Постановление Московского городского суда от 4 июня 2012 г. N 4а-831/12
Заместитель председателя Московского городского суда Д.А. Фомин,
рассмотрев надзорную жалобу Тарабрина СЕ в защиту Лаквехелиани Т. на постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 27 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, установил:
постановлением судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 27 августа 2010 года гражданин Республики Грузия Лаквехелиани Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2.000 (двух тысяч) рублей в доход государства с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В порядке, предусмотренном ст. 30.1 КоАП РФ, указанное постановление не обжаловалось.
В надзорной жалобе защитник Лаквехелиани Т. - Тарабрин С.Е. выражает несогласие с названным постановлением, ссылаясь на то, что в настоящее время открылись обстоятельства самооговора Лахвехелиани Т., вызванного тяжелыми жизненными обстоятельствами, на день предъявления Лаквехелиани Т. обвинения по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ его пребывание на территории Российской Федерации было законным, 10 марта 2009 года Лаквехелини Т. было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, Лахвехелини Т. был снят с учета лиц, которым предоставлено временное убежище на территории России, только 28 июня 2011 года, Лаквехелиани Т. уничтожил удостоверение лица, получившего временное убежище, из опасений, что оно будет найдено спецслужбами Республики Грузии, однако дочь жены Лахвехелиани Т. случайно в квартире матери обнаружила расписку о выдаче Лаквехелиани Т. упомянутого удостоверения, вместе с тем в почтовый ящик соседки дочери по ошибке попало письмо, адресованное Лаквехелиани Т., в конверте находилось уведомление УФМС России по г. Москве от 6 июля 2011 года; в период нахождения Лахвехелиани Т. на территории Российской Федерации он вел себя как добропорядочный гражданин, работал, регулярно оплачивал необходимые налоги; 4 ноября 2003 года Лаквехелини Т. заключил брак с гражданкой России С-ой Т.А.
Проверив материалы дела, изучив доводы надзорной жалобы, нахожу постановление судьи Зеленоградского районного суда города Москвы от 27 августа 2010 года подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что гражданин Республики Грузия Лаквехелиани Т. 10 октября 2009 года въехал на территорию Российской Федерации, по приезде в Москву обязанность по постановке на миграционный учет не исполнил, визу не оформлял, проживает на территории России незаконно, находясь по адресу: Москва, г. ... Лаквехелиани Т. 27 августа 2010 года явился в ОИК УФМС России по Зеленоградскому АО г. Москвы, пояснил, что желает выехать на родину, на миграционный учет не вставал, просил выдворить его за пределы РФ.
Обосновывая виновность Лаквехелиани Т. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, судья сослался на собранные по делу доказательства: протокол об административном правонарушении, рапорт сотрудника отделения ППМ ОУФМС России по г. Москве в г. Зеленограде, объяснения Лаквехелиани Т., справку о том, что Лаквехелиани Т. в картотеке по учетам базы данных ЦАБ, ЗИЦ ГУВД г. Москвы не значится.
Вместе с этим, из протокола об административном правонарушении следует, что гражданин Республики Грузия Лаквехелиани Т. 27 августа 2010 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. а, нарушил режим пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а равно в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В соответствии со ст. 1 ФЗ N 4528-I от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 названного Федерального закона свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.
В соответствии со ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу в порядке надзора, в интересах законности имеет право проверить дело в полном объеме.
В рамках рассмотрения настоящей жалобы от заместителя начальника отдела по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по г. Москве поступил ответ на запрос заместителя председателя Московского городского суда, согласно данному сообщению 9 февраля 2009 года гражданину Лаквехелиани Т. было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации и выдано Свидетельство ВУ-РФ В сроком на 1 год. 24 апреля 2010 года срок предоставления временного убежища Лаквехелиани Т. продлен до 9 февраля 2011 года согласно его личному заявлению. 28 июня 2011 года Лахвехелиани Т. был снят с учета по причине истечения срока действия временного убежища на территории РФ. При этом к надзорной жалобе приложена расписка о выдаче/приеме документов, данная Лаквехелиани Т., о приеме 10 марта 2009 года от него в связи с предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, военного билета. В расписке также указано, что Лаквехелиани Т. выдано Свидетельство ВУ-РФ N ... о предоставлении временного убежища на территории РФ, расписка удостоверена подписью Лаквехелиани Т. Помимо прочего, к надзорной жалобе приложено уведомление от 6 июля 2011 года N ..., подписанное заместителем начальника УФМС России по г. Москве, о снятии Лаквехелиани Т. с учета лиц, которым предоставлено временное убежище на территории РФ, адресованное Лаквехелиани Т.Н.
Совокупность вышеизложенных данных позволяет сделать вывод о том, что в период с 9 февраля 2009 года по 28 июня 2011 года Лаквехелиани Т. было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации и согласно вышеприведенным нормам закона пребывание названного иностранного гражданина на территории Российской Федерации 27 августа 2010 года носило законный характер.
Вместе с тем в соответствии ч. 3 ст. 7 ФЗ от 18 июля 2006 г N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" на временно пребывающих иностранных граждан в Российской Федерации возложена обязанность по постановке на учет по месту пребывания.
Из материалов дела следует, что Лаквехелиани Т., прибыв в Российскую Федерацию 10 октября 2009 года, по состоянию на 27 августа 2010 года не встал на миграционный учет по месту пребывания, что подтверждено, в частности, справкой старшего инспектора отделения ППМ ОУФМС России по г. Москве в Зеленоградском АО (л.д. 5). При этом законность нахождения Лаквехелиани Т. на территории Российской Федерации в виду предоставленного ему временного убежища не освобождала его от исполнения обязанности по постановке на миграционный учет по месту пребывания, возложенной на него как на иностранного гражданина. При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о признании Лаквехелиани Т. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, следует считать правильным.
Вместе с тем в силу ст.ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вопрос о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное им административное правонарушение в сфере миграционной политики должен разрешаться с учетом требований закона, действительной необходимости такой меры ответственности, а также принципов справедливости и соразмерности целям наказания с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание вышеизложенные фактические обстоятельства, положения перечисленных нормативно-правовых актов, а также доводы надзорной жалобы, считаю возможным изменить постановление судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 августа 2010 года в части назначенного Лаквехелиани Т. наказания, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Грузии Лаквехелиани Т., Х года рождения, изменить. Назначить Лаквехелиани Т. наказание по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 000 (двух тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, оставить без изменения.
Заместитель председателя Московского городского суда |
Д.А. Фомин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.