Индикаторы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства*(1)
В статье раскрываются изменения, особенности, значение применения каждого специального режима налогообложения предпринимательства. В качестве индикаторов эффективности анализируется и сравнивается совокупность показателей: динамика роста или снижения количества налогоплательщиков, сумм начисленного и уплаченного единого налога, коэффициента исполнения налоговых обязательств, сумм недоимки и задолженности, величины налоговой нагрузки по специальным режимам налогообложения.
Предпринимательство является важным фактором экономического роста в рыночной экономике. Поэтому государство использует различные инструменты стимулирования предпринимательства, в том числе налоговые инструменты. В то же время малый и средний бизнес в России не получил необходимых темпов развития, его вклад в производство валового внутреннего дохода существенно меньше, чем в развитых странах. В связи с этим остаются актуальными вопросы эффективности специальных режимов налогообложения предпринимательства, их ориентированности на результат.
В России кроме общего режима налогообложения стали применяться четыре специальных режима налогообложения (в зарубежных странах существует только один специальный режим - для малого бизнеса).
Специальные налоговые режимы устанавливают:
- особый порядок определения элементов налогообложения;
- освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
В России специальными налоговыми режимами являются:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН);
2) упрощенная система налогообложения (УСН);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Установление в России четырех специальных режимов налогообложения обусловлено тем, что они применяются в различных видах экономической деятельности и учитывают их специфику, состояние и значимость.
Система налогообложения при выполнении соглашений по разделу продукции применяется в добывающей промышленности для ее развития посредством привлечения инвесторов (им предоставляются налоговые преференции). Данный режим налогообложения отличается от других специальных режимов налогообложения тем, что не предусматривает замены части налогов единым налогом. В его рамках предусмотрена замена уплаты совокупности налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения и возмещение части уплаченных налогов. В том числе:
- налога на добавленную стоимость;
- платежей за пользование природными ресурсами;
- водного налога;
- государственной пошлины;
- таможенных сборов;
- земельного налога;
- акциза;
- суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Другие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) имеют преимущества перед общим режимом в виде замены единым налогом страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ и трех налогов. У организаций единый налог заменяет:
- налог на прибыль организаций;
- налог на имущество организаций;
- НДС.
У индивидуальных предпринимателей:
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на имущество физических лиц;
- НДС.
Это и определяет выбор налогоплательщиками перечисленных специальных режимов при соблюдении установленных условий их применения.
Анализ динамики количества налогоплательщиков по специальным режимам налогообложения за 2007-2009 гг. показал, что в условиях мирового финансового кризиса сохранилась тенденция роста налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, так, темпы роста в 2009-2007 гг. по УСН, ЕНВД и ЕСХН составили соответственно 122,5, 109,4, 131,6% [2].
Вместе с тем наблюдалось снижение темпов роста налогоплательщиков - предпринимателей данной категории в 2009 г. по сравнению с 2008 г. по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход. В то же время по единому сельскохозяйственному налогу темпы роста предпринимателей в сельском хозяйстве, наоборот, увеличились.
Учитывая то, что условия налогообложения в этот период существенно не изменились ни по одному специальному режиму, росту предпринимательства в сельском хозяйстве способствовал не налоговый, а следующие факторы:
- денежно-кредитный (в виде предоставления льготных кредитов);
- бюджетный (дотации и субсидии сельскому хозяйству).
В то же время, несмотря на наличие больших налоговых, денежно-кредитных, бюджетных преференций, в сельском хозяйстве по сравнению с другими видами экономической деятельности всего 91 789 предпринимателей-сельхозтоваропроизводителей, применяющих ЕСХН. Это приблизительно в три раза меньше, чем предпринимателей в торговле, общественном питании, сфере обслуживания населения, уплачивающих ЕНВД (2 794 674). А также в два раза меньше, чем предпринимателей в промышленности, строительстве и иных видах деятельности, находящихся на упрощенной системе налогообложения (1 962 167) (табл. 1).
Таблица 1
Динамика количества налогоплательщиков по специальным режимам налогообложения в 2007-2009 гг.
