Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2012 г. по делу N 33-11431
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Горновой М.В. и судей Федерякиной Е.Ю., Ефимовой И.Е.,
при секретаре Батюевой А.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Горновой М.В. дело по кассационной жалобе Подшивалкина А.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2011 г., которым постановлено:
в удовлетворении иска Подшивалкина А.В. к ОАО "Российские железные дороги", Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации об обязании совершения определенных действий отказать,
установила:
Подшивалкин А.В. обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги", Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором просил обязать ОАО "Российские железные дороги" и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в будущих договорах между собой прописывать пункт об обязательном предоставлении льготным категориям граждан бесплатного проезда на железнодорожном транспорте - чтобы обязательно была норма о возможности "зарядить" социальную карту хотя бы на месяц, а еще лучше - до 31 декабря того года, на который у льготников имеется соответствующая справка из отделения Пенсионного фонда; также просил обязать ОАО "РЖД" прекратить отменять или укорачивать маршруты пригородных поездов, кроме экстремальных ситуаций и ремонтных работ. При этом во всех объявлениях указывать точное место проведения ремонта, точное время начала и окончания ремонтных работ, тогда у рядовых граждан будет возможность проверить, действительно был ремонт и пути или была фальсификация, поскольку ст. 24 Конституции РФ провозглашает право граждан на свободное получение информации, затрагивающей их права и свободы, а "Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров..." (от 02.03.2005 г. N 111) гарантируют право на информацию об оказываемых услугах.
Представитель ОАО "Российские железные дороги", действующая на основании доверенности Волкова И.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске отказать, представила суду письменные возражения по иску.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, действующая на основании доверенности Грудина Ю.А. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в иске казать, представила суду письменные возражения по иску.
Третье лицо ОАО "Центральная ППК" в судебное заседание не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствии третьего лица, представили суду письменный отзыв на исковое заявление.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе истец.
На заседание судебной коллегии истец не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен судом надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом того обстоятельства, что истец не известил суд кассационной инстанции о причинах своей неявки и не представил доказательства уважительности этих причин, считает возможным в соответствии со ст. 354 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии истца.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ответчиков Никитина Е.А., Грудину Ю.А., представителя третьего лица Буракова А.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
Порядок и условия организации перевозки граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, железнодорожным транспортом пригородного сообщения урегулированы разделом V Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328.
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проезд граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории Российской Федерации без оплаты ими стоимости проезда осуществляется круглогодично без ограничения числа поездок и маршрутов следования.
Бесплатный проезд осуществляется на основании проездных документов (билетов), оформленных в установленном порядке (пункт 5.2 Порядка).
Выдаваемые гражданам безденежные проездные документы (билеты) для бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения не подлежат передаче другим лицам, не обмениваются. Указанные билеты недействительны без документов, удостоверяющих право на бесплатный проезд, а также справки, выданной Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 5.3 Порядка).
Гражданам при проезде на железнодорожном транспорте пригородного сообщения следует иметь безденежные проездные документы (билеты), сохранять их до окончания поездки и выхода с пассажирской платформы, предъявлять при проведении контроля в поездах, а также в пунктах отправления и назначения работникам контролирующих органов (пункт 5.4 Порядка).
Указанные пункты 5.1 - 5.4 Порядка были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации и решением от 7 июня 2011 г. N ГКПИ11-526 заинтересованному лицу было отказано в удовлетворении требований о признании их недействующими, как противоречащими действующему законодательству.
Верховный Суд в решении от 7 июня 2011 г. N ГКПИ11-526 указал, что установленный оспариваемыми нормами порядок организации перевозки граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения, согласно которому бесплатный проезд осуществляется на основании безденежных проездных документов билетов), оформленных в установленном порядке, не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает право льготных категорий населения на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Пункт 5.2 Порядка содержит отсылочную норму на порядок оформления проездных документов при проезде граждан на железнодорожном транспорте пригородного сообщения по территории Российской Федерации без оплаты ими стоимости проезда.
В соответствии с пунктом 11 Устава ОАО "Российские железные дороги", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 N 585, перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования для государственных нужд осуществляют ОАО "РЖД".
Согласно пункту 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан социальной услуги в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минздравсоцразвития России в федеральном бюджете на соответствующий год.
