Доступ удален: ИТ-решения для финансистов
Современные малые и средние предприятия нуждаются не только в надежной связи и ИТ-сервисах. Сегодня также крайне важны ИТ-решения для удаленных пользователей. В этой статье приведено несколько примеров, как подобные задачи решили многофилиальные предприятия.
Компании, которые открывают удаленные подразделения, сталкиваются с новыми задачами в области телекоммуникаций и информационных технологий. Коллектив территориально распределенной организации необходимо обеспечить надежной связью, бесперебойными ИТ-сервисами. Кроме того, ИТ-решения для финансово-экономического управления должны иметь функциональность для удаленных пользователей.
Вместе с развитием рынка бизнес-приложений в бизнес-среде развивалось направление информационных систем (ИС). Их пользователи географически удалены друг от друга, а основная ИТ-инфраструктура физически находится в одном центре. В первую очередь хотелось бы ответить на вопрос: для каких целей финансовые службы разных организационных единиц (внутри единого холдинга) могут централизоваться?
Логично будет при рассмотрении преимуществ такого решения проанализировать трудности, которые несет его внедрение. Также мы уделим внимание областям ответственности заказчика информационной системы, где востребована такая структура, и системного интегратора - ИТ-компании, которая осуществляет внедрение.
Через веб
Современные версии распространенной платформы "1С:Предприятие" полноценно работают и без отдельного терминального программного обеспечения. Эта технология получила название "тонкого клиента". Она отлично зарекомендовала себя в выполненных проектах для транснациональных корпораций, чьи подразделения территориально распределены.
Финансовые службы ряда российских и казахских нефтегазовых и энергетических компаний имеют возможность осуществлять свою деятельность через глобальные сети.
На компьютер пользователя устанавливается легкая клиентская версия "1С", которая и заменяет собой окно терминала, напрямую взаимодействуя с удаленным сервером. Таким образом, централизуется казначейство и ведутся бизнес-процессы бюджетирования.
Для полноты рассмотрения проекта удаленного доступа с высокой технической составляющей стоит рассмотреть использование веб-клиента.
Сетевой доступ соответствует принципам тонкого клиента, но дает еще большую свободу пользователю, которому уже не нужна даже установка отдельной программы.
Интерфейс "1С:Предприятие" в таком случае формируется интерфейсом специальных программных элементов интернет-страницы. Стоит отметить, что даже веб-доступ отвечает всем требованиям по безопасности работы с информацией.
Страница в браузере - это интерфейс той же корпоративной системы, что и обычный клиент, а сама передача данных может шифроваться по алгоритмам уровня банковских систем.
Сегодня доступ к бизнес-приложениям, к автоматически формируемой отчетности через смартфон или планшетный компьютер - это распространенное требование заказчиков.
И большинство разработчиков ПО и компаний, которые занимаются его внедрением, успели приобрести достаточный опыт создания мобильных бизнес-приложений.
Таким образом, технологии для работы "в любом месте в любое время" уже имеются, но класс пользователей таких решений пока небольшой.
В основном это руководители, люди, которые проводят много времени в командировках и которым мобильные устройства помогают выполнять рабочие задачи удаленно.
Доступ удален
Перейдем к проектам, где доминантой являлись бизнес-задачи. Проекты в глобальной сети магазинов и в группе производственных предприятий мы рассмотрим через призму бизнес-задач. С точки зрения особенностей удаленного доступа эти два проекта похожи. Различались лишь контур объекта автоматизации и строгость технических требований.
В структуру сети магазинов входит 141 территориально удаленное подразделение.
Пользователи подразделений взаимодействуют с информационной системой и одновременно являются поставщиками информации для 5 региональных офисов. Последние, в свою очередь, дают поток данных в ту же систему.
Для этой сети ИТ-компания создала систему централизованного казначейства. Централизованное казначейство подразумевает, что все денежные потоки удаленных подразделений (или региональных центров) проходят через головную организацию.