Год | Налогоплательщики | В том числе | ||||
Организации | Индивидуальные предприниматели | |||||
Всего | В процентах | Всего | В процентах | Всего | В процентах | |
УСН | ||||||
2007 | 1 602 098 | 100 | 773 377 | 48,3 | 828 721 | 51,7 |
2008 | 1 920 453 | 100 | 923 570 | 48,1 | 996 883 | 51,9 |
2009 | 1 962 167 | 100 | 940 670 | 47,9 | 1 021 497 | 52,1 |
2009 к 2007, % | 122,5 | - | 121,6 | - | 123,3 | - |
ЕНВД | ||||||
2007 | 2 553 781 | 100 | 419 725 | 16,4 | 2 134 056 | 83,6 |
2008 | 2 759 786 | 100 | 441 853 | 16,0 | 2 317 933 | 84,0 |
2009 | 2 794 674 | 100 | 411 769 | 14,7 | 2 382 905 | 85,3 |
2009 к 2007, % | 109,4 | - | 98,1 | - | 111,7 | - |
ЕСХН | ||||||
2007 | 69 771 | 100 | 34 056 | 48,8 | 35 715 | 51,2 |
2008 | 75 626 | 100 | 33 398 | 44,2 | 42 228 | 55,8 |
2009 | 91 789 | 100 | 29 568 | 32,2 | 62 221 | 67,8 |
2009 к 2007, % | 131,6 | - | 86,8 | - | 174,2 | - |
За рассматриваемый период произошли изменения в структуре налогоплательщиков, в соотношении организационно-правовых форм деятельности - организаций и индивидуальных предпринимателей:
- уменьшился удельный вес организаций;
- увеличился удельный вес индивидуальных предпринимателей по всем режимам налогообложения, особенно по единому сельскохозяйственному налогу (на 16,6%).
Наименьшее различие в соотношении удельного веса организаций и индивидуальных предпринимателей (47,9/52,1) выявлено при упрощенной системе налогообложения, максимальное (14,7/85,3) - при применении ЕНВД, по единому сельскохозяйственному налогу. В 2009 г. соотношение составило 32,2/67,8%.
Сельское хозяйство является стратегической отраслью, которая обеспечивает продовольственную безопасность страны. Поэтому большинство государств предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям комплекс преференций, в том числе налоговые льготы и льготные кредиты. В России для сельскохозяйственных товаропроизводителей с 1992 г. также действуют льготы по отдельным видам налогов по общему режиму налогообложения.
На основании Федерального закона от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" был установлен специальный режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога, который был полностью изменен и усовершенствован Федеральным законом от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Данные изменения вступили в силу с 01.01.2004.
Этот специальный режим налогообложения является особенно льготным и предусматривает низкую налоговую нагрузку - всего 6% от налоговой базы (полученной прибыли) по единому налогу.
С 01.01.2010 единый социальный налог исключили из налоговой системы и заменили страховыми взносами в социальные фонды, которые по своей экономической сущности остаются налоговыми платежами, несмотря на то, что стали контролироваться соответствующими государственными внебюджетными фондами.
По страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и по специальному режиму, и по общему режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяется пониженная ставка по сравнению с налогоплательщиками остальных видов экономической деятельности. Это имеет существенное значение, так как отражается на их фискальном бремени и снижает его.
Анализ динамики сумм начисленного и уплаченного единого сельскохозяйственного налога за 2006-2010 гг. показал резкий спад темпов их роста: соответственно, 57,7 и 89,5% в 2009 г. по отношению к 2008 г.
В 2010 г. уже наблюдалось их существенное повышение (табл. 2).
Таблица 2
Динамика сумм начисленного и уплаченного единого сельскохозяйственного налога за 2006-2010 гг.
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Темпы роста к предыдущему году начисленного ЕСХН, % | 126,5 | 167,3 | 57,7 | 191,2 |
Темпы роста к предыдущему году уплаченного ЕСХН, % | 142,3 | 158,7 | 89,5 | 123,7 |
Коэффициенты исполнения налогового обязательства по единому сельскохозяйственному налогу свидетельствуют об ухудшении финансового состояния сельхозтоваропроизводителей в 2006 и в 2008 гг. А также о постепенном восстановлении платежеспособности к 2010 г. (табл. 3).
