Основные нарушения требований законодательства при заключении, исполнении и расторжении гражданско-правовых договоров
Существенная часть деятельности юридического лица строится на основе договоров. Действующее законодательство предъявляет определенные требования к их заключению, исполнению и расторжению. Несоблюдение этих требований является нарушением законодательства и влечет определенные правовые последствия. В статье речь пойдет о некоторых распространенных нарушениях законодательства, допускаемых организациями при заключении, исполнении и расторжении договоров.
Нарушения при заключении договора
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор является обязательством и двухсторонней или многосторонней сделкой.
Следует отметить, что в ст. 5 Закона о размещении заказов*(1) договоры, заключаемые по результатам размещения государственных либо муниципальных заказов, именуются соответственно государственными или муниципальными контрактами. Однако заключаемые бюджетными учреждениями по результатам размещения заказов договоры названы в указанной статье гражданско-правовыми.
В пункте 1 ст. 421 ГК РФ закреплен принцип свободы договора, суть которого состоит в том, что граждане и юридические лица свободны в его заключении.
Заключение договора в обязательном порядке допускается только в исключительных случаях:
- публичный договор (ст. 426 ГК РФ). В случае отказа от заключения публичного договора контрагент может обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить, а также взыскать убытки, связанные с отказом от заключения договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ);
- договор банковского счета с клиентом (ст. 846 ГК РФ). Отказ банка от заключения договора банковского счета с клиентом возможен только в случае отсутствия у банка возможности принять клиента на банковское обслуживание; в случае необоснованного уклонения банка от заключения договора банковского счета клиент также вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и взыскать убытки, связанные с отказом в заключении договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ);
- договор с хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение (ст. 10 Закона о защите конкуренции*(2));
- договор оборонного заказа. Согласно ст. 3 Закона о государственном оборонном заказе*(3) в случае, если претенденты на участие в торгах на размещение оборонного заказа отсутствуют, и в случае, если по результатам проведения указанных торгов не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государственными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на производство продукции (работ, услуг) по оборонному заказу, при условии что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства этих видов продукции (работ, услуг). Оборонный заказ и заключение государственного контракта (контракта) на работы по поддержанию мобилизационных мощностей обязательны для всех организаций в случае, если размещение оборонного заказа не влечет убытков от его выполнения;
- в силу п. 1 ст. 8 Закона о естественных монополиях*(4) субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;
- государственный контракт на поставку продукции для государственных нужд. Согласно п. 2 ст. 5 Закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд*(5) поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет убытков от его производства. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта;
- государственный контракт на поставку материальных ценностей в государственный резерв. В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о государственном материальном резерве*(6) поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв. В случае отказа таких поставщиков от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв или неполучения ответа в течение 20 дней на предложение о заключении контракта (договора) государственный заказчик и его территориальные органы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении указанных поставщиков к заключению государственных контрактов (договоров).
По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 432 ГК РФ, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
При этом в силу ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (договоры дарения, ренты, ссуды, займа, финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада, банковского счета и хранения).
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (договор продажи жилой недвижимости, продажи предприятия, аренды здания и сооружения на срок не менее года и договор аренды предприятия).
В некоторых случаях заключение договора осуществляется по определенной процедуре. Так, в силу Закона о размещении заказов государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения заключают контракты и гражданско-правовые договоры путем размещения заказов. А согласно ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Последствием заключения договора без размещения заказа либо проведения конкурса или аукциона является признание его недействительным как сделки, не соответствующей закону. Это подтверждается и судебной практикой (Постановление Третьего апелляционного арбитражного суда от 12.09.2011 N А33-2675/2011).
Кроме соблюдения определенной процедуры, сторонам договора следует помнить о том, что согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следует отметить, что законодательство предъявляет ряд требований к согласованию условий о предмете договора. В качестве примера можно привести следующие нормы:
- условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ);
- в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества (ст. 554 ГК РФ);
- в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор - незаключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).
В ряде случаев обязательно согласование условий не только о предмете договора, сроке (договор поставки) и цене (договор розничной купли-продажи, договор купли-продажи недвижимости), но и других условий. К примеру, договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок обязана предоставить соответствующую документацию (ст. 743 ГК РФ).