Минздравсоцразвития России на основании договора об оказании услуг по перевозке граждан-получателей социальных услуг железнодорожным транспортом пригородного сообщения, заключенного с ОАО "РЖД", направляет средства на предоставление гражданам бесплатного проезда путем оплаты счетов, представленных указанным акционерным обществом (пункт 23 Правил).
Минздравсоцразвития России ежемесячно производит оплату счетов, представленных ОАО "РЖД", в размере, равном одной двенадцатой цены, предусмотренной договором. По итогам года ОАО "РЖД" направляет в Минздравсоцразвития России бюджетную заявку на выделение средств по оплате перевозок льготных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения на основании данных фактического учета перевозок указанных категорий граждан и прогноза объемов этих перевозок на планируемый год исходя из их фактической стоимости (пункт 24 Правил).
Верховный Суд в решении от 7 июня 2011 г. N ГКПИ11-526 указал, что установление проезда льготных категорий граждан на основании безденежных проездных документов позволяет учитывать перевозки указанных категорий граждан для последующих расчетов по договору об оказании услуг по перевозке граждан.
На 2011 год между Минздравсоцразвития России и ОАО "РЖД" заключен договор оказания услуг по перевозке граждан-получателей социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении от 31 декабря 2010 г. N 1477/Д-18-Т/162-5.
Согласно пункту 1.1. договора ОАО "РЖД" обязуется обеспечить перевозку граждан-получателей социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения, а Минздравсоцразвития России обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
В соответствии с пунктом 3.1.2 договора гражданам-получателям социальной услуги оформляются разовые билеты для поездки "туда" или "туда и обратно" до выбранной станции (зоны) назначения в день осуществления поездки.
Оформление проездных документов (билетов) осуществляется в соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, и Порядком.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Нормативные правовые акты, в том числе Федеральные законы N 178-ФЗ, N 5-ФЗ, оспариваемый Порядок, Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, не содержат запрета на возможность оформления гражданам - получателям социальной услуги разовых билетов для поездки туда" или "туда-обратно" в день осуществления поездки.
Действующий порядок организации перевозки граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, железнодорожным транспортом пригородного сообщения позволяет учитывать фактическое количество предоставления указанным гражданам соответствующей меры социальной поддержки обеспечивать целевое расходование средств федерального бюджета.
В силу ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
По делу установлено, что Подшивалкин А.В. является ветераном боевых действий и имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте (л.д. 23-28).
По утверждению Подшивалкина А.В. действующий в настоящее время порядок организации проезда льготных категорий граждан и оформления ими проездных билетов нарушает его права и свободы.
Отказывая истцу в удовлетворении требований об обязании в будущих договорах между собой прописывать пункт об обязательном предоставлении льготным категориям граждан бесплатного проезда на железнодорожном транспорте, чтобы обязательно была норма о возможности "зарядить" социальную карту хотя бы на месяц, а еще лучше - до 31 декабря того года, на который у льготников имеется соответствующая справка из отделения Пенсионного фонда, суд правильно исходил из того, что использование при предоставлении данной услуги проездных документов длительного пользования, не позволит выявить фактическое использование таких проездных документов гражданином и приведет к нецелевому расходованию средств федерального бюджета, поскольку в такой ситуации Минздравсоцразвития России вынуждено будет возместить перевозчику стоимость приобретенных билетов длительного пользования независимо от того, какое количество раз воспользовался ими гражданин.
Суд также правильно отказал в удовлетворении исковых требованиях Подшивалкину А.В. об обязании прекратить отменять или укорачивать маршруты пригородных поездов, кроме экстремальных ситуаций и ремонтных работ и при этом во всех объявлениях указывать точное место проведения ремонта, точное время начала и окончания ремонтных работ, поскольку в соответствии с действующим законодательством перевозчик действительно обязан обеспечивать пользователей достоверной информацией, в том числе о расписании движения поездов и об изменениях в графике движения. Однако, обязанность перевозчика раскрывать информацию о точном месте, дате и времени начала и окончания ремонтных работ законодательством не предусмотрена. Об отменах электропоездов заблаговременно оповещаются граждане пассажиры, путем вывешивания информации на стендах, а также оповещаются по громкоговорящей связи, доказательств обратного суду не представлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Подшивалкина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2012 г. по делу N 33-11431
Текст определения официально опубликован не был