Централизованное управление поступлениями и платежами позволяет значительно мобильнее, более гибко и оперативно реагировать на изменения рынка.
Сотрудники подразделений заходят в систему, чтобы сначала запланировать, а затем подать заявку на фактическое расходование денежных средств.
Удаленные пользователи вводят в единую информационную систему координаты денежного движения, а уже центральный аппарат проводит операции, диспетчируя их в рамках общей системы.
Логично, что бизнес заинтересован в прозрачности своих бизнес-процессов.
Единая система позволяет отслеживать прохождение заявкой согласований и смену статусов в реальном режиме времени.
Целью являлось то, чтобы люди в магазине или региональном центре работали так, как будто они находятся в Москве.
Эта компания на уровне тендерных требований к ИТ-предприятиям указала удаленную работу пользователей с системой. Требование было реализовано за счет терминального доступа.
Совместно с заказчиком была определена техническая инфраструктура, которую он обеспечил, и гарантирована работоспособность корпоративной информационной системы, к которой осуществляется удаленный доступ.
Пользователь для работы с ИС входит на рабочий стол терминала и далее использует привычный ему (толстый) клиент "1С".
Интеграция холдинга
Второй пример - это крупный холдинг, состоящий из группы предприятий. С информационными системами работают одновременно более 600 пользователей. Большая их часть использует функциональность производственного учета.
К финансовой функциональности относятся 200 пользователей. Такое их количество для конфигурации системы "1С:Консолидация" вполне достаточно, чтобы считать этот проект информативным для нашей темы.
В данном случае значимым достоинством удаленного доступа стала централизация сервисной поддержки. Реализовано решение по работе с информационной системой через терминальный доступ.
Начиная рассмотрение этих проектов, мы концентрировались на их методических особенностях. Однако не стоит считать, что проекты были технически простые.
Достоинства схемы удаленной работы, в частности, экономия расходов на закупку оборудования, были по-прежнему актуальны.
Стоит выделить потребности заказчиков, которые удовлетворяет системный интегратор. С одной стороны, в рассмотренных случаях заказчики имели своих специалистов, которые "разворачивали" терминальный доступ, настраивали серверы. Интегратор для этой работы просто не востребован.
С другой стороны, он давал рекомендации по аппаратной архитектуре и гарантировал работоспособность внедряемого решения.
В сети магазинов работает система, рассчитанная на обработку 3 тыс. заявок в день. В данный момент одновременно в рамках общей функциональности работают 300 человек при расчетном пиковом количестве в 500 пользователей.
Чтобы просчитать поведение ИС при заданной нагрузке до ввода в эксплуатацию, провели отдельный этап проекта - нагрузочное тестирование.
При помощи специального инструмента был написан сценарий, который позволил смоделировать нагрузку в соответствии с ожидаемой статистикой действий пользователей на работающей системе.
Для проведения нагрузочного тестирования пригласили эксперта по технологическим вопросам. Это было оправданно, т.к. при 500 пользователях наблюдалось нелинейное труднопрогнозируемое падение производительности.
На проекте для группы предприятий перед промышленной эксплуатацией нагрузочное тестирование отдельно не проводилось. Однако на работающей системе осуществляется мониторинг производительности специальным инструментом "Центр управления производительностью".
Дело техники
Приоритетом при внедрении системы с удаленным доступом на еще одном проекте, взятом для примера, была техническая эффективность.
В рамках проекта автоматизировался один из субхолдингов (дочернее общество) огромной территориально распределенной организации. Она имеет 16 филиалов, информация между которыми должна циркулировать в оперативном режиме.
Было принято решение создать гибридную схему централизации. Для этого выделили три информационные базы, размещенные в одном центре обработки данных (ЦОД). Сам ЦОД физически находится в Москве. Пользователи подключаются удаленно через специально настроенный канал связи.
Разделение на три базы было вызвано желанием повысить комфорт параллельной работы пользователей. Например, чтобы пользователи одного предприятия при вводе данных как можно меньше влияли на скорость работы пользователей другого юрлица.
Между тремя имеющимися базами в ИС идут обмены оперативными данными с периодичностью 10 минут и полные обмены раз в сутки. Это создает единое информационное пространство территориально распределенной компании.
Стоит отметить, что объект рассмотрения данной статьи - удаленный доступ - был в зоне ответственности самой организации-заказчика ИС.
Часто компания-заказчик делит эту ответственность с системным интегратором - поставщиком услуг создания ИТ-решений.
Оптимально, если он предлагает экспертизу и в области сетевых решений, и в области решений для финансово-экономического управления.
В тендерной документации к ИС на платформе "1С", требование удаленной работы не выделялось, но подразумевалось. Заказчик приобрел необходимое программное обеспечение Cisco и настроил терминальный сервер, который обеспечивает удаленный доступ пользователей к "1С".
На удаленных рабочих местах оставалось только установить программы-клиенты, которые напрямую (минуя отдельное окно) открывали "1С"-приложение, как будто оно запускалось на компьютере пользователя.
Обрыв связи
Во время внедрения системы возник ряд сложностей. Нехватка лицензий "1С" была вызвана тем, что при внедрении порою количество требуемых одновременно подключений превышало 500. Разрывы соединений анализировались, устранялись конкретные их причины.
Каждый, кто рассматривал для себя возможность организации удаленной работы сотрудников, сталкивался с необходимостью подсчитывать потенциальные убытки от "обрыва связи".
Как уже было сказано выше, в данном проекте именно заказчик занимался развертыванием ИТ-инфраструктуры, необходимой для организации удаленной работы пользователей.
Была поставлена цель - централизация оборудования в одном месте.
На этом проекте необходимость достижения данной цели вызвана скорее техническими причинами. С точки зрения финансовой службы вместо закупки 16 серверов и организации обмена данными между ними был закуплен 1, который позволил обеспечить комфортную работу пользователей и стоил дешевле.
С точки зрения отдела информационных технологий выгоды были заметнее.
Вместо организации, обучения и контроля в ИТ-отделах, разбросанных по России, был использован концентрированный потенциал центрального офиса. Это дает синергический эффект как в части качества технической поддержки, так и в части защищенности данных от внешних угроз.
Принципы перехода
Резюмируя, хотелось бы выделить основные принципы, которые будут полезны при анализе перспектив перехода на удаленный доступ.
Если основные цели технические, важны зрелость ИТ-отдела и надежность инфраструктуры. Если они связаны, собственно, с бизнес-задачами, важны качество бизнес-процессов, которые автоматизируются, и способность к их адаптации под новую парадигму.
Системный интегратор должен использоваться как гарантия качества внедряемой информационной системы. Его основная цель в контексте удаленного доступа - проработка механизмов обеспечения непрерывности бизнеса.
Эти механизмы могут быть связаны как с самой информационной системой, нагрузку на которую создают сразу большое количество пользователей, так и с инфраструктурой, которая должна оптимально отвечать требованиям конкретного окружения.
При реализации масштабных проектов мы всегда сталкиваемся с социальными задачами. Однако, правильно отвечая на подобные вызовы, мы приходим к большей надежности системы, объединяющей людей.
Необходимость ИТ-отделу осваивать новые технологии является мотивацией для сотрудников и может способность приходу новых разносторонне развитых специалистов. Благодаря этому повышается общий уровень экспертизы в компании.
Необходимость обеспечения для пользователей удаленного доступа к центральной базе логичным образом приводит к увеличению их мобильности. Мобильность в данном случае можно понимать как экстерриториальность. Например, возможность в случае болезни завершить начатую работу из дома или не ожидая утра сразу же вечером зафиксировать возникшие идеи.
А. Майоров,
эксперт по учетным решениям и технологическим вопросам
"Консультант", N 11, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.