,5 мм, для предоставления информации на упаковке готового шоколадного завтрака "Nesquik", обязать ответчика использовать шрифт, размер высоты строчных букв которого составляет не менее 1,5 мм, для предоставления информации на упаковке готового шоколадного завтрака "Nesquik" (масса нетто 250 гр.), довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом, взыскать с ответчика судебные расходы в размере ... руб. Свои требования истец мотивировал тем, что упаковка товара - готового шоколадного завтрака "Nesquik", не соответствует Закону РФ "О защите прав потребителей". В частности, на упаковке данного товара информация для потребителей представлена мелким шрифтом (размер высоты строчных букв в части указания условий хранения составляет 0,8 мм, в части указания даты изготовления и упаковывания - 0,9 мм, в части указания контактной информации - 1,2 мм, в остальной части упаковки - 0,7 мм), что не отвечает требованиям удобочитаемости. Своими действиями ответчик нарушает права и законные интересы неограниченного круга потребителей.
Представитель истца по доверенности Костикова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Щербакова И.Ю. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам письменного отзыва на иск.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит представитель истца МООП "Открытое объединение потребителей" по доверенности Горбачева И.В. по доводам кассационной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель истца МООП "Открытое объединение потребителей" повторно не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом. В соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ООО "Сириал Партнерс Рус" по доверенности Щербаковой И.Ю., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со ст.ст. 8, 10 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом, истцом МООП "Открытое объединение потребителей" была проведена проверка информации о товаре, размещенной изготовителем на упаковке размещенной изготовителем на упаковке готового шоколадного завтрака "Nesquik" на соответствие Закону РФ N 2300-1 от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей", Федеральному закону от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", Государственному стандарту РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 "Потребительские товары. Инструкции по применению. Общие требования", в результате проведенного исследования выявлен ряд нарушений действующего законодательства.
ООО "Сириал Партнерс Рус" является производителем готового шоколадного завтрака "Nesquik", имеет декларацию о соответствии на данный товар, выданную ООО Центр исследований и сертификации "Федерал" (орган по сертификации продукции и услуг) рег. N ..., согласно которой продукция соответствует требованиям нормативных документов, а именно гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.3.2.1978-01, приложениям 1, индексам 1.4.3, 1.4.3.2; ГОСТ Р 51074-2003 р. 3, п. 4.14.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Информация о товаре доводится до потребителей путем размещения ее на этикетке готового шоколадного завтрака "Nesquik", выполненной шрифтом менее 1,5 мм. Информация нанесена печатным шрифтом черного цвета.
Вся необходимая информация при продаже указанного товара потребителям предоставлена.
Не оспаривая данное обстоятельство, истец в обоснование заявленных требований ссылался на то, что форма доведения информации до потребителя не обеспечивает возможность правильного выбора товара, ознакомления с его свойствами и качеством, размер шрифта предоставленной информации о товаре препятствует легкому и быстрому восприятию информации.
Согласно письму Главного врача ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" о соответствии параметров шрифтового оформления этикетки упаковки готового шоколадного завтрака "Nesquik" требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002, размер высоты строчных букв на этикетке в части указания условий хранения составляет 0,8 мм, размер высоты строчных букв на этикетке в части указания даты изготовления и упаковывания составляет 0,9 мм, размер высоты строчных букв в части указания контактной информации составляет 1,2 мм, размер высоты строчных букв в остальной части этикетки составляет 0,7 мм, что не соответствует значениям, указанных в ГОСТе (не менее 1,5 мм).
... года истцом направлено ответчику требование устранить выявленные нарушения, а именно, несоответствие параметров шрифтового оформления этикетки, высота строчных букв которого должна составлять не менее 1,5 мм.