Таблица 3
Коэффициент исполнения налогового обязательства по единому сельскохозяйственному налогу за 2006-2010 гг., тыс. руб.
ЕСХН | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Начислено за текущий год | 1 145 337 | 1 448 598 | 2 423 753 | 1 398 822 | 2 673 831 |
Уплачено за текущий год | 1 072 369 | 1 525 566 | 2 420 448 | 2 165 987 | 2 678 868 |
Коэффициент исполнения налогового обязательства, % | 93,6 | 105,3 | 99,9 | 154,8 | 100,2 |
Упрощенная система налогообложения (УСН) применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Упрощенная система налогообложения была установлена Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Но из-за несовершенства указанного закона не получила большого распространения. Поэтому при принятии соответствующей главы Налогового кодекса РФ была существенно изменена.
С 01.01.2003 по настоящее время специальный режим применяется на основании гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. Данный режим налогообложения установлен для субъектов малого бизнеса, у которых среднесписочная численность работников не должна превышать 100 чел., а остаточная стоимость амортизируемого имущества не должна быть более 100 млн. руб.
На период 2010-2012 гг. в качестве антикризисной меры и для компенсации повышения тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ был повышен предел доходов для получения права применения упрощенной системы. Установили, что доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), не должны быть свыше 45 млн. руб. за 9 мес. года подачи заявления по переходу на упрощенную систему налогообложения и свыше 60 млн. руб. за год. В 2003-2009 гг. указанные пределы составляли, соответственно, 15 млн. и 20 млн. руб.
Налогоплательщик имеет право выбора объекта единого налога, от которого зависит размер ставки:
- если выбирает объектом налогообложения доходы, то применяет налоговую ставку в размере 6%;
- если выбирает объектом доходы, уменьшенные на величину расходов, то применяет налоговую ставку в размере 15%.
С 01.01.2009 законодательные органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать по единому налогу при упрощенной системе налогообложения дифференцированные налоговые ставки при объекте "доходы-расходы" в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие некоторые виды предпринимательской деятельности (69 видов), указанные в гл. 26.2 Налогового кодекса РФ, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. В целях исключения внутренних противоречий, содержащихся в Налоговом кодексе РФ, было отменено такое основание для утраты индивидуальным предпринимателем права применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, как привлечение в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера).
С 01.01.2009 индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения на основе патента, получил правопривлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 чел.
Анализ темпов роста по отношению к предыдущему году сумм начисленного и уплаченного налога при упрощенной системе налогообложения за 2006-2010 гг. выявил их резкое снижение в 2009 г. соответственно, - 35,1 и 91,5%. Был также отмечен рост в 2010 г. (табл. 4).
Таблица 4
Динамика сумм начисленного и уплаченного налога при упрощенной системе
налогообложения за 2006-2010 гг.
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Темпы роста к предыдущему году начисленного налога, % | 148,0 | 144,4 | 35,1 | 288,2 |
Темпы роста к предыдущему году уплаченного налога, % | 150,1 | 142,3 | 91,5 | 122,8 |
Анализ состояния уплаты налога при упрощенной системе налогообложения выявил неисполнение обязательств в 2006 и 2008 гг., увеличение в 2,6 раза суммы уплаченного налога по сравнению с начисленным налогом вследствие значительного уменьшения суммы начисленного налога в 2009 г. Отмечены также его рост, исполнение налогового обязательства в 2010 г. на 110,9% (табл. 5).
Таблица 5
Коэффициент исполнения налогового обязательства при упрощенной системе налогообложения в 2006-2010 гг., тыс. руб.
УСН | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Начислено за текущий год | 56 122 963 | 83 056 356 | 119 894 226 | 42 046 090 | 121 156 339 |
Уплачено | 56 007 521 | 84 078 371 | 119 628 894 | 109 443 839 | 134 366 324 |
Коэффициент исполнения налогового обязательства, % | 99,8 | 101,2 | 99,8 | 260,3 | 110,9 |
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) был установлен Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и вводился на территориях законами субъектов Федерации с 01.01.1999. Но фактически стал применяться в разное время в различных регионах. В связи с несовершенством закона по ЕНВД фискальное бремя налогоплательщиков было экономически необоснованно и неравномерно по регионам.
