"Педагогика нуждается в обновлении" (интервью с Н.Ю. Барминым, ректором Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования")
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (ГБОУ ДПО НИРО) стало лауреатом конкурса "Лучшие учебные центры РФ - 2011". Исследования проводились во всех федеральных округах РФ, в опросе приняло участие более 19 000 человек.
А в апреле этого года институту присвоили статус федеральной инновационной площадки на 2012-2015 годы. Ректор НИРО Николай Юрьевич Бармин видит задачи своего учреждения в том, чтобы помочь учителям в воспитании нового поколения россиян, которые будут строителями инновационной экономики.
Николай Юрьевич считает:
- Очень важно, чтобы сегодня учителя работали на завтра. Особенность нашей страны такова, что большинство трудящихся сейчас людей (76%) родились до 1980 года и сформировали свое мировоззрение и ценностные установки в условиях социалистической формации.
Но, поскольку с 1990 года страна строит рыночную экономику, люди со своими ценностным рядом и привычками должны приспосабливаться к жизни в условиях другой формации. И особенно важно помочь нынешним школьникам быть эффективными в новых условиях. Ведь именно им предстоит строить инновационную экономику. Поэтому у педагогов должно быть представление о том, в каких условиях будут жить их ученики. Они должны помочь им вырасти конкурентоспособными, понимающими роль капитала в развитии социальных процессов. Только таким образом мы сможем сформировать и вырастить новую культуру, в которой новые экономические отношения будут полезны общественной жизни.
- Каким образом НИРО помогает в воспитании людей новой формации?
- В любой сфере деятельности определяющим является человеческий капитал. В образовании это учителя, повышением квалификации которых мы и занимаемся. Образовательные программы НИРО включают профессиональные вопросы, технологические, мировоззренческие аспекты, проблемы психологии и т.д.
Стратегию мы формируем на основе анализа информации, поступающей в рамках региональных и федеральных мониторингов, диагностики профессиональных затруднений педагогов. Наряду с образовательной деятельностью институт ведет научно-исследовательскую деятельность, занимается прогнозированием и реализацией перспективных направлений развития образования в регионе.
В настоящий период мы большое внимание уделяем развитию информационных технологии, ИКТ и мультимедийной инфраструктуре, дистанционным формам обучения и контроля. Сайт нашего института играет роль информационно-образовательного портала региональной системы образования. По некоторым данным, мы уступаем по посещаемости лишь сайту Минобрнауки и Академии постдипломного образования (Санкт-Петербург). У нас более 38 000 посещений в месяц, причем две трети из них составляют визиты пользователей из других регионов.
- НИРО присвоен статус федеральной инновационной площадки. Какими инновациями планируете заниматься?
- Мы в течение ряда лет разрабатываем новые подходы к образованию взрослых. Впервые в России хотим создать образовательную структуру, объединяющую корпоративную, проектную и сетевую формы обучения в один образовательный концепт.
Структура будет называться "Институт проектно-сетевого инновационного образования". В сетевое пространство войдут педагогические коллективы, имеющие инновационный опыт, концепции, гипотезы полезные для жизни завтра.
Чем мы будем заниматься? Взрослый человек уже имеет определенный опыт, компетенции. Чтобы побудить его изменить навыки и компетенции, мало рассказать ему о них. Взрослый человек может проникнуться чем-то новым, лишь когда сам это попробует, сам освоит новое содержание, почувствует, что у него это получается.
Кто будет лучшим учителем для взрослого человека? Тот, кто может показать и рассказать, как он что-либо сделал. Поэтому наша учебная сеть должна объединить людей, имеющих какой-либо интересный опыт, готовых представить его другим. Мы считаем, что проектно-сетевые формы взаимодействия более эффективны для обучения взрослых.
- В какой форме идет такое обучение?
- Это самостоятельное или коллективное освоение информации проблемного кластера, формирование позиций в рамках докладов, дискуссий, обмена опытом по той или иной тематике. В результате вырабатывается обобщенная позиция, и каждый обучающийся берет на вооружение новое, осмысленное им самим знание, апробирует и получает практический результат. При этом каждый должен защитить свою позицию какими-то результатами, чтобы показать, что его практика значима, имеет новизну и пользу.
- Не секрет, что в любом коллективе есть люди, не стремящиеся получить новые знания, им это не слишком интересно. Как их "разбудить"?
- Действительно, проектно-сетевая работа требует затрат времени обучающегося, напряжения его интеллекта, для того чтобы найти и проанализировать информацию. Не все готовы заниматься этим самостоятельно в свое свободное время.
Решением проблемы станет корпоративная форма обучения. Сейчас у многих крупных фирм есть корпоративные университеты. Мы тоже пришли к выводу: когда в самообразовании будет участвовать весь коллектив, тогда и его пассивная часть вольно или невольно включится в процесс обновления.
- Среди учителей много людей в возрасте. Не сталкиваетесь ли вы с тем, что они негативно воспринимают новые методики, противодействуют их внедрению?
- Проблема актуальности накопленного профессионального опыта действительно существует. Что было эффективно 20-30 лет назад, не совсем отвечает потребностям сегодняшнего дня. Но надо отдавать себе отчет, что мы работаем для социализации подрастающих поколений. А завтра формируется на постиндустриальных технологиях, пронизанных информатизацией и новейшими достижениями научного знания.
Поэтому отрицания нет, учителя, даже пожилые, прекрасно понимают необходимость внедрения новых методик. Конечно, когда они сталкиваются с трудностями в их освоении, испытывают эмоциональное напряжение. Им страшно, непонятно. Наша задача - разработать такой формат обучения, который помог бы взрослым освоить новые знания в адаптивной психологической обстановке.
С конца XIX века в образовании утвердилась система предмето-центризма. Однако новые федеральные образовательные стандарты требуют от учителя компетенций, формирующих полипредметный, универсальный характер обучения. Ученик должен владеть интегрированным знанием. Я всегда на лекциях задаю учителям вопрос: "Вы сейчас меньше стали работать, чем раньше?" Они отвечают: "Больше". "А результатами довольны?" "Нет". Почему недовольны? Объясняется это противоречие тем, что изменение социальной жизни происходит очень быстро, а содержание, методы, формы образовательного процесса отстают. Не только население сейчас не удовлетворено итогом работы школы, но и сами учителя. Пока никто не обеспечил учителя готовыми дидактическими системами под те цели и задачи, которые поставлены в новых государственных стандартах.
Предлагаемая проектная деятельность в числе прочего служит для того, чтобы в рамках одного социального или исследовательского проекта можно было объединить знания по нескольким предметам.
- Поясните на примере.
- Возьмем проблему устойчивого развития. Тема: как помочь сохранить зеленые насаждения в городах? Здесь нужно рассказать ученикам о социальных технологиях, каким образом должна быть организована деятельность ЖКХ, дать какие-то знания по химии и биологии - все это в рамках одного предмета. Такие проекты как раз и будут интегрировать знания. Как говорят западные коллеги, учить ребенка нужно на примерах самой жизни.
- По вашим наблюдениям, каких знаний не хватает нынешним учителям?
- Прежде всего знаний о перспективе, о том, каким должен быть российский гражданин через 10-15 лет. Нужно дать им современные основы организации учебного процесса - как развернуть проектную, исследовательскую деятельность при нынешней классно-урочной системе. Все мы скованы рамками 45 минут, они не очень приспособлены для новых форм. Большое внимание сейчас уделяется индивидуализации обучения, причем в рамках существующей классно-урочной системы. И для такой работы тоже необходимы продуманные формы. Учителю нужна и другая помощь. Ему некогда изобретать исследовательские, полипредметные проекты, ему нужна новая дидактика, которая обеспечила бы эти новые формы работы. Учителю нужны новые средства обучения. Мы можем сколько угодно говорить о био- и нанотехнологиях, но когда учитель не может наглядно демонстрировать на уроке эти изменения научного знания или производственных технологий, едва ли ученик хорошо усвоит, о чем идет речь.
Также нужны дидактические пособия, методические рекомендации, новые учебники, которые предполагали бы большую самостоятельную, практикоориентированную деятельность ученика. Это электронные интерактивные приложения, которые позволяли бы сразу выходить в информационное пространство, находить нужные сведения.
Итак, новая дидактика, учебное оборудование, изменение организации учебной деятельности - вот что нужно современным учителям, чтобы они могли эффективно реализовать задачи, поставленные в новых государственных стандартах. И все это им должно бы дать существующее множество научных институтов на основе изучения лучших отечественных и зарубежных практик.
- Какую пользу принесет НИРО новый статус инновационной площадки?
- Российская педагогика сегодня нуждается в обновлении. Поэтому в рамках инновационной площадки мы планируем сконцентрировать инновационные достижения региональной педагогической практики, адаптировать эффективные зарубежные практики и создать систему их распространения на основе современных информационных технологий, андрагогики и психологии. В институте уже организован центр проектно-сетевого образования специалистов начального и среднего профессионального образования, реализуется ряд сетевых проектов. Некоторые подходы уже выработаны, нужно строить целостную систему и в случае удачи - тиражировать для других регионов и отраслей. Экономики, с которыми нам придется конкурировать в глобальном пространстве, много внимания уделяют образованию взрослых. В Финляндии, например, более 70% взрослого населения ежегодно проходит обучение по разным программам. И это позволило Финляндии от аграрно-сырьевой экономики перейти к инновационной. В России только 24% взрослых проходит обучение. Причем половина из них - лишь небольшие стажировки на работе, а не образовательные программы, охватывающие весь спектр вопросов, от профессиональных до мировоззренческих.
- Что дает вашему учреждению то, что оно признанное, передовое?
- Повышенного финансирования нам это не дает. Но мы надеемся, что новые, сформированные нами продукты будут востребованы, приобретены, и мы получим материальное возмещение.
- Вы проводите обучение и на коммерческой основе?
- От регионального министерства образования мы получаем госзаказ на обучение 8500 человек в год. Но этого недостаточно, и сами муниципальные органы управления образованием, школы - и не только нашей области - заказывают нам дополнительные программы. А также мы работаем с представителями других отраслей. Таким образом, около 30% программ мы осуществляем на коммерческой основе. Именно за счет этих средств мы смогли развить ИКТ-инфраструктуру, провести ремонт учебных помещений. В этом году планируем решить давно наболевшую проблему - расширить общежитие для обучающихся.
- Как сформировать коллектив единомышленников?
- Сам по себе руководитель ничего не сделает. В коллективе должен быть критический пул, активная часть, которая охотно осваивает новые подходы, технологии, содержание. В этом есть и материальный интерес: если их разработки востребованы, они зарабатывают на их коммерческом использовании.
За шесть лет моей работы удалось на ключевых направлениях сгруппировать единомышленников - люди профессионально занимаются своим делом, хотя это часто требует личного времени. У нас, как и в школе, нужно затратить личное время, чтобы овладеть какими-то новыми знаниями. Большое значение имеет открытая политика внутри коллектива. Мы готовы обсуждать любой вопрос. Решения о материальном стимулировании всегда открыты. У нас действует рейтинговая система, когда каждый сам на себя заполняет карту своих достижений. И на основании этой карты, согласованной с руководителем подразделения, получает премию. Нельзя сказать, что эта система совершенна, но она способствует нормальному процессу рефлексии, когда работник анализирует свою деятельность. Пожалуй, в нашем коллективе нет косных людей, которые отвергали бы изменения. Например, сотрудники кафедры коррекционной педагогики в жестком режиме, за считанные недели освоили технологии дистанционного обучения детей-инвалидов на дому: там используются специфичные информационные технологии, контент. И уже третий год мы выигрываем тендеры на подготовку педагогов у московских фирм. Сегодня у нас нет ни одной кафедры, которая не осваивала бы что-то новое. Люди искренне заинтересованы в развитии - как собственном, так и учреждения и системы образования в целом.
- Каким должен быть стиль руководства, чтобы разбудить в сотрудниках инициативность, творческий подход?
- Не навязчивого мотивирования и уж точно не административного диктата. Любой организации нужны яркие, творческие и компетентные люди. И у нас таких большинство. Взять хотя бы пример федеральной инновационной площадки. Стоило затронуть вопрос о том, что очень слабо представлена система наших институтов в данном спектре деятельности образовательной системы страны, у заведующей кафедрой педагогики и андрагогики Г.А. Игнатьевой появилась идея проектно-сетевого института, сформировалась рабочая группа. Первый результат налицо.
Нужно давать коллективу возможность самому принимать некоторые решения в рамках выстроенной стратегии.
Если мы внедряем новые образовательные технологии в организацию образовательной деятельности института, мы говорим: есть новый и старый подходы. Старый отнимет у вас в десять раз больше времени. И все, никто на сотрудников давит. Но постепенно люди сами выбирают современные подходы. Так было с внедрением электронного документооборота. Надо давать людям право выбора, но материально стимулировать, когда они выбирают прогрессивные направления, эффективно решают задачи организации.
Я 27 лет занимаюсь управленческой деятельностью, в 22 года был назначен директором школы. И за этот немалый срок я убедился, что стиль партнерства и коллективного обсуждения всех проблем более результативен и менее энергозатратен. Единственная авторитарность, которая допустима, - авторитарность компетентности и знания. Руководитель должен представлять все направления деятельности своего учреждения, причем не на обывательском уровне, а достаточно профессионально представлять используемое содержание и технологии, организацию процесса. Только в этом случае он сможет аргументированно, со знанием дела представлять свои варианты или оценивать предлагаемые коллегами.
Я нахожусь в перманентном освоении нового. Если я не буду актуален, какой из меня руководитель инновационного учреждения? Например, использование планшетов IPad для организации работы - уже вчерашний день, сегодня мы их внедряем в школы для ведения электронного документооборота.
- Как строятся отношения с вышестоящим руководством? Все ли ваши идеи принимаются на ура?
- Какие могут быть отношения с учредителем? Партнерские. Мы решаем общие задачи на основе распределенных компетенций. Надо отдать должное министерству, они никогда не отвергают наши творческие наработки. Мы предлагаем варианты решения поставленных проблем, иногда инициируем предложения на основе практики работы со школами, а они либо внедряют, либо отправляют нам на доработку. В наших отношениях нет административного диктата, есть конструктивное сотрудничество профессионалов. И это вдохновляет.
Вот пример. Согласно приказу Минобрнауки*(1) с января 2011 года кардинально изменены подходы и содержание аттестации педагогических работников. Мы разработали свой алгоритм, механизм которого нацелен на самостоятельное поддержание профессионализма. Если раньше учителей оценивали комиссии, то сейчас это делается с помощью информационных технологий (компьютерное тестирование, презентация учебной программы, электронное портфолио). Мы предложили эту разработку министерству. Им понравилось, но на практике они столкнулись с проблемами внедрения таких форм. Для ряда педагогов подобная форма аттестации оказалась затруднительной. Нам предложили внести коррективы, создать альтернативные варианты. Я считаю, это конструктивный стиль отношений.
- Какой бы совет вы дали руководителям, стремящимся вывести свою организацию в лидеры?
- Всегда помнить, что мы часть общего и решаем общие задачи нашей страны, больше доверять своим коллегам и уважать тех, для кого ты работаешь. Видеть новые направления и сосредотачивать на них ресурсы. Когда труд коллектива полезен обществу, учреждение будет востребовано. А там придет и удовлетворенность собственной работой, и понимание, в каком направлении совершенствоваться дальше.
От редакции. Николай Юрьевич Бармин - ректор ГБОУ ДПО НИРО с 2005 года. Закончил Горьковский педагогический институт. Получил дополнительное образование по государственному и муниципальному управлению, а также по специальности "Финансы и кредит". Кандидат экономических наук, доцент. Отличник народного просвещения, председатель Ассоциации институтов дополнительного образования педагогических работников ПФО.
Интервью записала
Т.В. Кокина-Славина,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации".
"Руководитель бюджетной организации", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"