Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 апреля 2012 г. N 33-10337
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего С.В. Климовой,
судей А.Н. Пономарёва, В.М. Пильгановой,
при секретаре Е.Н. Батеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по кассационной жалобе В.М. Натальина на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 августа 2011 года по делу по иску В.М. Натальина к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по г. Москве и Московской области о признании незаконным требования о возврате переплаченной пенсии и возврате удержанной суммы пенсии, по встречному иску Управления Федеральной службы безопасности РФ по г. Москве и Московской области к В.М. Натальину о взыскании переплаченной пенсии, которым в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано, встречный иск удовлетворен, установила:
В.М. Натальин обратился в суд с указанным выше иском к Управлению Федеральной службы безопасности РФ по г. Москве и Московской области, ссылаясь на незаконность выставленного ему ответчиком требования о возврате пенсии, полученной за период с 24 апреля 2004 года по 19 января 2010 года.
Истец полагал, что незаконных действий, направленных на получение пенсии, выплата которой должна быть приостановлена в связи с поступлением его на службу в таможенные органы, им не совершено.
Управление Федеральной службы безопасности РФ по г. Москве и Московской области обратилось в суд со встречным иском к В.М. Натальину, указывая на то, что ответчик после поступления на работу в таможенные органы не имел права на получение пенсии, назначенной ему по выслуге лет по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 9 августа 2011 года постановлено:
в исковых требованиях Натальина В.М. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании незаконным требования о возврате переплаченной пенсии и возврате удержанной суммы пенсии отказать. Исковые требования Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области к Натальину В.М. о взыскании переплаченной пенсии удовлетворить. Взыскать с Натальина В.М. в пользу УФСБ России по г. Москве и Московской области переплаченную пенсию в размере ... рублей ... копеек.
В кассационной жалобе В.М. Натальина ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии В.М. Натальин доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель Управления Федеральной службы безопасности РФ по г. Москве и Московской области - Е.Н. Зиматкина, по доверенности от 5 декабря 2011 года, просила решение суда оставить без изменения, пояснив, что В.М. Натальин добровольно вернул уже ... руб., то есть добровольно стал исполнять решение суда.
Проверив материалы дела, выслушав В.М. Натальина, представителя Управления Федеральной службы безопасности РФ по г. Москве и Московской области, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа Директора Федеральной пограничной службы N 500-лс В.М. Натальин уволен с действительной военной службы в запас Вооруженных сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
19 марта 2003 года В.М. Натальин, являясь пенсионером по выслуге, назначенной ему в порядке Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", был принят на службу в Государственный таможенный комитет РФ на должность главного инспектора-летчика по безопасности полетов.
19 октября 2010 года В.М. Натальин был уволен с таможенной службы по достижении шестидесятилетнего возраста и снят с воинского учета по достижении предельного возраста с переводом в отставку.
В январе 2011 года В.М. Натальин обратился в Службу социального обеспечения пенсионеров УФСБ РФ по г. Москве и Московской области с заявлением о перерасчете ранее назначенной пенсии за выслугу лет ввиду присвоения ему в ноябре 2010 года соответствующей квалификационной категории.
В связи с тем, что в период прохождения службы в таможенных органах выплата пенсии В.М. Натальину должна быть приостановлена, но выплачивалась из-за того, что В.М. Натальин не сообщил о поступлении на службу в таможенные органы, Управление Федеральной службы безопасности РФ по г. Москве и Московской области предъявило к нему требование о возврате излишне полученной пенсии за период с 24 августа 2004 года по 19 января 2010 года.
В досудебном порядке вернуть излишне полученную пенсию В.М. Натальин отказался.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении первоначального иска, удовлетворяя встречный иск, суд руководствовался тем, что В.М. Натальин нарушил п. 62 Приказа ФСБ РФ от 1 мая 2003 года N 302, который возлагает на пенсионера сообщать о фактах, влияющих на изменение размеров пенсии, приостановление либо прекращение выплаты пенсии.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы", пенсия за выслугу лет - в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения - является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.
Согласно части первой статьи 6 рассматриваемого Закона лицам, указанным в его статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями статьи 13, части первой статьи 14 и статьи 53 того же Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии. Конкретизируя это условие, часть вторая статьи 6 рассматриваемого Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Следовательно, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
Поскольку В.М. Натальин после увольнения с военной службы поступил на службу в таможенные органы и работал там, суд правильно, в соответствии с действующим законодательством, отказал ему в удовлетворении иска о признании незаконным требования о возврате переплаченной пенсии, права на получение которой он не имел в период службы в таможенных органах.
В кассационной жалобе заявитель полагает, что пенсия с него не может быть удержана, поскольку он трудоустроился ранее издания упомянутого приказа, а законодательство, действовавшее на день поступления его на службу в таможенные органы, не обязывало его сообщать об обстоятельствах, влекущих приостановление выплаты пенсии.
С данными доводами согласиться нельзя.
Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями) военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 26 названного Федерального закона установлено, что военнослужащие обязаны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации.
Согласно п. 62 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности (утв. Приказом ФСБ РФ от 1 мая 2003 г. N 302 "Об организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности" с изменениями от 27 марта 2004 г., 11 мая 2006 г., 30 марта 2009 г.) о фактах, влияющих на изменение размеров пенсии, приостановление либо прекращение выплаты пенсии, пенсионер (а в случае смерти пенсионера - члены его семьи, родственники и иные лица) обязан сообщить непосредственно пенсионному подразделению, выплачивающему пенсию.
Выплата пенсии приостанавливается (прекращается) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (если настоящим Порядком не установлено иное) (п. 63 названного Порядка).
В соответствии с названными нормами права и общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом В.М. Натальин обязан был сообщить в Управление Федеральной службы безопасности РФ по г. Москве и Московской области об обстоятельствах, влекущих приостановление выплаты ему пенсии.
То обстоятельство, что Порядок организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности (с изменениями от 27 марта 2004 г., 11 мая 2006 г., 30 марта 2009 г.) утвержден 1 мая 2003 года, то есть спустя почти два месяца после поступления В.М. Натальина на службу в таможенные органы, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку указанный Порядок был принят во исполнение ранее принятых законов, имеющих прямое действие, которые В.М. Натальин обязан был соблюдать.
Кроме того, требований о взыскании полученной пенсии ранее даты опубликования названного Порядка к В.М. Натальину не заявлено.
При таком положении у суда имелись предусмотренные законом основания для взыскания полученных В.М. Натальиным сумм пенсии, по поводу которых возник спор.
Руководствуясь ст. 366, ст. 360, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.