Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2012 г. N 11-1798/12
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Севалкина А.А. и судей Неретиной Е.Н., Пендюриной Е.М.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Ильиной Т.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Неретиной Е.Н. дело по апелляционной жалобе Регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в г. Москве на решение Нагатинского районного суда города Москвы от 01 марта 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Регионального отделения Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в городе Москве об отмене решения территориальной избирательной комиссии района Царицыно в городе Москве N 01-04-89/12 от 08.02.2012 г. "О составе участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1944" - отказать, установила:
Региональное отделение Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" (далее - РОПП РОДП "ЯБЛОКО") в г. Москве обратилось в суд с заявлением в порядке главы 26 ГПК РФ об отмене решения территориальной избирательной комиссии района Царицыно в городе Москве (далее - ТИК района Царицыно г. Москвы) N 01-04-89/12 от 08.02.2012 г. "О составе участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1944", которым в состав избирательной комиссии не включена кандидатура Чернышева К.Л., представленная РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве.
Свое обращение заявитель мотивировал тем, что оспариваемое решение нарушает принцип равноправия политических партий, поскольку отсутствие в заявлении Чернышева К.Л. о даче согласия на назначение членом избирательной комиссии избирательного участка N 1944 указания на то, что он не подпадает под ограничения, установленные п. 1 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также отсутствие опыта работы по организации и проведению выборов, не могут являться основанием для не включения предложенной кандидатуры Чернышева К.Л. в состав участковой избирательной комиссии. Кандидатура Чернышева К.Л., выдвигаемого от политической партии, имела приоритет перед кандидатурами, представленными иными общественными организациями, собраниями избирателей.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ананьева М.М. заявленные требования поддержала.
Представитель ТИК района Царицыно г. Москвы по доверенности Стерликова Н.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, ссылаясь на то, что в указанную ТИК поступило 13 предложений от политических партий, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства и работы о выдвижении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии N 1944 с правом решающего голоса. В заявлении кандидата Чернышева К.Л. не было указано, что он не подпадает под ограничения, установленные п. 1 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым определенные категории лиц не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решение о составе участковой избирательной комиссии также было принято исходя из опыта у выдвинутых кандидатур в организации и проведения выборов.
Заинтересованное лицо Чернышев К.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ТИК района Царицыно г. Москвы по доверенности Стерликову Н.В., а также заключение прокурора, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25.11.2011 N 442-СФ выборы Президента РФ назначены на 04.03.2012.
Судом установлено, что 12.01.2012 г. ТИК района Царицыно в г. Москве принято решение N 01-04-27/12 "О формировании участковых избирательных комиссий", в том числе, участковой избирательной комиссии N 1944 в составе 12 человек.
Решением N 81 от 25.01.2012 г. РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве выдвинуло кандидатом для назначения членом участковой избирательной комиссии (УИК) N 1944 г. Москвы с правом решающего голоса на выборах Президента РФ кандидатуру Чернышева К.Л.
В ТИК района Царицыно г. Москвы поступило 13 предложений о выдвижении кандидатур в состав УИК избирательного участка N 1944 с правом решающего голоса, в том числе, от политических партий "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Единой России", "Справедливой России", "ЯБЛОКО", общественных объединений, собрания избирателей по месту жительства и работы.
08.02.2012 г. на заседании ТИК района Царицыно г. Москвы на основании поступивших предложений по кандидатурам в состав УИК избирательного участка N 1944 г. Москвы, принято решение N 01-04-89/12 о составе УИК данного избирательного участка, в состав которой не включена кандидатура Чернышева К.Л., выдвинутая РОДП "ЯБЛОКО".
Из протокола заседания ТИК от 08.02.20102 г. усматривается, что при формировании комиссии учитывалось, что в заявлении Чернышева К.Л. не указана ссылка на нормы ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым определенные категории лиц не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также наличие у выдвинутых кандидатур опыта организации и проведения выборов.
Положениями ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающими порядок формирования и полномочия участковых комиссий установлено, что формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы (п. 4).
Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (п. 5).
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Согласно п. 1 указанной нормы Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.
Право внесения предложений по кандидатурам в составы избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований, территориальных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, которые не являются политическими партиями и которые выдвинули списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент внесения указанных предложений.
В своем заявлении и апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что политические партии, не допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального собрания и в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, имеет право на рассмотрение кандидатур в порядке четвертой очереди и такие кандидатуры имеют приоритет перед кандидатурами, представленными иными общественными объединениями, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы.
Разрешая заявление РОПП РОДП "Яблоко" в г. Москве, суд правильно применил и истолковал положения Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части порядка формирования избирательных комиссий и пришел к обоснованному выводу о том, что действующим избирательным законодательством не установлена очередность рассмотрения кандидатур при формировании участковых избирательных комиссий и приоритета кандидатур выдвинутых политическими партиями, не указанными в подп. "а", "б" п. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г., перед иными общественными объединениями, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы.
Так, законом установлена обязанность вышестоящей комиссии (в данном случае ТИК) только в части назначения не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений от политических партий и избирательных объединений, указанных в ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002.
Ссылки апелляционной жалобы РОПП РОДП "ЯБЛОКО" в г. Москве на положения Определений Конституционного Суда РФ от 02.07.2009 N 1036-О-О, от 16.01.2007 N 160-О-П, Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2007 N 11-П не могут повлечь отмену постановленного по делу судебного решения, поскольку не свидетельствуют о неправильном толковании и применении судом, а также ТИК Пресненского района г. Москвы при принятии оспариваемых решений положений Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 в части формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка N 107 Пресненского района г. Москвы.
Не включение в состав УИК кандидата от другой политической партии, не указанной в подп. "а", "б" п. 5 ст. 27 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. при включении в состав комиссии кандидатов, выдвинутых иными общественными и избирательными объединениями, собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы не свидетельствует о несоблюдении избирательного законодательства, в том числе с учетом системного толкования положений избирательного законодательства Конституционным Судом РФ.
Суд обоснованно отверг доводы заявителя о том, что кандидатура Чернышева К.Л., выдвигаемого от политической партии, имела приоритет перед кандидатурами, представленными иными общественными организациями, собраниям избирателей, поскольку эти доводы не основаны на требованиях действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы основаны не неправильном толковании действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Нагатинского районного суда города Москвы от 01 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2012 г. N 11-1798/12
Текст определения официально опубликован не был