Наше предприятие (ГУП) стало победителем торгов на выполнение заказа для государственных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ. С нами заключен государственный контракт на строительство объекта капитального строительства. Чтобы выполнить контракт, надо приобрести материалы на сумму свыше 100 000 руб. и привлечь субподрядчика для выполнения отдельных видов работ - на ту же сумму. Обязано ли предприятие как генподрядчик в целях выбора подрядчика для поставки строительных материалов, а также выбора субподрядчика руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ? Или заключение с нами госконтракта согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ дает нам право оформлять прямые договоры с поставщиками и субподрядчиками в целях исполнения госконтракта?
Ваше предприятие должно осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). В пункте 1 ч. 2 ст. 1 этого закона установлены общие принципы закупки товаров, работ и услуг для государственных унитарных предприятий и ряда других субъектов (в частности, государственных компаний, государственных корпораций, МУПов, акционерных обществ, в которых доля участия РФ превышает 50%).
Наличие государственного контракта, заключенного на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), не освобождает ГУП от обязанности применять положения Закона N 223-ФЗ. То есть ваше предприятие не вправе заключать прямые договоры с поставщиками или субподрядчиками, минуя установленные процедуры. Поясним почему.
ГУП должен разработать и утвердить положение о закупках (внутренний документ, регламентирующий закупочную деятельность) и разместить его на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Требования к положению о закупках также установлены в названном законе. Так, в положении должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В данном случае положение о закупках утверждается руководителем унитарного предприятия.
Кроме того, ГУП обязан размещать на сайте план закупок товаров, работ, услуг не менее чем на год.
Заказчик (за исключением заказчиков, указанных в ч. 5-8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ), не разместивший до 1 апреля 2012 г. в порядке, установленном названным законом, утвержденное положение о закупке, при закупке руководствуется положениями Закона N 94-ФЗ до дня размещения утвержденного положения о закупке. Об этом говорится в ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ.
Подведем итог. Если ваше предприятие выполнило названные требования Закона N 223-ФЗ и разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru утвержденное положение о закупах, при заключении договоров с поставщиками и субподрядчиками необходимо руководствоваться этим положением. Если оно не было утверждено и размещено на официальном сайте, вы должны осуществлять закупки в соответствии с более жесткими требованиями Закона N 94-ФЗ.
В обоих случаях у ГУПа нет возможности заключить с подрядчиками и поставщиками прямые, не обусловленные какими-либо нормативными правовыми или локальными правовыми актами договоры.
О. Романов,
"ЭЖ"
1 июня 2012 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
Ежемесячный журнал для практикующих бухгалтеров, финансовых работников, аудиторов и налоговых консультантов.
Журнал составлен в диалоговом режиме, на основе ответов на вопросы читателей.
На ваши вопросы отвечают ведущие эксперты "АКДИ Экономика и жизнь", специалисты ФНС и Минфина России.
Все ваши вопросы сформированы в тематические рубрики:
- Бухгалтерский учет. Учет различных хозяйственных операций, различных видов имущества, организация документооборота, составление отчетности.
- Налоги. Освещение вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов при всех налоговых режимах.
- Труд и заработная плата. Расчет среднего заработка, выплата компенсаций, заключение трудовых договоров, ведение кадровой документации.
- Право. Сложные вопросы правового обеспечения хозяйственной деятельности, (лицензирование, сертифицирование, ВЭД и другие актуальные темы).
А также рубрика "Личный интерес", где публикуются ответы на вопросы, которые волнуют наших читателей, но не связаны напрямую с их профессиональной деятельностью.
Учредители: ЗАО ИД "Экономическая газета", ООО "ВИКОР МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал перерегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N 77-14318 от 10.01.2003
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16
E-mail: vo@ekonomika.ru