Коммерческий транспорт: выгоды, экономия, возможности
Бизнес автохозяйств осуществляется в ситуации постоянно растущих затрат на топливо, запчасти, ремонт, расходные материалы. Поэтому для обеспечения конкурентоспособности необходимо высокое качество услуг: точность, оперативность доставки, безопасность и сохранность грузов. Это крайне важно для повышения рентабельности, которая на транспорте никогда не была очень большой.
В структуре затрат автохозяйства больший удельный вес занимают затраты на топливо, ремонт и запчасти. На рис. 1 приведена примерная структура затрат автохозяйства или транспортного подразделения, которая может различаться в деталях, в зависимости от отрасли и вида деятельности предприятия.
Как можно видеть на схеме, наиболее значимая статья затрат - топливо. Неудивительно, что именно оно является предметом экономии, когда речь заходит о снижении издержек. На потребление топлива в основном влияют два фактора: внешние - рост цен и внутренние - производительное его расходование.
С 2007 по 2012 год стоимость бензина выросла в среднем на 36%, на дизель - на 57% (см. рис. 2). На эти процессы автоперевозчики и транспортные службы влиять не могут.
Расход топлива
Снизить затраты на топливо или хотя бы остановить их рост можно, управляя его эффективным расходованием, то есть снижая его потребление. Для этого нужно знать точные данные о количественных показателях расхода и внутренние процессы предприятия по расходованию топлива.
На уровень расходования топлива непосредственно влияет несколько основных факторов:
- технологический (неоптимальная работа транспорта, неоптимальные маршруты движения, перепробег);
- экономический и управленческий (закупки по высокой цене, неэффективная система внутреннего контроля и проч.);
- человеческий (хищения, нарушения правил работы, небрежное или неправильное обращение с техникой).
Как показывает практика, большая часть перерасхода средств на топливо в российских условиях формируется за счет человеческого фактора, проще говоря - воровства. Это характерно и для других постсоветских государств, например Украины, Казахстана.
Данная проблема особенно актуальна в средних и крупных предприятиях, в меньшей степени в малых, с автопарком до 10 машин.
Сливы топлива, заправки в неположенных местах, несанкционированные (левые) рейсы - все это существенно сказывается на конечном результате.
Неэффективная работа отчасти связана со слабым контролем процесса перевозки. Это приводит к несанкционированным рейсам, не связанным непосредственно с бизнесом и задачами организации. Как результат - перерасход топлива, преждевременный износ и неисправность техники, дополнительные затраты на ремонт, аварийные ситуации.
Далеко не всегда в этом виноват водитель. Иногда процесс построен таким образом, что водителю приходится выполнять множество несвойственной ему работы, но затраты от этого только растут.
В расходах на топливо кроются внутренние резервы снижения затрат. Возможности оптимизации существуют и для других расходов, например: на ремонт, на зарплату водителей, на страхование.
Выбор технологий
Когда определены самые затратные статьи и наиболее критичные точки контроля в процессах, можно переходить к следующему этапу - выбору технологий и средств контроля.
И здесь наиболее эффективными будут спутниковые системы мониторинга транспорта. Ведь они позволяют собирать геоинформационные и телеметрические данные с автомобилей и передавать их диспетчеру в режиме реального времени.
Такие системы представляют собой программно-аппаратные комплексы, включающие набор автомобильного навигационного оборудования и диспетчерского программного обеспечения. Оно позволяет получать и анализировать все поступающие с машины данные.
Возможности спутниковых систем мониторинга транспорта очень широки. Недаром они нашли применение практически во всех отраслях, где используется транспорт, причем не только автомобильный. Их уже активно используют на железнодорожном и речном транспорте, в контейнерных перевозках и малой авиации.
И в эффективности подобных систем практически никто уже не сомневается. Но получить реальный эффект от системы - непростая задача. Здесь можно провести аналогию с автоматизацией процессов на предприятии, например, при внедрении ERP-систем.
Контрольные параметры
Прежде чем планировать внедрение системы, необходимо проанализировать, как транспортные службы выполняют свою работу. Можно выделить несколько аспектов эксплуатации: финансовый, управленческий, факторы риска.
Финансовый аспект - все затраты на эксплуатацию транспорта. Как прямые, так и косвенные. Сюда могут входить:
- расходы на топливо и горюче-смазочные материалы (ГСМ);
- стоимость технического обслуживания (ТО) и ремонта, запчастей;
- зарплаты сотрудников;
- штрафы ГИБДД;
- оплата связи и проч.
