Подходы к организации межведомственного взаимодействия в Ленинградской области
Мероприятия по обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при оказании государственных и муниципальных услуг (далее - межведомственное взаимодействие) Ленинградской области были запланированы Комитетом по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области (далее - Комитет) в 2010 году. Тогда Комитет разработал системный проект "электронного правительства" Ленинградской области в рамках мероприятий долгосрочной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы". На основании проекта Комитет создал долгосрочную целевую программу по развитию "электронного правительства" в Ленинградской области*(1). На реализацию мероприятий программы запланировано ежегодно около 80 млн. руб.
Нормативно-правовое обеспечение
Первая часть мероприятий по организации межведомственного и (или) межуровневого взаимодействия касалась нормативно-правового обеспечения.
Был принят основной нормативный правовой акт по организации проведения работ по проектированию межведомственного взаимодействия*(2), в котором определен перечень 83 госуслуг, требующих межведомственного взаимодействия. Также распоряжениями правительства Ленинградской области утвержден план мероприятий по методическому и правовому обеспечению перехода*(3).
Второй момент - организационный. В Ленинградской области сформирована и активно действует рабочая группа по организации межведомственного взаимодействия*(4), в которую входят и представители муниципальных органов местного самоуправления.
Для организации межведомственного взаимодействия определены пилотные муниципальные образования. Ими разработаны 22 технологические карты межведомственного взаимодействия по типовым муниципальным услугам и три - по нетиповым муниципальным услугам. И остальные муниципальные образования тиражируют эти карты по всем муниципальным районам.
О реализации межведомственного электронного взаимодействия
Комитет был определен оператором региональной системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) Ленинградской области*(5).
Заключив как оператор соглашение с Минкомсвязи о взаимодействии при обеспечении предоставления (исполнения) ГМУ в электронной форме, Комитет закупил специализированное ПО, установил его на серверное оборудование.
В комплексный проект создания региональной СМЭВ входят следующие информационные системы:
- региональный сегмент СМЭВ;
- система веб-запросов;
- портал информационного взаимодействия заявителя;
- система хранения результатов предоставления ГМУ;
- система обработки заявок на предоставление ГМУ (АРМ*(6) ведомства) с функциональностью межведомственного взаимодействия;
- система НСИ.
Информационное взаимодействие всех компонентов комплексной системы осуществляется при помощи регионального сегмента СМЭВ.
В соответствии с регламентом взаимодействия Комитет обеспечил подключение к единой СМЭВ.
Бизнес-логика комплексного проекта создания региональной СМЭВ
Бизнес-логика функционирования комплексной СМЭВ Ленинградской области предполагает два способа инициации процесса оказания госуслуги: подача заявки на портале информационного взаимодействия заявителя и подача заявки в ведомстве с использованием системы обработки заявок в ведомстве. В обоих случаях выбирается услуга и подуслуга. Наименования услуг, подуслуг, состав документов, ответственное ведомство и прочие данные содержатся и загружаются из АИС НСИ*(7) Ленинградской области.
Далее по требованию системы (портала или АРМ ведомства) в систему загружаются электронные образы документов, необходимых для предоставления госуслуги. На этапе подачи заявки в систему также могут быть загружены документы, полученные по каналам СМЭВ, которые в момент подачи заявки предоставлены заявителем. Во время загрузки документов заявителю или оператору АРМ ведомства необходимо заполнить обязательные поля карточки каждого документа.
После загрузки полного перечня обязательных документов в систему комплект документов заверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП заявителя - в случае подачи заявки через портал или ЭЦП ведомства - в случае подачи через АРМ ведомства) и передается по каналам региональной СМЭВ в систему хранения результатов. В случае, если заявка оформлена на портале, она также передается по каналам региональной СМЭВ в АРМ ведомства, ответственного за предоставление госуслуги. В АРМ ведомства проверяется достоверность, полнота и актуальность приложенных к заявке документов, а также направляются запросы ведомствам - поставщикам сведений.
Запрос формируется в полуавтоматическом режиме, согласно которому необходимо выбрать орган государственной власти - поставщика информации и заверить запрос ЭЦП. Запрос поступает в АРМ ведомства, ответственного за направление ответа на запрос. После подготовки ответа и подписания ЭЦП органа государственной власти - поставщика сведений ответ на запрос поступает в АРМ ведомства, ответственного за оказание услуги. После поступления ответов по всем запросам заявка доукомплектовывается полностью. Документы (сведения), полученные в ходе подачи запросов, также загружаются в систему хранения результатов. Полностью укомплектованная заявка печатается, после чего ведомство переходит к выполнению процедур по оказанию госуслуги.
О системе веб-запросов Ленинградской области
Комитетом разработан модуль СМЭВ - подсистема запросов веб-сервисов с целью обеспечения доступа к федеральным сервисам.
В администрациях муниципальных районов Комитет планирует установить автоматизированные рабочие места данного модуля, с помощью которого будет обеспечен доступ ко всем сервисам и сведениям федеральных органов исполнительной власти, доступным через СМЭВ, а также для запросов в органы исполнительной власти Ленинградской области и предоставления сведений по запросам от федеральных органов исполнительной власти.
Система запросов федеральных веб-сервисов представляет собой модуль межведомственного взаимодействия, необходимость в котором возникает при предоставлении ГМУ и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Модуль обеспечивает полноценное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (ОИВ) через средства СМЭВ.
Модуль предполагает взаимодействие со СМЭВ в двух вариантах:
- в ручном режиме, когда данные запросов в федеральные ОИВ заносятся непосредственно в ПО через графический веб-интерфейс, такой вариант обеспечивает быстрое включение ОИВ в процессы межведомственного обмена и не требует дополнительных затрат;
- пересылка запросов из регионального СМЭВ через веб-сервисы, такой вариант применяется при готовности информационных систем ОИВ к обмену средствами веб-сервисов.