В случае если существенные условия договора не согласованы, договор считается незаключенным и стороны не могут ссылаться на него в случае возникновения спора. Однако между сторонами возникают определенные обязательства, которые должны быть выполнены надлежащим образом.
Например, в Определении от 16.03.2012 N ВАС-2320/12 ВАС, оценив конкретные фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, признал муниципальный контракт незаключенным. Вместе с тем суд пришел к выводу, что признание контракта незаключенным не служит безусловным основанием для отказа заказчика от оплаты принятого результата работы, и удовлетворил требование общества, поскольку между сторонами сложились обязательственные отношения и у заказчика возникло денежное обязательство по оплате принятых им работ.
Наиболее серьезным последствием признания договора незаключенным является отсутствие у сторон возможности применить предусмотренные договором способы обеспечения обязательства.
Так, в Определении от 16.01.2012 N ВАС-17296/11 ВАС оставил в силе решения нижестоящих судов, указав, что, отказывая управлению в удовлетворении требования о взыскании пеней за несвоевременное выполнение работ, суды сделали вывод об отсутствии оснований для взыскания с подрядчика неустойки, предусмотренной указанным контрактом, поскольку, руководствуясь положениями п. 1 ст. 432, ст. 708 и 766 ГК РФ, признали этот контракт незаключенным.
Нарушения при исполнении договора
Как было сказано выше, договор является обязательством, а в силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов, при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора различны.
Наиболее полный перечень таких последствий определен для государственного контракта на поставку материальных ценностей в государственный резерв.
Так, в ст. 16 Закона о государственном материальном резерве указано, что:
- за недопоставку, неполную закладку материальных ценностей в государственный резерв соответственно поставщик, ответственный хранитель уплачивает штраф в размере 50% стоимости недопоставленных, незаложенных материальных ценностей;
- за просрочку поставки, закладки материальных ценностей в государственный резерв соответственно с поставщика, ответственного хранителя взыскиваются пени в размере 0,1% стоимости несвоевременно поставленных, несвоевременно заложенных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств;
- за несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей с заемщика взыскивается пеня в размере 0,3% стоимости невозвращенных материальных ценностей за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств по возврату материальных ценностей в государственный резерв;
- за несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, и его территориальных органов об отгрузке материальных ценностей государственного резерва ответственный хранитель уплачивает пеню в размере 0,5% их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства;
- за поставку, закладку в государственный резерв материальных ценностей, непригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта, соответственно поставщик, ответственный хранитель уплачивает штраф в размере 20% стоимости забракованных (не соответствующих условиям государственного контракта) материальных ценностей;
- за поставку, закладку в государственный резерв немаркированных или ненадлежащим образом маркированных материальных ценностей либо материальных ценностей, поставленных в ненадлежащей таре (упаковке), за использование средств пакетирования, не соответствующих действующим стандартам, соответственно поставщик, ответственный хранитель уплачивает штраф в размере 5% стоимости указанных материальных ценностей; поставщик, ответственный хранитель обязан в течение месяца заменить забракованные материальные ценности, тару (упаковку), восстановить или исправить маркировку;
- при обнаружении скрытых производственных дефектов в материальных ценностях, заложенных в государственный резерв, имущественную ответственность несет поставщик независимо от времени поставки (закладки) материальных ценностей в государственный резерв и времени обнаружения указанных дефектов при условии соблюдения установленных режимов хранения указанных материальных ценностей;
- за необеспечение сохранности материальных ценностей государственного резерва с ответственных хранителей взыскиваются пени в размере 0,3% стоимости недостающих или некачественных материальных ценностей за каждый день хранения с момента выявления указанного факта до полного восстановления запасов материальных ценностей в государственном резерве;
- при установлении случая оформления бестоварной операции по закладке материальных ценностей в государственный резерв ответственные хранители уплачивают пени в размере 0,3% стоимости материальных ценностей за каждый день хранения с момента оформления указанной операции до фактической закладки материальных ценностей в государственный резерв;
- при невыборке из государственного резерва материальных ценностей в предусмотренный договором срок получатели (покупатели) возмещают затраты, связанные с хранением указанных материальных ценностей сверх этого срока, а также убытки, вызванные снижением качества материальных ценностей за время просрочки их выборки, и расходы на уплату штрафов за неиспользование и простой транспортных средств, предоставленных для отгрузки указанных материальных ценностей;
- в случаях нарушения правил и условий хранения материальных ценностей государственного резерва, а также в случаях несвоевременного освежения запасов государственного резерва, замены материальных ценностей государственного резерва, хранения материальных ценностей государственного резерва, не соответствующих номенклатуре материальных ценностей государственного резерва, требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям в соответствии с законодательством РФ, ответственные хранители уплачивают штраф в размере 20% стоимости материальных ценностей. В случае несвоевременного представления отчетности по установленной форме ответственные хранители уплачивают штраф в размере 100 000 руб.
