Способ размещения заказа "у единственного поставщика"
Согласно нормам п. 14, 14.1 ст. 55 Закона о государственных закупках*(1) бюджетное учреждение может заключить договор со сторонней организацией на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, используя способ размещения заказа "у единственного поставщика", в частности, если:
- сумма договора не превышает установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (100 000 руб.), при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг бюджетное учреждение - заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения этих заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ;
- сумма договора не превышает 400 000 руб.; поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую 400 000 руб. По итогам размещения этих заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ.
Если бюджетное учреждение (культурно-спортивный центр) занимается несколькими видами деятельности (деятельностью в сфере культуры и деятельностью в сфере спорта), может ли оно воспользоваться правом заключить договор на сумму в пределах 400 000 руб., используя способ "у единственного поставщика", предметом которого являются нужды всего учреждения (спортивные, культурные объекты (библиотеки, ансамбль)), а не только деятельности, осуществляемой в сфере культуры? Основным видом деятельности учреждения является деятельность, осуществляемая по коду 92.51 ОКВЭД (деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа). Если мы не вправе пользоваться п. 14.1 Закона о государственных закупках в отношении деятельности всего учреждения, как распределять затраты по разным видам деятельности (культура, спорт)?
Из дословного прочтения нормы п. 14.1 ст. 55 Закона о государственных закупках следует, что заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов заказчик вправе размещать на сумму, не превышающую 400 000 руб. в течение одного квартала. Перечень организаций, которые вправе применять данную норму, закрыт.
Культурно-спортивное учреждение не является ни театром, осуществляющим концертную деятельность, ни государственным образовательным учреждением, ни телерадиовещательным учреждением, ни цирком, ни музеем, ни библиотекой, ни архивом.
Давайте попытаемся разобраться, какие учреждения являются клубами и можно ли к ним отнести культурно-спортивное учреждение.
Из Решения Коллегии Минкультуры РФ от 29.05.2002 N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры" (вместе с "Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа", "Примерным положением о клубном формировании культурно-досугового учреждения") следует, что под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством.
Из положений п. 1.3 данного документа следует, что к клубным учреждениям относятся ныне действующие, а также реорганизуемые и вновь создаваемые учреждения:
- функционирующие по административно-территориальному признаку: сельские (поселковые, городские) клубы; сельские (центральные, зональные, районные, городские, окружные, областные, краевые, республиканские) дома и дворцы культуры; центры культуры и досуга, культуры и искусств; культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые комплексы и т.п.;
- ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных и других социально-демографических категорий населения: центры эстетического воспитания детей, технического творчества, клубы и дома творческой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров, центры традиционной культуры, дома ремесел и фольклора, национально-культурные центры и т.п.;
- специализирующиеся на передвижном характере деятельности с использованием различных транспортных средств: автоклубы, агиткультбригады, плавучие культбазы и т.п. Таким образом, получается, что понятия "клуб" и "культурно-спортивный центр" не тождественны, хотя оба учреждения относятся к учреждениям клубного типа или клубным учреждениям. В то же время п. 14.1 ст. 55 Закона о государственных закупках разрешено применять данную норму лишь некоторым учреждения клубного типа (клубным учреждениям) - домам и дворцам культуры, клубам. О том, что ее вправе использовать и культурно-спортивные центры, из положений Закона о государственных закупках не следует. Возможно, конечно, что законодатель имел в виду этот тип учреждений, когда вводил п. 14.1 ст. 55 Закона о государственных закупках, но по данному поводу пока нет никаких официальных разъяснений и из самой нормы прямо не следует, что такие учреждения могут применять этот пункт закона.
Принимая во внимание все вышесказанное, считаем, что культурно-спортивные центры при заключении договора (контракта) не вправе использовать положения п. 14.1 ст. 55 Закона о государственных закупках. Размещение заказа у единственного поставщика возможно при выполнении условий п. 14 ст. 55 Закона о государственных закупках.
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 7, июль 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"