Сотрудница нашего предприятия находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Нами представлены Сведения по персонифицированному учету по данному застрахованному лицу за период ухода родителя до достижения ребенка возраста полутора лет.
В настоящее время работодатель выплачивает пособие по уходу за ребенком в сумме 57,50 руб. согласно Постановлению Правительства РФ от 03 ноября 1994 года N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан".
Следует ли представлять сведения по данному лицу за период по уходу за ребенком до 3-х лет?
По устным пояснениям, Общество интересуют разъяснения в части начисления страховых взносов на указанные выплаты ежемесячных компенсаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)*(1), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций-работодателей, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в том числе, в рамках трудовых отношений.
Согласно ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций-работодателей, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
На основании абз. 1) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности:
- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Упомянутая в запросе выплата установлена Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (далее - Указ N 1110).
Верховный суд РФ в Решении от 10 февраля 2003 ГКПИ 02-1461 указал буквально следующее: "Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, в ст. 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан Указом Президента РФ от 30 мая 1994 года N 1110 установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей, в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста".
В Определении Президиума Верховного суда РФ от 24.12.2003 N 56пв-03 судом отмечено, что "ежемесячная компенсационная выплата входит в число установленных федеральным законодательством гарантий в связи с материнством и выполняет одну из важнейших функций - частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящего в отпуске по уходу за ребенком".
Порядок осуществления компенсационной выплаты установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (далее - Постановление N 1206).
Пунктом 20 Постановления N 1206 определено, что компенсационная выплата осуществляется организациями независимо от их организационно-правовых форм за счет средств, направляемых на оплату труда.
Таким образом, полагаем, что выплачиваемая ежемесячная компенсация представляет собой одну из установленных федеральным законодательством гарантий социальной защиты. Т.е., по нашему мнению, из таких разъяснений, можно заключить, что рассматриваемая компенсационная выплата, установленная Указом N 1110, по своей направленности и содержанию может рассматриваться как один из видов государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством, несмотря на то, что напрямую выплата в Указе 1110 так не поименована.
Соответственно, в данном случае, по нашему мнению, может быть применимо положение пп. 1) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым подобные суммы не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование.
Аналогичный вывод содержится в Письме Пенсионного фонда РФ от 18.10.2010 N 30-21/10970, в котором указано, что данного рода компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством, на основании п. 1 части первой ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Актуальной позиции Минздравсоцразвития России*(2) по рассматриваемому вопросу в информационно-правовых системах не содержится. Ранее ведомство со ссылкой на старую редакцию ст. 7 Закона N 212-ФЗ делало вывод о том, что данная компенсация не является объектом обложения страховыми взносами.
Отметим, что до 01.01.2011 ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ была изложена в редакции, согласно которой объектом обложения взносами являлись выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, а не в рамках трудовых отношений, как это указано в текущей редакции. Соответственно, признать выплату компенсации работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, выплатой по трудовому договору формально можно было с оговорками, так как по трудовому договору оплата производится за труд, а указанную выплату работодатель производит в силу обязательного предписания Указа N 1110, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении; то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Однако новая редакция данной статьи позволяет включить в объект обложения взносами любые выплаты, производимые в связи с нахождением в трудовых отношениях, в том числе и подобные компенсационные суммы выплат.
В настоящее время редакция ст. 7 Закона N 212-ФЗ не дает оснований исключать из базы для начисления страховых взносов суммы, не связанные с оплатой труда, поскольку теперь в эту базу включаются любые выплаты, производимые страхователем в рамках трудовых отношений - то есть во всех случаях, когда он выплачивает их работнику в качестве работодателя. В данном случае взаимосвязь выплаты с существованием трудовых отношений очевидна.
Таким образом, поскольку не имеется выраженного мнения Минздравсоцразвития России, при занятии Обществом позиции о не обложении страховыми взносами рассматриваемых компенсационных выплат на основании пп. 1) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться иной точки зрения.
В отношении возможности применения абз. "и" пп. 2) ч. 1 ст. 9 Закона 212-ФЗ в отношении рассматриваемой выплаты укажем следующее.
Данная норма предусматривает освобождение от обложения взносами всех видов установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Как установлено абз. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ, компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. Однако, льготы, установленные ст. 9 Закона N 212-ФЗ распространяются только на компенсации, которые выплачиваются в возмещение расходов, понесенных в связи с выполнением трудовых (а не иных) обязанностей.
В случае с оплатой работнику рассматриваемой в консультации выплаты работник получает её не в связи с выполнением трудовых обязанностей, а, наоборот, в связи с освобождением его от трудовых обязанностей для решения вопросов личного характера - ухода за ребенком до достижения 3-летнего возраста. Таким образом, указанная выплата также не может быть отнесена к компенсациям, которые в соответствии с абз. "и" пп. 2) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ освобождаются от обложения взносами.
В то же время, учитывая отсутствие судебной практики по данному вопросу, в случае принятия решения не облагать спорные выплаты взносами на обязательное социальное страхование именно на основании данной нормы предприятие может мотивировать свою позицию тем, что поскольку законодатель расширил понятие объекта обложения взносами с выплат, производимых по трудовому договору, до любых выплат в рамках трудовых отношений*(3), можно сделать вывод о том, что и в ст. 9 Закона N 212-ФЗ под компенсационными выплатами, освобожденными от обложения взносами, понимаются не только компенсации расходов в связи с выполнением трудовых обязанностей, но и любые другие, выплачиваемые работодателем. Хотя буквально из текущей редакции ст. 9 Закона N 212-ФЗ этого не следует.
Вывод:
Поскольку выплачиваемая ежемесячная компенсация представляет собой одну из установленных федеральным законодательством гарантий социальной защиты, то по своей направленности и содержанию может рассматриваться как один из видов государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с действующим законодательством, несмотря на то, что напрямую выплата в Указе 1110 так не поименована.
Соответственно, в данном случае, по нашему мнению, может быть применимо положение пп. 1) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с которым подобные суммы не подлежат обложению взносами на обязательное социальное страхование.
Однако, поскольку не имеется выраженного мнения Минздравсоцразвития России, при занятии Обществом позиции о не обложении страховыми взносами рассматриваемых компенсационных выплат на основании пп. 1) ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, не исключено, что контролирующие органы могут придерживаться иной точки зрения.
15 марта 2012 г.
ООО "Аудит-новые технологии", март 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(2) Письма Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 N 2519-19 (п. 1), от 19.05.2010 N 1239-19.
*(3) См. настоящий ответ выше.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.