В ряде случаев за просрочку поставки товаров специальными законами установлена неустойка:
- при просрочке поставщиком (исполнителем, подрядчиком) исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 11 ст. 9 Закона о размещении заказов);
- за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребители (покупатели) уплачивают в пользу товаропроизводителей (поставщиков) пеню в размере 2% суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3% (ст. 8 Закона о закупках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд*(7)).
Нарушения при изменении и расторжении договора
По общему правилу изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ).
По иску одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут решением суда:
- при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Примером существенного нарушения договора являются нарушения требований к качеству товара, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или которые выявлены неоднократно, или которые проявились вновь после их устранения, и другие подобные недостатки (п. 2 ст. 475 ГК РФ);
- в иных случаях, предусмотренных законами или договором. В частности, в ст. 518 ГК РФ прописано право дарителя требовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.
В статье 619 ГК РФ установлены случаи, в которых договор аренды может быть расторгнут судом по инициативе арендодателя:
- арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;
- арендатор существенно ухудшает имущество;
- арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;
- арендатор не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
В статье 620 ГК РФ установлены случаи, в которых договор аренды может быть расторгнут судом по инициативе арендатора:
- арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
- переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;
- арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки;
- имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, оказывается в состоянии, непригодном для использования.
В статье 859 ГК РФ установлены случаи расторжения судом по требованию банка договора банковского счета:
- сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором (если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом);
- отсутствие операций по счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Следует отметить, что законом либо соглашением сторон могут быть установлены случаи допустимости одностороннего (внесудебного) отказа от исполнения договора полностью или частично; в таких случаях договор считается соответственно расторгнутым или измененным с момента отказа от договора (получения стороной договора соответствующего уведомления от своего контрагента).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 699 ГК РФ каждая из сторон договора ссуды вправе во всякое время отказаться от договора, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
Заказчик может отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 782 ГК РФ).
При изменении или расторжении договора необходимо подписание сторонами соглашения, которое в силу ст. 452 ГК РФ совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Таким образом, если договор был заключен в письменной форме, то его изменение или расторжение допускается только путем подписания сторонами соглашения об изменении или о расторжении договора в письменной форме, в противном случае договор не будет считаться измененным или расторгнутым.
Например, в Определении от 02.04.2012 N ВАС-3397/12 ВАС, отказывая в удовлетворении требования о взыскании задолженности по арендной плате, исходил из того, что при заключении договора аренды стороны согласовали методику определения размера арендной платы по определенной формуле и данная методика после согласования ее сторонами стала условием договора аренды о размере арендной платы, поэтому изменение использованной в методике формулы возможно только в порядке, установленном п. 1 ст. 452 ГК РФ.
Если договор требовал государственной регистрации, изменения в нем также требуют государственной регистрации. В Определении от 25.03.2010 N ВАС-2015/10 ВАС указал, что поскольку договор аренды был зарегистрирован в установленном порядке, вносимые в него изменения по правилам п. 1 ст. 452 ГК РФ также подлежат государственной регистрации.
Приведенный анализ действующего законодательства показывает, что при заключении, исполнении и расторжении договоров необходимо четко соблюдать его требования, в противном случае неблагоприятных последствий не избежать.
А. Мандрюков,
юрист КГ "Аюдар"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
*(3) Федеральный закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
*(4) Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
*(5) Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
*(6) Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
*(7) Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"