С 01.01.2003 ЕНВД применяется на основании гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса РФ, которая устранила имевшиеся недостатки, усовершенствовала и унифицировала на всей территории России установленный раньше ЕНВД.
Введение ЕНВД было вынужденной мерой государства, так как по отдельным видам деятельности, связанной в основном с торговлей и обслуживанием населения, трудно было контролировать доходы и расходы предпринимателей, определять фактическую налоговую базу и суммы налога, подлежащего уплате, вследствие преобладания наличного оборота во взаиморасчетах организаций. Эту ситуацию использовал бизнес. Он уходил от уплаты налогов, показывая заниженную или нулевую налоговую базу.
Для предотвращения массового ухода от налогов и обеспечения исполнения бюджетов был установлен специальный режим налогообложения, объектом единого налога которого является не фактически полученный доход, а вмененный государством доход, т.е. потенциально возможный доход по определенному виду деятельности. Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности по данному виду предпринимательства, установленной Налоговым кодексом РФ на единицу физического показателя, на количество физических показателей конкретного налогоплательщика.
Этот налог вводится в действие на территориях нормативными правовыми актами:
- представительных органов муниципальных районов;
- представительных органов городских округов;
- законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Он зачисляется на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Представительные органы муниципальных районов, городских округов, а также законодательные органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга вправе устанавливать значения (в пределах от 0,005 до 1) корректирующего коэффициента 2, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности:
- ассортимент товаров (работ, услуг);
- сезонность;
- режим работы;
- величину доходов;
- особенности места ведения предпринимательской деятельности (район, город, село, центр, окраина, вокзалы и т.д.);
- иные особенности.
Вследствие этого суммы поступлений по ЕНВД в бюджетную систему могут быть различными по одному и тому же виду деятельности и одинаковом количестве физических показателей и в одном муниципальном образовании, и в разных муниципальных образованиях в связи с тем, что были установлены разные значения корректирующего коэффициента 2.
Анализ состояния уплаты при применении единого налога на вмененный доход выявил несоответствие темпов роста сумм начисленного и уплаченного налога за 2006-2010 гг. (табл. 6) и как следствие - неисполнение налоговых обязательств (табл. 7).
Таблица 6
Динамика сумм начисленного и уплаченного налога при системе налогообложения с применением ЕНВД за 2006-2010 гг., %
Показатель | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Темпы роста к предыдущему году начисленного налога | 104,3 | 112,9 | 103,1 | 108,9 |
Темпы роста к предыдущему году уплаченного налога | 106,2 | 111,9 | 101,5 | 110,5 |
Таблица 7
Коэффициент исполнения налогового обязательства при системе налогообложения с применением ЕНВД за 2006-2010 гг., тыс. руб.
ЕНВД | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Начислено за текущий год | 53 774 193 | 56 074 338 | 63 326 211 | 65 256 812 | 71 092 812 |
Уплачено | 52 997 182 | 56 265 696 | 62 967 538 | 63 899 587 | 70 609 657 |
Коэффициент исполнения налогового обязательства, % | 98,6 | 100,3 | 99,4 | 97,9 | 99,3 |
Применение ЕНВД осуществляется в обязательном порядке, если вид деятельности подлежит налогообложению ЕНВД, а ЕСХН и УСН - в добровольном порядке, на основании заявления налогоплательщика при соблюдении установленных условий по каждому специальному режиму налогообложения.
Наибольший объем суммы налога ежегодно поступает по упрощенной системе налогообложения - 134 366 324 тыс. руб. в 2010 г. Это в 1,9 раза больше, чем по ЕНВД, и более чем в 50 раз больше, чем по ЕСХН.
Расчет средней налоговой нагрузки на 1 налогоплательщика при разных специальных режимах налогообложения позволил установить, что максимальное фискальное бремя - 55,777 тыс. руб. - у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. У налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог, средняя налоговая нагрузка составила 23,597 тыс. руб., при едином налоге на вмененный доход - 2,864 тыс. руб., что соответственно в 2,36 и 2,43 раза меньше, чем при упрощенной системе налогообложения (табл. 8).
