Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 марта 2012 г. N 11-1356
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Севалкина А.А. и судей Лашкова А.Н., Климовой С.В.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Иньковой О.Д.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лашкова А.Н. дело по апелляционной жалобе РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в городе Москве на решение Головинского районного суда города Москвы от 29 февраля 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Москве об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии района Ховрино города Москвы - отказать, установила:
27.02.2012 года Региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в города Москве (далее - РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве) обратилось в суд с заявлением в порядке главы 26 ГПК РФ об отмене решения территориальной избирательной комиссии района Ховрино г. Москвы от 08.02.2012 года о формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка N 458.
Свое обращение заявитель мотивирует тем, что оспариваемое решение принято в нарушение п. 4 ст. 27, п. 1, 4 ст. 29, п. 21 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п. 4 ст. 13 Конституции РФ, поскольку очередность рассмотрения кандидатур, предложенных политическими партиями, не соблюдена; кандидатура В., выдвинутая заявителем, не подпадает по действие п. 1, 4 ст. 29 указанного закона, а иных оснований для отказа во включении его в члены избирательной комиссии не имелось.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Петросян К.Л. требования поддержал.
Представитель Территориальной избирательной комиссии района Ховрино г. Москвы - председатель избирательной комиссии И. против удовлетворения заявления возражал.
29.02.2012 г. судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве по доводам апелляционной жалобы, поданной 05.03.2012 г., подписанной председателем Митрохиным С.С.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве по доверенности Такташова Н.Р. явилась, доводы жалобы поддержала; представитель ТИК района Ховрино г. Москвы председатель избирательной комиссии И. против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны и мотивированное заключение прокурора, полагавшего решение соответствующим требованиям закона, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25.11.2011 г. N 442-СФ выборы Президента РФ назначены на 04.03.2012 г.
13.01.2012 г. ТИК района Ховрино г. Москвы принято решение N 7/9 "О формировании участковых избирательных комиссий", установлена численность состава участковых избирательных комиссий на территории района Ховрино.
РОДП "ЯБЛОКО" выдвинула кандидатом для назначения членом участковой избирательной комиссии (УИК) N 458 г. Москвы с правом решающего голоса на выборах Президента РФ кандидатуру В.
На заседании территориальной избирательной комиссии района Ховрино от 08 февраля 2012 г. принято решение о составе участковой избирательной комиссии N 458 (вопрос 15), а также был рассмотрен вопрос о кандидатуре в состав участковой избирательной комиссии N 458 с правом решающего голоса В.
Решением территориальной избирательной комиссии района Ховрино от 08 февраля 2012 г. отказано кандидату от регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" В. в назначении в состав участковой избирательной комиссии N 458, как не имеющему опыта работы в участковой избирательной комиссии.
Положениями ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающими порядок формирования и полномочия участковых комиссий установлено, что формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (п. 4).
Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (п. 5).
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Согласно п. 1 указанной нормы Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Право внесения предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований, территориальных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений.
В своем заявлении и апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что политические партии, не допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального собрания и в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, имеет право на рассмотрение кандидатур в порядке четвертой очереди и такие кандидатуры имеют приоритет перед кандидатурами, представленными иными общественными объединениями, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы.
Разрешая заявление РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве, суд правильно применил и истолковал положения Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части порядка формирования избирательных комиссий и пришел к обоснованному выводу о том, что действующим избирательным законодательством не установлена очередность рассмотрения кандидатур при формировании участковых избирательных комиссий и приоритета кандидатур выдвинутых политическими партиями, не указанными в подп. "а", "б" п. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года, перед иными общественными объединениями, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы.
Так, законом установлена обязанность вышестоящей комиссии (в данном случае ТИК) только в части назначения не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений от политических партий и избирательных объединений, указанных в ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года.
Ссылки апелляционной жалобы РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 года N 11-П не могут повлечь отмену постановленного по делу судебного решения, поскольку не свидетельствуют о неправильном толковании и применении судом, а также ТИК района Ховрино г. Москвы при принятии оспариваемых решений положений Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года в части формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка N 458 района Ховрино г. Москвы.
Не включение в состав УИК кандидата от другой политической партии, не указанной в подп. "а", "б" п. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 года при включении в состав комиссии кандидатов, выдвинутых иными общественными и избирательными объединениями, собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы не свидетельствует о несоблюдении избирательного законодательства, в том числе с учетом системного толкования положений избирательного законодательства Конституционным Судом РФ.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы основаны не неправильном толковании действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Головинского районного суда города Москвы от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 марта 2012 г. N 11-1356
Текст определения официально опубликован не был