Каждое предприятие может определить наиболее затратные статьи расходов на транспорт для себя и подумать над их оптимизацией.
Управленческий аспект - все, что связано с процессами работы. А именно: что и как перевозят автомобили, в каком режиме, какова удаленность, насколько критичны соблюдения маршрутов и расписаний, графики движения, объемы перевезенного груза, пройденные расстояния, порядок посещения точек доставки и т.п.
Проанализировав эти процессы, можно выявить узкие места, недочеты. Например: слишком длительное время погрузки и разгрузки, длительные простои транспорта. Выработать систему качественных показателей работы может каждое автотранспортное предприятие на основе собственных задач и процессов.
Факторы риска - такие параметры, как нарушения скоростного режима, резкие ускорения и торможения (стиль вождения), нарушения водителями режима сна и отдыха, нарушения режима охраны автомобилей и грузов. Они должны учитываться для всех автотранспортных предприятий, но особенно критичны, например, при перевозке пассажиров, ценных и опасных грузов.
Проанализировав работу транспорта, любое автотранспортное предприятие или автопарк может составить для себя таблицу контрольных параметров работы транспорта.
Такая таблица позволяет четко сформулировать задачи контроля и объективно взглянуть на текущую ситуацию, выделить наиболее затратные или критически важные показатели.
Далее можно приступать к выбору и тестированию конкретных систем, выбору поставщика услуг по внедрению и сопровождению системы. Чтобы не ошибиться и не понести в результате финансовые и моральные потери, желательно придерживаться ряда рекомендаций, учитывая в то же время особенности работы вашего предприятия. Вот некоторые, наиболее распространенные и важные критерии.
- Продолжительность работы компании на рынке - 2-5 лет.
- Наличие положительных отзывов и рекомендаций от партнеров и клиентов.
- Развитая региональная сервисная сеть. Если в вашей компании имеется несколько автомобильных подразделений, рассредоточенных по стране, то желательно, чтобы в этих районах был постоянно действующий сервис. Это позволит оперативнее провести внедрение и устранить неполадки в случае их возникновения.
- Собственная разработка системы поставщиком. Иногда возникают проблемы с настройками оборудования прибалтийского или китайского производства, сложности с обновлением прошивки и адаптации под российские условия работы сотовой связи. Оборудование, изначально разработанное для России, таких проблем, как правило, не имеет.
- Веб-интерфейс программного обеспечения или локально устанавливаемое ПО на компьютер пользователя. Ни одно из решений не является преимуществом или недостатком в общем смысле. Все зависит от задач заказчика. В современных условиях для большинства компаний программный веб-интерфейс системы мониторинга предпочтительнее. Не требуется установка ПО на компьютер пользователя, доступ к системе может осуществляться в любое время в любом месте. Платформонезависимость позволяет использовать для работы любой компьютер с любой операционной системой.
- Локально установленное ПО. Например, если интернет-канал медленный или предприятие хочет в целях безопасности полностью исключить утечку данных, можно использовать собственный сервер базы данных и карт и вообще не пользоваться Интернетом при работе с системой. Но это все же решение для небольшого круга предприятий. Для большинства заказчиков предпочтительны интернет-решения.
- Удобный программный интерфейс. Информация, предоставленная в системе мониторинга, должна быть простой в использовании. Убедитесь, что вам удобно использовать для бизнеса данные, получаемые с системы через программный интерфейс.
- Наличие необходимых отчетов и системы предупреждений. Помимо простоты и удобства получения данных, важно, чтобы эти данные соответствовали вашим задачам.
Необходимо понять, как вы будете использовать эти данные для принятия управленческих решений и оптимизации процессов, насколько эти данные отражают полную картину работы транспорта, соответствуют ли они разработанным вами параметрам контроля.
- Возможность доработки ПО под потребности заказчика. Тут есть плюсы и минусы. Доработка под индивидуальные потребности влечет, как правило, значительное увеличение продолжительности и стоимости проекта. Иногда проще приспособить под свои нужды готовые и проверенные решения. В то же время потенциальная возможность доработки является свидетельством серьезности и надежности поставщика, наличия у него ресурсов для развития системы.