Модуль обеспечивает следующие возможности:
- предоставление графического веб-интерфейса для создания обработки запросов;
- формирование и отправку запросов в федеральных ОИВ через СМЭВ;
- получение от федеральных ОИВ и хранение ответов на запросы, предоставление полученных ответов в заинтересованный ОИВ;
- трансляцию входящих веб-запросов в СМЭВ и обратную трансляцию ответов федеральных ОИВ;
- маршрутизацию ответов на запросы до отдельных операторов;
- использование и верификацию ЭЦП;
- поддержку ролевой модели доступа как к функциям и данным, так и к отдельным веб-сервисам;
- журналирование всех операций, в том числе аудит действий пользователей;
- формирование статистической отчетности;
- предоставление графического веб-интерфейса администрирования шлюза.
Реализация долгосрочной целевой программы
В рамках мероприятий долгосрочной целевой программы в 2011 году Комитетом выполнено следующее:
- закуплено ПО электронного документооборота с исключительными правами на использование на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- проведено обследование органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, входящих в опытную зону, на основе которого разработан технический проект развития системы электронного документооборота Ленинградской области и проект инструкций по электронному документообороту для органов исполнительной власти и местного самоуправления Ленинградской области;
- установлено программное обеспечение СЭД "Кодекс" на компьютерах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, входящих в опытную зону;
- установлено серверное программное обеспечение СЭД;
- подключено оборудование для первичной обработки входящих документов (сканеры для документов, принтеры для штрих-кодирования, сканеры штрих-кодов);
- проведено обучение сотрудников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, входящих в опытную зону работе в СЭД ЛО;
- произведен запуск в опытную эксплуатацию СЭД ЛО.
По созданию системы нормативно-справочной информации и базовых реестров Ленинградской области:
- выполнены работы первого этапа создания системы нормативно-справочной информации и базовых учетных реестров Ленинградской области (АИС НСИ Ленинградской области);
- выполнены работы по проведению экспертизы и мониторинга формирования "электронного правительства" в Ленинградской области, в рамках которых произведена независимая экспертиза восьми проектов;
- выполнены работы по развитию технологической инфраструктуры, создан центр обработки данных. Проводятся работы по созданию инфраструктуры безопасности Ленинградской области;
- ведется работа по созданию региональных сервисов с целью предоставления доступа к сведениям, содержащихся в органах исполнительной власти Ленинградской области и органах местного самоуправления. Ведется разработка сервисов для доступа к информационным системам госорганов Ленинградской области: Комитета по социальной защите населения, Комитета по труду и занятости населения, управления ЗАГС, Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу;
- продолжается работа по предоставлению ГМУ в электронном виде. Комитет обеспечивает поддержку, администрирование и развитие портала ГМУ Ленинградской области.
В настоящее время на портале размешены сведения о 215 государственных и 361 муниципальной услугах Ленинградской области. На портале предоставляются семь услуг ЗАГС, размещаются проекты административных регламентов госуслуг, списки граждан, стоящих в очереди на обеспечение жильем, производится опрос получателей ГМУ.
Для оказания услуги записи на прием к врачу в медучреждения Комитет создал медицинский портал Ленинградской области.
Комитетом создан call-центр, предоставляющий справочную информацию гражданам о ГМУ региона. Создается автоматизированная информационная система "Детский сад", идет работа по внедрению информационной системы во всех муниципальных районах Ленинградской области.
К сведению. Наиболее значимые мероприятия:
- внедрение дистанционной системы записи к врачу в 39 поликлиниках;
- подключение 128 муниципальных библиотек к сети Интернет;
- полный перевод в электронный вид краеведческого каталога ГКУК "Ленинградская областная универсальная научная библиотека", а также оснащение библиотеки средствами сканирования;
- создание в семи муниципальных библиотеках компьютерных аудиторий и сайтов доступа к библиотечным ресурсам;
- полный перевод в электронный вид описей архивных дел в ГУ "Ленинградский областной архив в г. Выборге", а также создание в данном архиве вычислительной сети и компьютерной аудитории;
- оснащение серверным и программным обеспечением хранения, управления и доступа к электронным изображениям музейных предметов в ЛОГУК "Музейное агентство".
Д.М. Кондратенко,
начальник отдела обеспечения работы "электронного правительства"
и предоставления государственных услуг в электронной форме комитета
по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области
"Руководитель бюджетной организации", N 6, июнь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Ленинградской области от 14.04.2011 N 103 "О долгосрочной целевой программе "Развитие "электронного правительства" в Ленинградской области на 2011-2015 годы".
*(2) Постановление Правительства Ленинградской области от 30.11.2011 N 411 "Об организации и проведении работ по проектированию межведомственного и (или) межуровневого информационного взаимодействия при предоставлении государственных услуг в Ленинградской области".
*(3) Распоряжение Правительства Ленинградской области от 10.08.2011 N 386-р "Об утверждении Плана мероприятий Ленинградской области по методическому и правовому обеспечению перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг", Распоряжение Правительства Ленинградской области от 28.11.2011 N 691-р "О внесении изменений в Распоряжение Правительства Ленинградской области от 10 августа 2011 года N 386-р".
*(4) Положение о рабочей группе и состав рабочей группы утверждены Постановлением Губернатора Ленинградской области от 26.08.2011 N 80-пг.
*(5) Постановление Правительства Ленинградской области от 23.05.2011 N 148.
*(6) АРМ - автоматизированное рабочее место.
*(7) Система нормативно-справочной информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"