В ... года Всероссийским центром изучения общественного мнений проведено исследование с целью определения степени четкости и легкочитаемости информации на упаковке продукции готового шоколадного завтрака "Nesquik", изготовитель: ООО "Сириал Партнерс Рус", в форме интервью с демонстрацией респондентам упаковки указанного продукта, регулярно приобретающим готовые завтраки, по результатам которого установлено, что дополнительная информация (в частности, информация о витаминах и минеральных веществах) на этикетке продукции респондентами воспринимается довольно сложно, а именно для 46,8% респондентов дополнительная информация на этикетке читается в той или иной степени сложно. Отмечено, что прослеживается тенденция по ухудшению восприятия информации у лиц старшего возраста и респондентов с низким уровнем зрения: чем старше респондент, тем сложнее ему находить необходимую информацию, а также зависимость прослеживается и с возрастом.
Также проведено исследование ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт полиграфии", согласно которому установлено, что рассмотренная текстовая информация является неудобочитаемой по основным показателям качества.
Из ответа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии следует, что ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 распространяется на потребительские изделия и предлагает рекомендации по подготовке и изложению инструкции по применению изделий, в основном, бытовых приборов. Требования к маркировке продукции, в том числе, пищевой, данным стандартом не предусмотрены. Требования по маркировке пищевой продукции установлены в ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования".
Согласно представленным ответчиком рецензии и заключению Института социологии РАН по результатам социологического опроса совершеннолетних жителей РФ по специально разработанной выборке объемом 1 000 человек, проведенного с целью определения удобочитаемости шрифта на этикетке товара, практически все респонденты - потребители готового завтрака "Nesquik" и население в целом, не испытывают затруднений при чтении текстов, нанесенных на упаковку продукта при его закупке в местах, предназначенных для продажи данного товара. В большинстве случаев неспособность прочитать текст объяснялась плохим зрением и некоторыми другими причинами, но не мелким шрифтом на упаковке товара. Точность, надежность и достоверность выводов экспертизы Института социологии РАН обеспечивается соблюдением стандартов проведения социологических исследований в области формулировки вопросов, составления анкеты, проектирования выборки, организации опроса и обработки данных. В исследовании ВЦИОМ, как и в исследовании Института социологии РАН, подавляющее большинство опрошенных смогли прочесть состав продукта. Расхождение между результатами двух исследований объясняется некоторыми методическими ошибками ВЦИОМ и разницей в формулировке вопросов.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что форма доведения ответчиком информации до потребителей обеспечивает возможность правильного выбора товара - готового шоколадного завтрака "Nesquik", ознакомления с его свойствами и качеством, размер шрифта представленной текстовой информации о товаре не препятствует ее легкому и быстрому восприятию, не ухудшает удобочитаемость информации, не затрудняет возможность ее прочтения и ознакомления с приобретаемым товаром.
Суд принял во внимание, что правила размещения информации на упаковке пищевой продукции урегулированы специальным нормативным актом, а именно Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования", которым предусмотрено, что информация должна быть четкой и легко читаемой (п. 3.8.1), и который не содержит указаний на конкретный тип и размер шрифта на упаковке пищевой продукции.
Факт нарушения ответчиком прав потребителей на получение полной и исчерпывающей информации о продаваемом товаре в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашел.
При таком положении суд обоснованно посчитал, что требования закона ответчиком в части информирования потребителей о готовом шоколадном завтраке "Nesquik" нарушены не были и в удовлетворении иска отказал правильно.
Судом правомерно отклонены доводы истца о необходимости применения санитарных правил и нормативов СанПин 1.2.1253-03 к оформлению этикетки указанного продукта, поскольку эти правила устанавливают гигиенические требований к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных изданий с целью обеспечения их наибольшего удобства при чтении, предназначены для лиц, занимающихся издательской деятельностью, устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению в зависимости от зрительной нагрузки при чтении, объема текста прочтения, длительности процесса чтения, что не соотносится с объемом информации, представленной на этикетке товара.
Также судом обоснованно опровергнуты доводы истца о необходимости применения к упаковке товара критериев удобочитаемости, предусмотренных п. 7.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2002 "Потребительские товары. Инструкция по применению. Общие требования", так как данные стандарты установлены для печатного материала и компьютеризированной информации.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя МООП "Открытое объединение потребителей" по доверенности Горбачевой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.