Таблица 8
Средняя налоговая нагрузка на одного налогоплательщика при специальных режимах налогообложения, тыс. руб.
Вид специального режима налогообложения | Уплачено | Количество налогоплательщиков, чел. | Средняя налоговая нагрузка на налогоплательщика |
УСН | 109 443 839 | 1 962 167 | 55,777 |
ЕСХН | 2 165 987 | 91 789 | 23,597 |
ЕНВД | 63 899 587 | 2 794 674 | 22,864 |
При этом следует отметить, что различие в налоговой нагрузке в среднем на одного налогоплательщика при УСН и ЕСХН можно в определенной степени объяснить различиями в размерах налоговой ставки и меньшей величине налоговой базы вследствие высокой себестоимости сельскохозяйственной продукции. Более высокую налоговую нагрузку на одного налогоплательщика при УСН (чем при ЕНВД) невозможно объяснить размером ставки налога, так как ставка по ЕНВД выше или равна ставке при УСН. Следовательно, это обусловлено меньшей величиной налоговой базы при ЕНВД и применением корректирующего коэффициента 2, существенно снижающего величину налоговой базы при ЕНВД (табл. 9).
Таблица 9
Сравнение объектов и ставок единого налога специальных режимов налогообложения
Вид специального режима налогообложения | Объекты единого налога | Размер ставки, % |
УСН | Доходы - расходы, | 5-15 |
доход | 6 | |
ЕСХН | Доходы - расходы | 6 |
ЕНВД | Вмененный доход | 15 |
Налоговый анализ изменений за пять лет объема задолженности и недоимки выявил их существенный рост в 2010 г. по сравнению с 2006 г.: соответственно, на 148,7 и 145,1%. Темпы роста задолженности в 2006-2009 гг. ежегодно увеличивались. С 2010 г. идет снижение темпов роста и задолженности и недоимки, что свидетельствует об улучшении финансового состояния малого бизнеса (табл. 10).
Таблица 10
Динамика задолженности и недоимки по специальным режимам налогообложения за 2006-2010 гг., тыс. руб.
Показатель | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2010 к 2006, % |
Задолженность | 10 722 277 | 10 913 864 | 11 323 217 | 13 770 608 | 15 939 959 | 148,7 |
В процентах к предыдущему году | - | 101,8 | 103,8 | 121,6 | 115,8 | - |
Недоимка | 7 026 844 | 6 903 165 | 7 547 272 | 9 156 439 | 10 194 729 | 145,1 |
В процентах к предыдущему году | - | 98,2 | 109,3 | 121,3 | 111,3 | - |
Сопоставление изменений в 2010 г. по сравнению с 2006 г. сумм начисленного и уплаченного налога при применении специальных режимов налогообложения помогло установить, что при каждом режиме (ЕНВД, УСН, ЕСХН) соотношение сумм уплаченного налога превышает соотношение сумм начисленного налога. Сравнение динамики 2010 г. по сравнению с динамикой 2006 г. значений сумм начисленного и уплаченного налога показывает:
- максимальный рост имеется при применении единого сельскохозяйственного налога (233,5 и 249,8 соответственно);
- существенный рост - при упрощенной системе налогообложения;
- незначительный рост - при применении единого налога на вмененный доход (132,2 и 133,2 соответственно).
В целом по указанным специальным режимам налогообложения рост сумм уплаченного налога за рассматриваемый период превышает рост недоимки и задолженности, что свидетельствует о восстановлении платежеспособности и организаций, и индивидуальных предпринимателей (табл. 11).
Таблица 11
Сравнение роста в 2010 г. по сравнению с 2006 г. сумм начисленного и уплаченного налога при применении специальных режимов налогообложения, %
Показатель | ЕНВД | УСН | ЕСХН |
Соотношение сумм начисленного налога | 132,2 | 215,9 | 233,5 |
Соотношение сумм уплаченного налога | 133,2 | 239,9 | 249,8 |
Несмотря на стимулирующие условия применения специальных режимов налогообложения, есть и негативные последствия их применения, которые обусловлены тем, что субъекты малого бизнеса не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Это влечет за собой снижение конкурентоспособности субъектов малого бизнеса вследствие того, что они включают НДС по приобретенным товарам, работам, услугам в расходы (это увеличивает их себестоимость) и не имеют права выставлять в счетах-фактурах НДС отдельной строкой при реализации товаров, работ, услуг. В связи с этим при одинаковых ценах на одни и те же товары (работы, услуги) покупатели, приобретающие эти товары (работы, услуги) оптом, предпочтут продавцов, выставляющих в стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) НДС отдельной строкой, чтобы иметь право на его возмещение из бюджета при расчетах по НДС.
