Решение Московского городского суда от 26 января 2012 г. N 7-84
Судья Московского городского суда Горб А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Чепкасова В.А. и его защитника - адвоката Шухардина В.В. на решение судьи Тверского районного суда города Москвы от 30 сентября 2011 года по делу об административном правонарушении в отношении
Чепкасова Виктора Анатольевича, родившегося 09 сентября 1956 года в Читинской области,
признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.13 КоАП г. Москвы, с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 500 рублей, установил:
Постановлением начальника отдела полиции "Китай-город" УВД по ЦАО г. Москвы от 18 сентября 2011 года N 0189881 Чепкасов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.13 КоАП г. Москвы (торговля с рук, а также предоставление услуг населению в неустановленных местах), а именно в том, что 18 сентября 2011 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Москва Манежная площадь ..., предоставлял услуги населению в неустановленном месте без разрешительного документа (договора) на размещение нестационарного торгового объекта, выдаваемого Префектурой ЦАО г. Москвы на основании результатов аукциона: а именно, находясь в образе Николая II фотографировался с гражданами за деньги в качестве модели".
На это постановление Чепкасовым В.А. была подана жалоба в суд, в которой он просил отменить постановление должностного лица, указывая о его незаконности.
Решением судьи данная жалоба оставлена без удовлетворения в связи с тем, что выводы должностного лица о совершении Чепкасовым В.А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.13 КоАП г. Москвы, основаны на законодательстве об административных правонарушениях, и согласуются с данными, отраженными в представленных в суд материалах.
На это решение судьи поданы жалобы Чепкасовым В.А. и его защитником - адвокатом Шухардиным В.В., в которых они, не соглашаясь с судебным актом и полагая его подлежащим отмене, указывают, что выводы судьи о законности вынесенного должностным лицом постановления о привлечении Чепкасова В.А. к административной ответственности являются несостоятельными, поскольку нормативный акт, приведенный судьей в обоснование принятого решения (постановление Правительства города Москвы от 03 февраля 2011 года N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности"), не регламентирует таких правоотношений, которые подлежат применению к физическому лицу, так как "нестационарным торговым объектом может быть только неодушевленный предмет и не может являться таковым человек".
Выслушав объяснения Чепкасова В.А. и его защитника - адвоката Шухардина В.В., поддержавших доводы жалоб, проверив представленные материалы, обсудив доводы жалоб, прихожу к следующим выводам.
Исходя из содержания преамбулы Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правоотношениях", этот Закон основан на Конституции Российской Федерации и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, предусмотренные этой нормой, в том числе событие административного правонарушения и виновность лица в его совершении.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, лицо может быть привлечено к административной ответственности, в частности тогда, когда совокупностью исследованных доказательств установлено противоправное, виновное совершение им таких деяний, которые предусмотрены в качестве административного правонарушения.
Статьей 11.13 КоАП г. Москвы установлена административная ответственность граждан за торговлю с рук, а также предоставление услуг населению в неустановленных местах.
Из этого следует, что гражданин может быть привлечен к административной ответственности по ст. 11.13 КоАП г. Москвы, в частности, тогда, когда в постановлении уполномоченного должностного лица об этом административном правонарушении приведена совокупность данных, подтверждающих факт торговли с рук и предоставления услуг населению в таком месте, где установлен запрет на совершение гражданами подобных деяний.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Таким образом, Чепкасов В.А. мог быть привлечен к административной ответственности за деяния, изложенные в постановлении должностного лица от 18 сентября 2011 года при описании события административного правонарушения, а именно, за то, что он, "находясь в образе Николая II фотографировался с гражданами за деньги в качестве модели", лишь при указании в этом постановлении такого нормативного акта, который установил запрет на право использования Чепкасовым В.А. за вознаграждение подобных своих способностей в общественном месте в целом, и на Манежной площади г. Москвы, в частности.
Эти требования закона не были учтены судьей при вынесении обжалованного постановления.
Согласно представленным материалам дела, начальник отдела полиции при вынесении постановления от 18 сентября 2011 года и судья в своем решении по жалобе Чепкасова В.А. на это постановление должностного лица, делая вывод о наличии оснований для привлечения последнего к административной ответственности по ст. 11.13 КоАП г. Москвы, исходили из того, что запрет на совершение Чепкасовым В.А. деяний, указанных при описании события этого административного правонарушения, установлен постановлением Правительства города Москвы от 03 февраля 2011 года N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
Как следует из этого Постановления от 03 февраля 2011 года, оно принято в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов".
Этим же Постановлением от 03 февраля 2011 года утверждены Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (приложение 1), Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (приложение 2).
Из содержания указанного Постановления от 03 февраля 2011 года следует, что в нем отсутствуют нормы, регламентирующие правоотношения, относящиеся к тем деяниям, за которые привлечен к административной ответственности по ст. 11.13 КоАП г. Москвы Чепкасов В.А.
При этом данным Постановлением от 03 февраля 2011 года, как и указанными выше Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2010 года N 772, регламентированы правоотношения, относящиеся к торговой деятельности (согласно ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров), то есть такие обстоятельства, которые не касаются деяний, приведенных в постановлении начальника отдела полиции от 18 сентября 2011 года.
Следовательно, ссылка на указанное постановление Правительства г. Москвы от 03 февраля 2011 года, как на нормативный акт, регламентирующий порядок совершения деяний, за которые Чепкасов В.А. привлечен к административной ответственности по ст. 11.13 КоАП г. Москвы, либо запрещающий возможность осуществления подобной деятельности, не может быть признана состоятельной.
С учетом этого и принимая во внимание, что в представленных материалах не содержится данных, свидетельствующих о том, что Чепкасов В.А. не вправе был совершать в 12 часу 18 сентября 2011 года на Манежной площади г. Москвы именно те деяния, о которых указано в постановлении начальника отдела полиции от 18 сентября 2011 года при описании события административного правонарушения, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Чепкасова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.13 КоАП г. Москвы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Таким образом, установив наличие в представленных материалах дела данных, свидетельствующих о незаконном привлечении Чепкасова В.А. к административной ответственности по ст. 11.13 КоАП г. Москвы, считаю необходимым отменить обжалованные постановление начальника отдела полиции от 18 сентября 2011 года, решение судьи и прекратить производство по настоящему делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, решил:
постановление начальника отдела полиции "Китай-город" УВД по ЦАО г. Москвы от 18 сентября 2011 года N 0189881, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 30 сентября 2011 года в отношении Чепкасова Виктора Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.13 КоАП г. Москвы, отменить и прекратить производство по этому делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда |
Горб А.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.