Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 мая 2012 г. по делу N 11-7258
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Расторгуевой Н.С.,
и судей Пашкевич А.М., Малыхиной Н.В.,
при секретаре Процевской Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения города Москвы на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 29 февраля 2012 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Признать распоряжение Управления Социальной Защиты населения Даниловского района от 4 августа 2011 года незаконным и отменить его.
Обязать Управление Социальной Защиты населения Даниловского района города Москвы возобновить выплаты денежных средств, полагающихся несовершеннолетнему П. и его опекуну О.Н. с 01 сентября 2011 года, установила:
О.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным распоряжения Управления социальной защиты населения Даниловского района г. Москвы (далее УСЗН Даниловского района) от 04.08.2011 года об отмене причитающихся выплат как опекуну несовершеннолетнего П., указав, что данное распоряжение нарушает права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка, просила суд отменить распоряжение и восстановить нарушенные права путем возобновления причитающихся выплат с 1 сентября 2011 года.
Истец О.Н. в судебное заседание явилась, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика УСЗН Даниловского района города Москвы по доверенности Филатова Т.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что РУСЗН было принято решение о приостановлении выплат денежных средств, а решение о прекращении выплат до настоящего времени не принималось.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства района Даниловский по доверенности Богданова Т.В. в судебное заседание явилась, требования поддержала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Управления социальной защиты населения Даниловского района города Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца О.Н., представителя УСЗН Даниловского района по доверенности Филатовой Т.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, на основании распоряжения руководителя муниципалитета муниципального образования Даниловское в г. Москве от 04.10.2004 года N ... установлена опека над несовершеннолетним П., ... года рождения, в лице его бабушки О.Н.
О.Н. назначено пособие на содержание подопечного П. с 10.09.2004 года (л.д. 8).
С 14 августа 2009 года П. является воспитанником Московского Суворовского военного училища.
Московское Суворовское военное училище является федеральным государственным общеобразовательным учреждением, где проходят обучение в том числе дети-сироты. Суворовцы находятся на полном государственном обеспечении, которое включает в себя: проживание, питание, вещевое и финансовое довольствие.
Распоряжением Управления социальной защиты населения Даниловского района г. Москвы от 04 августа 2011 года приостановлена выплата денежных средств опекуну О.Н. на содержание подопечного П. на основании ст. 10.1 Закона г. Москвы от 15.12.2004 года "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" и по поручению Департамента социальной защиты населения города Москвы от 1 августа 2011 года N ...
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Московское суворовское военное училище как образовательное учреждение не является законным представителем своих воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей, и оно не отнесено к перечню учреждений, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона г. Москвы от 15.12.2004 года N 87. Кроме того, ответчик нарушил положения ст. 10.1 указанного Закона, не известив опекуна и орган опеки и попечительства о принятии решения в трехдневный срок со дня вынесения решения о приостановлении денежных выплат.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ст. 5 Закона г. Москвы от 15.12.2004 года N 87 "О порядке и размере выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" назначение денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой, осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечного. Выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой, осуществляется УСЗН района г. Москвы по месту жительства подопечного.
В силу ст. 10 указанного Закона выплата денежных средств прекращается в случае устройства подопечного на полное государственное обеспечение в образовательное учреждение. Опекун обязан в месячный срок извещать органы опеки и попечительства и управление социальной защиты населения по месту жительства ребенка, находящегося под опекой, об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты денежных средств на содержание подопечного.
Согласно ст. 10.1 данного Закона Управление социальной защиты населения при возникновении обстоятельств, являющихся в соответствии с ч. 1 ст. 10 основанием для прекращения выплаты денежных средств на содержание подопечного, принимает решение о приостановлении выплаты указанных денежных средств.
Понятие полного государственного обеспечения приведено в ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому:
- полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;
- полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что в период пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Московском суворовском военном училище опекуны (попечители, приемные родители) не несут расходов на их содержание и не занимаются воспитанием, судебная коллегия находит заслуживающим внимания.
Как усматривается из материалов дела, ФГОУ "Московское суворовское военное училище" является местом получения не только среднего (полного) образования, но и воспитания обучающихся и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Оно организует и обеспечивает бесплатные обучение, питание, одежду, обувь, проживание и медицинское обслуживание обучающихся (в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право внеконкурсного поступления в училище). Обучающиеся в течение всего срока обучения (7 лет) находятся на полном государственном обеспечении, круглосуточно пребывают в училище. Помимо полного государственного обеспечения суворовцам в период пребывания в училище выплачивается ежемесячное денежное содержание в размере оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду - 330 рублей, а детям-сиротам-ежемесячное пособие в размере оклада по 1 тарифному разряду - 660 рублей, а в период нахождения в отпуске - денежная компенсация взамен продовольственного пайка.
Согласно справке ФГОУ "Московское суворовское военное училище" от 16.09.2011 года несовершеннолетний П., ... года рождения, также находится в училище на полном государственном обеспечении. П. выплачивается ежемесячное денежное пособие в размере оклада по первому тарифному разряду - ... руб., а в период нахождения в отпуске - денежная компенсация взамен продовольственного пайка (л.д. 15).
При таких обстоятельствах на основании ст. 10.1 Закона города Москвы N 87 от 15.12.2004 года "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" ответчик правомерно приостановил выплату денежных средств опекуну О.Н. на содержание подопечного П.
Таким образом, суд неправильно истолковал и применил нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене. Судебная коллегия в соответствии со ст. 328 ГПК РФ считает возможным вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований О.Н. к Управлению социальной защиты населения Даниловского района города Москвы о признании незаконным распоряжения, обязании возобновить выплаты денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 29 февраля 2012 года отменить.
Постановить новое решение.
В удовлетворении требований О.Н. к Управлению социальной защиты населения Даниловского района города Москвы о признании незаконным распоряжения, обязании возобновить выплаты денежных средств отказать.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.