Аутстаффинг - эффективное решение
Аренда персонала, или аутстаффинг - явление распространенное. Признание оно получило благодаря высокой эффективности. Кроме несомненных плюсов, есть определенные риски, в том числе налоговые. Но, как говорится, риск - дело благородное, особенно когда знаешь, где лучше подстраховаться.
Летний период всегда сопряжен с дополнительной нагрузкой на персонал фирм. Это объясняется тем, что многие уходят в отпуск. А заниматься текущими делами все равно кому-то надо. Можно, конечно, открыть временную вакансию и взять в штат работника. Этот вариант имеет право на жизнь. Однако существуют иные, более эффективные методы решения подобных проблем - аутстаффинг.
Прежде всего отметим, что из себя представляет этот вид услуг и в чем его особенности.
Природа аутстаффинга
Аутстаффинг по своей сути - это услуги по аренде персонала. То есть когда одна компания нанимает у другой персонал. При этом нанятые работники остаются в штате той фирмы, которая оказывает услуги (исполнитель), но свою работу они выполняют в компании-нанимателе (заказчик).
Другими словами, именно исполнитель выступает работодателем по отношению к сотрудникам, трудящимся у заказчика. Соответственно исполнитель заключает с ними трудовые договоры, выплачивает зарплату и обеспечивает соблюдение социальных гарантий. С заказчиком исполнителя связывают лишь договорные отношения, цель которых - оказывать возмездные услуги по предоставлению квалифицированного персонала. Обычно аутстаффингом занимаются кадровые агентства, поскольку в их распоряжении имеется достаточно трудовых ресурсов.
К достоинствам подобного рода услуг можно отнести прежде всего экономию времени и средств по подбору сотрудников. Также нужно отметить, что в этом случае у заказчика не может возникать трудовых споров и связанных с ними издержек.
Организациям, применяющим специальные налоговые режимы, аутстаффинг помогает обойти на законных основаниях ограничение по численности работников. Еще одним преимуществом является то, что работника можно взять "напрокат" на непродолжительный срок, например, на время отпуска основного сотрудника.
Правовые основы
Аутстаффинг, хотя и довольно широко применяется на практике, законодательно никак не урегулирован. При этом у всех участников хозяйственных отношений есть свобода в заключении договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных Гражданским кодексом. Поэтому для заключения подобных соглашений обычно составляют договор возмездного оказания услуг. Суть его заключается в том, что исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать определенные услуги, а последний обязан их оплатить.
Отметим, что налоговики в принципе с этим соглашаются, о чем сказано в письме УФНС России по г. Москве от 15 июля 2008 г. N 20-12/066875.
Каких-либо требований к форме договора возмездного оказания услуг не предъявляется. Поэтому соглашение об аутстаффинге составляется в простой письменной форме.
Однако к этому процессу надо подойти достаточно серьезно и избегать формальностей. Ведь налоговики зачастую предъявляют претензии к подобным соглашениям. Чаще всего предметом споров бывают некорректные формулировки.
Таким образом, стоит указать, что предметом договора является именно услуга по предоставлению персонала. Далее необходимо уточнить, какие сотрудники нужны для исполнения услуги, а также их количество и квалификацию. Не лишним будет указать требования, которые предъявляются к рабочим местам направляемых на аутстаффинг работников, а также порядок их предоставления. Для пущей убедительности можно внести в текст положение о том, что исполнитель имеет право проверить рабочие места своих сотрудников на предмет их соответствия оговоренным условиям. Звучать это будет солидно, но на самом деле такие проверки никто не проводит.
Также в договоре возмездного оказания услуг необходимо указать их стоимость. Она складывается из затрат на заработную плату с отчислениями во внебюджетные фонды и непосредственного вознаграждения компании-исполнителя.
Для налоговиков интерес представляет также цель заключения подобного договора. Ведь они часто обвиняют фирмы в том, что они становятся участниками подобных отношений исключительно для получения налоговой выгоды. Поэтому цель договора надо конкретно прописать, а также выделить задачи, которые предстоит решить в процессе действия соглашения.
Ну и конечно, необходимо прописать ответственность сторон. Например, включить условие о материальной ответственности и компенсации вреда заказчику, причиненного действиями работников фирмы-исполнителя.
Учтите, что табель учета рабочего времени "заемных" сотрудников должен вести их работодатель, то есть фирма-исполнитель. Она же должна знакомить работников с различными приказами, разрабатывать для них должностные инструкции. В трудовом договоре с такими работниками не лишним будет указать, что обязанности они будут исполнять по месту нахождения заказчика. Чаще всего для этого используют формулировку "трудовые обязанности исполняются в месте, указанном работодателем".