Поэтому целесообразно предоставить право выбора по НДС малому бизнесу, применяющему специальные режимы: воспользоваться правом освобождения от обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость или нет и в первом случае иметь право выставлять в счетах-фактурах НДС по реализованной продукции отдельной строкой и вычитать НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) при расчетах по НДС с бюджетом, но не включать НДС по приобретенным товарам, работам, услугам в расходы.
Сравнительный анализ факторов, препятствовавших развитию малого бизнеса в 2004-2009 гг., показывает одни и те же проблемы в промышленности и строительстве:
- высокий процент коммерческого кредита;
- недостаток квалифицированных рабочих;
- недостаточный спрос на продукцию предприятия на внутреннем рынке или недостаток заказов на работы;
- высокие налоги.
Такой фактор, как высокое налогообложение, постоянно упоминается в опросах многих предпринимателей. Это может быть связано с ограниченными финансовыми ресурсами малого бизнеса и неустойчивым финансовым положением. Поэтому даже пониженное налогообложение является для них высоким [1].
Усовершенствование налогового законодательства в 2000-е гг. по специальным режимам налогообложения способствовало:
- развитию малого бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве;
- формированию местных бюджетов благодаря установлению унифицированного единого налога на вмененный доход по трудноконтролируемым видам деятельности, зачисляемого в местные бюджеты.
Для достижения результата - увеличения темпов экономического роста и удельного веса в производстве ВВП малого и среднего бизнеса необходимы не только налоговые меры, а комплекс мероприятий и инструментов государственного регулирования:
- налоговых;
- бюджетных;
- кредитных;
- административных.
Для продолжения восстановления финансовой устойчивости и развития малого и среднего бизнеса следует продлить с 2013 г. применение пределов объема выручки (без НДС) в размере 60 млн. руб. за год, 45 млн. руб. за 9 мес. для перехода на упрощенную систему налогообложения.
В связи с сохранением проблемы большого объема наличного оборота в малом бизнесе в сфере торговли и обслуживания населения, невозможностью вследствие этого осуществления действенного налогового контроля и проблемами уклонения от налогов было бы целесообразно сохранить систему ЕНВД в среднесрочной перспективе.
Индикаторами результативности налогового стимулирования предпринимательства посредством применения специальных режимов налогообложения могут быть следующие показатели:
1) темпы роста количества налогоплательщиков, применяющих специальные режимы;
2) темпы роста сумм уплаченных налогов и динамика исполнения налоговых обязательств;
3) динамика снижения сумм задолженности и недоимки по уплате начисленного налога;
4) налоговая нагрузка по видам режимов налогообложения.
Проведенный анализ перечисленных индикаторов за 2006-2010 гг. показал следующие результаты:
- увеличение количества и темпов роста налогоплательщиков, применяющих специальные режимы;
- рост сумм уплаченных налогов и исполнение налоговых обязательств;
- снижение темпов роста задолженности и недоимки.
Все это свидетельствует о стимулирующем значении специальных режимов налогообложения, постепенном восстановлении устойчивости финансового положения и платежеспособности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения.
Список литературы
1. Сидорова Н.И. Малое предпринимательство: оценка состояния и тенденций, анализ факторов // Экономический анализ: теория и практика. 2011. N 44. С. 10-11.
2. URL: http://www.nalog.ru.
Н.И. Сидорова,
доктор экономических наук,
профессор кафедры менеджмента и финансов
"Международный бухгалтерский учет", N 23, июнь, 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья публикуется по материалам журнала "Финансы и кредит". 2012. N 18 (498).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Международный бухгалтерский учет"
ООО "Издательский дом
"Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Информсервис"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017854
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75,
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet:
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций. Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН.