Подходы к организации межведомственного взаимодействия в Саратовской области
В апреле 2012 года в своем отчете о деятельности Правительства РФ в Госдуме В.В. Путин охарактеризовал задачу перехода на электронный формат обслуживания населения в регионах и муниципалитетах более сложным шагом, чем то, что было сделано на федеральном уровне. Поэтому опыт регионов, где этот переход идет относительно успешно, несмотря на объективные трудности, будет полезен нашим читателям. О подходах к организации межведомственного взаимодействия в Саратовской области, нюансах работы с ОАО "Ростелеком" рассказывает Павел Викторович Малков, министр Саратовской области, председатель комитета по информатизации области.
Организационные мероприятия по переходу на межведомственное взаимодействие
В свое время мы приняли решение отказаться от собственной системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и выбрали путь сотрудничества с ОАО "Ростелеком" (далее - РТК)*(1) по организационным мероприятиям.
В настоящее время руководителем работ по внедрению межведомственного взаимодействия на уровне субъекта является вице-губернатор области. Определены методолог проекта - министерство экономического развития и торговли Саратовской области и технолог проекта - возглавляемый мной комитет по информатизации области.
Функции координирующего коллегиального органа возложены на региональную комиссию по проведению административной реформы. Со всеми муниципальными районами Правительство РФ заключило соглашения о межведомственном взаимодействии.
Разработана необходимая региональная правовая база, в том числе:
- утверждены административные регламенты государственных услуг;
- определен перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг и сведения по которым могут быть истребованы у заявителя (утвержден Постановлением Правительства Саратовской области от 12.12.2011 N 690-П);
- определен перечень услуг, требующих организации межведомственного информационного взаимодействия (утвержден Постановлением Правительства Саратовской области от 12.12.2011 N 696-П) - вся работа проводилась на базе пилотного Вольского района;
- в полном объеме разработаны технологические карты межведомственного взаимодействия: фактически все межведомственные услуги спроектированы и описаны до мельчайших деталей;
- разработан типовой план информатизации администраций муниципальных районов области и типовой план повышения качества услуг (утвержден Распоряжением Правительства Саратовской области от 25.10.2011 N 312-Пр).
Таким образом, в Саратовской области проведена вся подготовительная работа. На окружном совещании под председательством А.Ю. Попова*(2), которое проходило в конце декабря прошлого года, были отмечены наши успехи по данному направлению.
Технологическая составляющая межведомственного взаимодействия
Все областные органы исполнительной власти, задействованные в оказании услуг с элементами "межведа", подключены к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия на базе технологий VipNet. Этот проект мы реализовали еще в прошлом году.
С одной стороны, сеть позволяет подключать к федеральной СМЭВ уже существующие информационные системы, с другой стороны, там, где систем пока нет, она позволяет осуществлять электронное межведомственное взаимодействие по так называемой деловой почте или путем внедрения типовых решений ОАО "Ростелеком".
Сейчас*(3) к региональной СМЭВ уже подключены 17 районных администраций в режиме online, 155 поселений - в режиме offline, то есть практически половина.
В мае мы планируем закончить подключение, также будет налажено взаимодействие между районной СМЭВ и защищенными ведомственными сетями ЗАГС, центров занятости и соцобслуживания населения.
Каждое рабочее место нашей сети имеет аттестат на соответствие всем требованиям по защите информации. Данному вопросу мы сразу уделили повышенное внимание.
На базе развернутого решения мы уже организовали взаимодействие по двум региональным межведомственным услугам: предоставление социальной выплаты на обустройство жилого помещения детям-сиротам и назначение компенсаций расходов на оплату проезда почетным гражданам Саратовской области. Электронные сервисы не разрабатывались, обмен идет на базе ПО "ИнфоТеКС"*(4).
Мы бы хотели, чтобы крупная компания полностью взяла на себя, на аутсорсинг, всю систему автоматизации и, по сути, систему управления. Все же изменяется - структура, сами госуслуги, формы заявлений. И изменяется очень быстро. Но, к сожалению, эти функции на аутсорсинг отдать никогда не получится. Огромное количество организационной работы все равно останется на уровне региона у каждого органа местного самоуправления. В РТК уходит технологическая составляющая, поддержка соответствующих решений, но не более того.
Соглашения и контракты
С 2008 года мы начали создавать собственную СМЭВ. Она называлась "Корпоративная информационная система", но суть абсолютно та же. Когда стартовал проект по созданию федеральной СМЭВ, мы провели ряд переговоров с РТК, поняли, что обойтись нашей системой не удастся, что в любом случае придется интегрировать ее в федеральную систему. Посчитали, оказалось, что, если сопровождать и нашу систему, да еще оплачивать все необходимые платежи в РТК, это будет очень дорого.
Решили отказаться. В своем замкнутом сегменте эта система пока функционирует. Но постепенно вытесняется решением РТК. Как я говорил, одновременно поддерживать обе системы нерационально.
Обращаю ваше внимание, все госконтракты с РТК заключались только по итогам проведения открытых электронных аукционов. Заключение договоров между администрацией субъекта РФ и РТК без конкурсных процедур незаконно.
К сведению. Соглашения и контракты с РТК:
- Соглашение о сотрудничестве между Правительством Саратовской области и ОАО междугородной и международной электрической связи РТК от 28.08.2010 N 126;
- Государственный контракт от 22.11.2011 N 62/УД на выполнение работ по обеспечению взаимодействия информационных систем и ресурсов органов государственной власти в целях предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде и решения задач государственного управления с использованием СМЭВ;
- Государственный контракт от 02.04.2012 N 29/УД на оказание услуг комплексного сервиса по обеспечению функционирования и эксплуатации инфраструктуры "электронного правительства";
- Государственный контракт от 16.04.2012 N 36/УД на выполнение работ по внедрению межведомственного и межуровневого электронного взаимодействия в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Саратовской области с использованием СМЭВ.
Саратовская область в 2011 году была подключена к единой федеральной системе межведомственного электронного взаимодействия. Для этого мы в рамках заключенного допсоглашения получили от Минкомсвязи необходимое криптооборудование - четыре випнет-координатора - и увязали его с нашей региональной СМЭВ. Не скажу, что данная задача была решена быстро и просто, возникали проблемы и с документами организационного характера, дошло даже до того, что московский "ИнфоТеКС" специально для нас выпустил внеочередной релиз ПО. Но мы справились.
Здесь выскажу пожелание к РТК как к единому исполнителю, который должен быть нашей единой точкой входа, именно единым интегратором, как его позиционируют. На практике абсолютно во всех проектах нам приходится самостоятельно организовывать агентов, подрядчиков и сотрудников из различных подразделений. Иногда вопросы решались многочасовыми телефонными беседами с разными людьми, и хорошо еще, если в итоге входящую информацию можно привести к общему знаменателю.
Портал госуслуг 64.gosuslugi.ru
С 2008 года у нас работает региональный портал госуслуг на базе типового решения Минэкономразвития, разработанного компанией "Ланит".
С 2012 года заработал обновленный региональный портал госуслуг 64.gosuslugi.ru, интегрированный в федеральную систему. РТК открыл в Саратове пункт выдачи кодов активации личного кабинета, и мы активно рекламируем эту услугу, надо сказать, что она востребована.
На портале сейчас*(5) представлена информация по 164 государственным и 1100 муниципальным услугам, включая бланки документов и образцы их заполнения.
Получение кода доступа в личный кабинет у нас отработано и прорекламировано, вся процедура занимает десять минут.
Также 15 услуг - 14 региональных и одна муниципальная - переведены уже на IV этап, то есть по ним можно направить заявления в ведомства в электронном виде и отслеживать через портал ход оказания услуги.
К сведению. Перечень электронных услуг:
- лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений;
- лицензирование медицинской деятельности;
- лицензирование фармацевтической деятельности;
- лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- прием заявлений, постановка на учет и предоставление информации по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан;
- организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- выплата социальной выплаты на обустройство предоставленного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- выплата ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
- прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
- прием заявлений и осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
- прием и выдача документов о государственной регистрации актов гражданского состояния;
- прием заявлений и предоставление информации об организации проведения оплачиваемых общественных работ;
- прием заявлений и организация временного трудоустройства;
- предоставление информации об объектах культурного наследия.
Сервисный контракт
Пока мы заключили сервисный контракт с РТК только на II квартал текущего года, причем не КС+ (комплексный сервис плюс), а старого образца. Сейчас планируем, запустив межведомственные услуги, с 1 июля заключить на второе полугодие 2012 года контракт КС+, чтобы иметь доступ к библиотеке адаптеров и обновлениям.
Типовой договор компании "Ростелеком" на оказание сервисных услуг содержит параметр "Доступность всех компонентов региональной инфраструктуры электронного правительства", причем указывается, что гарантируемое его значение - не более 95%. Считаем, и это не только наше мнение, что предлагаемый уровень доступности является неприемлемым для процессов, обеспечиваемых данным программно-техническим решением. Ряд рейтингов и аналитических исследований, посвященных степени проникновения в деятельность региональных органов власти современных технологий, напрямую связаны с доступностью соответствующих порталов государственных и муниципальных услуг и других компонентов региональной инфраструктуры электронного правительства, что при указанном гарантируемом уровне доступности ставит субъекты РФ в изначально неравные условия.
Свои замечания мы озвучивали на профильной комиссии в Совете Федераций у Р.У. Гаттарова*(6), в Минкомсвязи было направлено соответствующее обращение.
После подписания сервисного контракта мы официально направили в РТК замечания по работе наших электронных услуг и пожелания по доработкам нового портала госуслуг. Надеемся на конструктивное взаимодействие.
В качестве примера - одно из наших пожеланий.
Фактически мы в настоящее время имеем два портала госуслуг: новый и старый, который у нас работает с 2008 года. Мы были пилотами и тестировали типовое решение компании "Ланит". Отключить старый портал мы пока не можем, так как на нем реализованы интересные и удобные для граждан сервисы. В частности, интерактивная карта с указанием расположения учреждений области и привязкой к оказываемым ими услугам, полезные ссылки, баннеры на информационные интернет-ресурсы областного и федерального значения, региональные новости, справочная информация и часто задаваемые вопросы. Нам обещали все это перенести на решение "Ростелекома".
Внедрение СМЭВ и электронная цифровая подпись
Проект по внедрению электронного межведомственного взаимодействия запущен, аукцион проведен. Все работы по госконтракту должны быть выполнены к 1 июля.
Мы переводим все услуги централизованно, от участников межведомственного взаимодействия потребуется только согласовать частные технические задания по своим услугам и купить ЭЦП - электронную цифровую подпись.
На апрель ситуация была следующей: в целом уже обеспечен перевод межведомственного взаимодействия в электронный вид по 14 первоочередным услугам. В настоящее время данные услуги реализованы в тестовой среде регионального сегмента электронного правительства, осуществляется доработка соответствующих электронных сервисов взаимодействия. По другим услугам согласовываются частные техзадания.
Здесь у нас имеется специфическая проблема, мы еще так и не получили усиленные квалифицированные подписи - собственноручные подписи и аналоги гербовой печати.
Собственного удостоверяющего центра у нас нет, предложений от РТК по подписям мы не имеем. Коммерческие удостоверяющие центры Саратова, входящие в единое пространство доверия, до последнего времени прямо не гарантировали того, что, закупив у них подписи, мы сможем их использовать для межведомственного взаимодействия и нам не придется их перевыпускать на возмездной основе после грядущих изменений. С 1 июля 2012 года перестает действовать прежний закон о цифровой подписи*(7), вступает в силу новое законодательство*(8), будет переаттестация всех центров, соответственно, скорее всего, перевыпуск всех ЭЦП.
Также мы так и не получили от РТК однозначного ответа по использованию бесплатного криптопровайдера VipNet csp. Мы обсуждали этот вопрос и с "ИнфоТеКС", и с непосредственными разработчиками ПО, которое внедряет РТК, и запрашивали информацию официально. Пока мнения и ответы сильно отличаются.
Итог по ключевым моментам взаимодействия с "Ростелекомом"
Плюсы:
- один интегратор по всем проектам;
- готовая инфраструктура;
- готовые к внедрению решения, которые не зависят от степени проникновения технологий в госпроцессы;
- гарантия соблюдения сроков, установленных Правительством РФ;
- гарантия соответствия внедренных решений политике Минкомсвязи.
Минусы:
- высокие цены;
- неясный механизм тиражирования электронных и межведомственных услуг на муниципалитеты;
- невозможность дробления сервисного контракта, хотя не всем нужен весь набор услуг, в него входящий;
- неналаженность выдачи ЭЦП, нерешенность вопроса по использованию VipNet csp;
- общая неповоротливость и отсутствие "одного окна" при обращениях в компанию - нам зачастую приходится разговаривать со всеми уровнями исполнителей и руководителей непосредственно в компании "Ростелеком" и всеми субподрядчиками, которые разрабатывали то или иное решение.
Но, несмотря на большое количество проблем, полагаю, что проект продвигается в верном направлении. Мы уложимся в установленные законом сроки. И единственно верным подходом я считаю работу с одним исполнителем указанных мероприятий.
П.В. Малков,
министр Саратовской области,
председатель комитета по информатизации области
"Руководитель бюджетной организации", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ОАО "Ростелеком" имеет статус единственного исполнителя по ряду мероприятий федеральной целевой программы "Информационное общество (2011-2020 годы)", в том числе является единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры "электронного правительства" - единым национальным оператором инфраструктуры "электронного правительства".
*(2) Алексей Юрьевич Попов - директор департамента ИТ и связи Правительства РФ.
*(3) На начало апреля 2012 года.
*(4) ОАО "ИнфоТеКС" (Информационные Технологии и Коммуникационные Системы) - одна из ведущих high-tech-компаний России, в настоящее время является лидером отечественного рынка программных VPN-решений и средств защиты информации в TCP/IP-сетях, на рабочих станциях, серверах и мобильных компьютерах.
*(5) На апрель 2012 года.
*(6) Руслан Усманович Гаттаров - член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, представитель исполнительного органа государственной власти Челябинской области.
*(7) Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
*(8) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-Ф3 "Об электронной подписи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"