- Ассортимент карт. Оптимальный вариант, устраивающий большинство пользователей, - поддержка бесплатных веб-карт, таких как Яндекс.Карты, GoogleMaps, OpenStreetMap и других. Но также желательно иметь возможность подгрузить собственные платные карты, такие как Ингит, ДубльГИС. Это может потребоваться в таких городах, как Бийск или Надым.
Города-миллионеры обеспечены бесплатными веб-картами в полной мере, поэтому там платные карты, как правило, не требуются.
- Наличие у поставщика абонентской службы и горячей линии консультаций. Несомненно, очень важный критерий. Система слишком сложна и имеет множество уязвимых для работоспособности мест, начиная от качества gsm-связи и заканчивая особенностями работы конкретного автомобиля. Новичкам, впервые внедряющим на своем предприятии систему, бывает непросто разобраться в причинах сбоя или неправильной работы. Для решения возникающих проблем необходимо обращение в службу технической поддержки поставщика.
- Обучение работе с системой. Такая услуга есть практически у всех поставщиков, но в некоторых случаях она не входит в стоимость внедрения, а предоставляется за отдельную плату. Это надо учитывать при планировании внедрения и при выборе поставщика.
- Опыт внедрения в вашей сфере бизнеса. Если система действительно хорошо работает и решает задачи, аналогичные вашим, то ее разработчику нечего скрывать и он охотно предоставит вам возможность ознакомиться с функционированием системы на одном из предприятий-заказчиков, деятельность которого аналогична вашей. Если же этого не произойдет - есть повод задуматься.
Регламент эксплуатации
Практически все поставщики систем предлагают протестировать их систему в течение определенного времени, обычно от 2 недель до 1 месяца. Эту возможность нужно использовать, для того чтобы понять не только соответствие заявленным показателям работы, но и работоспособность системы в реальных условиях, именно на вашем предприятии и в рамках ваших процессов.
После установки оборудования и программного обеспечения необходимо распределить между сотрудниками обязанности и ответственность, создать процессы, позволяющие за счет системы достичь поставленных задач. В этот момент очень важно создать механизмы работы с системой и закрепить их во внутреннем документе предприятия, который обычно называют "Регламент эксплуатации системы мониторинга транспорта". Основные его положения содержат:
- алгоритмы использования информации;
- обязанности сотрудников в рамках работы с системой;
- описания транспортных процессов, связанных с системой;
- описания ситуаций и алгоритмы реагирования на них различными сотрудниками и должностными лицами;
- элементы мотивации сотрудников в рамках работы системы;
- должностные инструкции и прочую информацию в соответствии с потребностями предприятия.
Без такого регламента система, возможно, будет работать, предприятие будет получать данные мониторинга, но никакого эффекта это, скорее всего, не даст. Экономический эффект приносят только управленческие решения, принимаемые на основании данных спутникового мониторинга.
Если сломался холодильник
В заключение приведем пример экономии денежных средств и предотвращения ущерба с помощью системы мониторинга, имевший место в реальной практике внедрения спутниковой системы "АвтоТрекер".
На одном из крупных российских мясокомбинатов работает более 500 автомобилей. Среди них развозные грузовики с кузовом-рефрижератором, доставляющие продукты в оптовые и розничные точки продаж, продуктовые магазины и продовольственные склады. Доставка осуществляется в соответствии с графиком, список заказчиков заранее известен.
Основная проблема - отказ холодильной установки в кузове автомобиля или ее умышленное выключение водителем. В результате продукты размораживаются и портятся. Разумеется, заказчик их не принимает. Один такой автомобиль перевозит груза на 2-4 млн. рублей, и в подобных случаях предприятие несет существенные убытки. Используемая система "АвтоТрекер" содержит в своем составе датчик температуры, который связан с бортовым блоком и передает данные о температуре в рефрижераторе в режиме реального времени в диспетчерский центр.
В момент критичного повышения температуры у диспетчера отображается тревожное событие и он предпринимает соответствующие меры (оповещает водителя, отзывает машину с маршрута, высылает резервную исправную машину и т.д.).
Кроме того, данные об изменениях температуры сохраняются на сервере, и в системе существует возможность сформировать отчет по событиям за любой период времени. С введением на мясокомбинате такой системы потери от размораживания и порчи продуктов сократились на 12-15%, что составило десятки миллионов рублей в течение года.
Таким образом, обычный измерительный прибор при работе в составе системы мониторинга превратился в мощный и эффективный инструмент бизнеса.
А. Киселев,
аналитик компании "Русские навигационные технологии"
"Консультант", N 11, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.