Бухгалтерский учет
Какие-либо особенности в бухгалтерском учете по договору аутсорсинга отсутствуют. Эти операции учитываются как заказчиком, так и исполнителем в порядке, аналогичном бухгалтерскому учету по обычному договору возмездного оказания услуг.
Важно. Сами работники не могут выступать в качестве предмета договора аутстаффинга, поскольку люди не относятся к объектам гражданских прав. В противном случае такой договор может быть признан недействительным.
Так, в бухучете заказчика расходы на аутстаффинг относятся к расходам по обычным видам деятельности организации как управленческие расходы. Они принимаются к учету в сумме, установленной договором без учета НДС. Отражаются такие суммы по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Расходы принимаются к учету на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.
Пример 1
ООО "Альфа" (заказчик) заключило договор аутстаффинга с ООО "Бета" (исполнитель). Стоимость услуг равна 59 000 руб. Оплата производится путем перечисления денежных средств на счет исполнителя после подписания акта.
В учете ООО "Альфа" бухгалтер сделает проводки:
- 59 000 руб. - отражены затраты по договору предоставления персонала;
- 9000 руб. - отражен "входящий" НДС;
- 9000 руб. - предъявленный НДС принят к вычету;
- 50 000 руб. - оплачены услуги по предоставлению персонала.
В бухучете исполнителя такие сделки отражают с учетом следующих особенностей. Выручка от оказания услуг признается доходом по обычным видам деятельности и принимается в сумме поступивших денежных средств.
По мере исполнения соглашения исполнитель начисляет потраченные суммы по соответствующим статьям затрат. Расходами при аутстаффинге будут заработная плата персонала и отчисления во внебюджетные фонды (отражается проводкой Дебет 20 Кредит 69).
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1. Только дополним его: зарплата работника составила 40 000 руб. При этом для простоты не будем учитывать начисление страховых взносов и НДФЛ.
Бухгалтер ООО "Бета" сделает следующие проводки:
- 59 000 руб. - начислена выручка по договору аутстаффинга;
- 9000 руб. - начислен НДС;
- 59 000 руб. - отражены деньги за аутстаффинг, поступившие на расчетный счет;
- 40 000 руб. - учтена заработная плата.
Налоговый учет
В налоговом учете расходы на аутстаффинг уменьшают базу по налогу на прибыль. Затраты на оказываемые исполнителем услуги включаются в зависимости от их вида. Но только не нужно забывать, что они должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены в деятельности, направленной на получение дохода.
При этом должно соблюдаться одно важное условие: привлеченные сотрудники должны работать по специальности, которая не предусмотрена штатным расписанием компании.
Это условие может быть нарушено лишь в случае, если привлечение дополнительного персонала обусловлено объективными причинами. Например, если в связи с нехваткой штатных сотрудников дополнительный персонал привлекается организацией с непрерывным производственным циклом (письмо Минфина России от 2 августа 2011 г. N 03-03-06/1/444).
В остальных случаях расходы на оплату услуг по договорам аутстаффинга признаются экономически обоснованными, только если функции, выполняемые привлеченным персоналом, не дублируют обязанности штатных.
Однако есть возможность отстоять право списать затраты на аутстаффинг в расходы даже в случае, когда специальность привлеченных сотрудников совпадает с функциями штатных работников. Например, это может быть в период сдачи отчетности, а главный бухгалтер находится на больничном или в отпуске. В этом случае принимать дополнительного специалиста в штат на короткое время нецелесообразно, а прибегнуть к помощи аутстаффинга даже выгодно.
Налоговые риски
Налоговики могут поставить под сомнение расходы на аутстаффинг, если обнаружат признаки получения необоснованной налоговой выгоды.
Подозрительными контролеры считают договоры взаимного оказания услуг, заключаемые между взаимозависимыми компаниями. Кроме того, признаком схемы незаконной оптимизации налогообложения будет то, что компания-исполнитель имеет только одного постоянного клиента и больше ни с кем не сотрудничает.
Если же компания-аутстаффер была создана накануне заключения соответствующего договора, это тоже может послужить свидетельством необоснованной налоговой выгоды.
Кроме того, необходимо убедиться в том, что все привлекаемые работники у исполнителя оформлены по трудовому договору. Если такие договоры будут отсутствовать, то работодателем по отношению к таким сотрудникам будет выступать заказчик со всеми вытекающими из этого обязанностями и последствиями.
Д.А. Начаркин,
эксперт
"Практическая бухгалтерия", N 7, июль 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.