Выемка документов при выездной проверке
Налоговики во время проведения выездной проверки могут предположить, что компания намерена скрыть, изменить или уничтожить необходимые для контроля документы. В таком случае проверяющие вправе провести выемку оригиналов.
Право на выемку документов инспекторам дает Налоговый кодекс *(1). По общему правилу контролеры могут изъять документы, только если у них есть достаточные основания полагать, что необходимые для проведения налогового контроля документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Эти же условия для выемки предусмотрены порядком проведения выездной проверки*(2). Однако нет норм, которые определяют, какие основания достаточны и как проверяющим убедиться в намерениях компании изменить, скрыть или уничтожить нужные документы.
Инспекторам достаточно предположения
Документальным основанием для проведения выемки служит мотивированное постановление должностного лица, проводящего выездную проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем инспекции, которая вынесла решение о проведении этой проверки. Однако нет четких разъяснений о том, какая именно мотивация должна быть указана в таком постановлении. Это часто приводит к формальному упоминанию о наличии у инспекторов достаточных оснований сомневаться в сохранности документов. То есть инспектор может предположить, что оригиналы документов будут скрыты, изменены или уничтожены, и на основании этого предположения у компании изымут документы*(3).
Разъяснения налоговиков
Несмотря на то что нормы Налогового кодекса о выемке документов действуют вот уже почти 14 лет, официальные разъяснения об основаниях ее проведения с точки зрения намерений компании долгое время отсутствовали. В своем письме ФНС России попыталась прояснить ситуацию*(4).
Вывод налоговых инспекторов заключается в том, что выемку можно делать при наличии сразу нескольких условий: компания не обеспечила возможность проверяющим ознакомиться с документами либо не представила все необходимые копии, у контролеров есть веские основания полагать, что подлинники могут быть сокрыты, изменены или уничтожены.
В своем письме налоговая служба приводит в качестве примера судебного оспаривания проведения выемки постановление федерального арбитражного суда*(5), в котором подробно рассмотрен вопрос о доказательствах сомнений у налоговиков. В этом конкретном случае суду были представлены документы, из содержания которых можно было предположить, что обществом ведется двойная бухгалтерия. В итоге кассационная инстанция отменила решения нижестоящих судов и признала правомерность проведенной на основании этих сведений выемки.
Арбитражная практика
Судьи рассматривают обстоятельства дела не по отдельности, а в совокупности условий и факторов. Например, Президиум ВАС РФ не признал изъятие документов незаконным, хотя налоговики не указали в постановлении о выемке доказательства угрозы уничтожения документов*(6). Решение было обосновано тем, что компания не представила достаточное количество документов для налогового контроля.
В постановлении ФАС Уральского округа суд не согласился с мнением налоговиков о том, что для выемки достаточно предположения о возможности уничтожения, сокрытия документов вместо мотивировки в постановлении о выемке*(7). При этом суд установил, что у инспекторов не было доказательств угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены компанией подлинников документов. Мотивы в постановлении о выемке также не были указаны проверяющими. По совокупности факторов действия инспекции по выемке документов были признаны судом незаконными.
Даже из этих двух примеров можно заметить то важное отличие, которое отметили и налоговые чиновники в своем письме *(8), - готовность компании представить нужные контролерам документы. Если компания всеми силами содействует представлению документов в порядке исполнения требования, не препятствует доступу на свою территорию проверяющих, готова давать пояснения по вопросам инспекторов, проведение выемки действительно может быть признано излишней мерой.
Как защитить свои права?
Если компания идет навстречу налоговикам, исполняет все свои обязанности, но проверяющие все равно решают произвести выемку документов, ей придется защищать свои права. Отказать инспекторам в выемке скорее всего не получится (ее проведут в любом случае с применением силы*(9)), но заявить о своем несогласии следует везде, где это возможно.
Нужно внести замечания в одноименный раздел протокола, в постановлении о выемке написать "с проведением выемки не согласны" и расписаться в ознакомлении. Все требуемые документы при этом лучше выдавать добровольно, по просьбе проверяющих самим открывать интересующие их помещения и места хранения. При этом обязательно указывать на свою добровольную выдачу в протоколе. По завершении мероприятия следует написать жалобу в вышестоящий налоговый орган и обратиться в суд с требованием о признании выемки незаконной. Если выяснится, что для проведения выемки не было никаких резонных оснований и проверка могла быть проведена по тем документам, которые компания и так представила, действия инспекции наверняка будут признаны судом незаконными.
М. Емельянцева,
юрист юридической компании "Налоговик"
Мнение. Какие документы могут требовать налоговики?
Петр Попов, ведущий юрист юридической компании "Пепеляев Групп"
Прежде всего пределы полномочий инспекторов по истребованию документов определены охватом проверки. Если проверка камеральная, то можно истребовать, как правило, только пояснения в связи с выявленными ошибками или противоречиями в отчетности и представленных с ней документах (пп. 3, 7 ст. 88 НК РФ). Лишь при заявлении налоговых льгот или вычетов НДС можно истребовать документы, подтверждающие льготы и вычеты, а также можно истребовать дополнительные документы в некоторых иных особых случаях (пп. 6, 8, 8.1, 9 ст. 88 НК РФ).
Если ограничения истребования документов, предусмотренные при камеральной проверке, неприменимы, полномочия инспекторов все равно ограничены: истребовать можно документы, связанные с налогообложением и сборами, и только их. Если связи с налогами и сборами нет, документы требовать нельзя (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).
О технической невозможности представить истребованный документ компании нужно сообщить сразу, на следующий день после получения требования (абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ).
"Актуальная бухгалтерия", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ
*(2) п. 14 ст. 89 НК РФ
*(3) пост. ФАС ВСО от 15.05.2008 N А33-11245/2007
*(4) письмо ФНС России от 15.03.2012 N АС-4-2/4378
*(5) пост. ФАС ВСО от 15.05.2008 N А33-11245/2007
*(6) пост. Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 18120/10
*(7) пост. ФАС УО от 20.12.2011 N Ф09-8308/11
*(8) письмо ФНС России от 15.03.2012 N АС-4-2/4378
*(9) ст. 94 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.