Наше казенное предприятие производит алкогольную продукцию и при заводе имеет розничный магазин, где реализует продукцию собственного производства и сторонних организаций. У нас есть подозрение, что продукция последних маркирована поддельными федеральными специальными марками. Могут ли привлечь наше предприятие к ответственности за нечистоплотность других производителей? И как можно проверить подлинность федеральных специальных марок?
Алкогольная продукция, производимая на территории РФ, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции в территориальных органах Росалкогольрегулирования (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и оборота алкогольной продукции, и служит подтверждением соответствия алкогольной продукции установленным требованиям качества и безопасности (п. 3.1 ст. 12 Закона N 171-ФЗ).
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из Закона N 171-ФЗ и иных федеральных законов и нормативных правовых актов (ст. 3 Закона N 171-ФЗ).
При этом согласно ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организация и проведение производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий являются не правом, а обязанностью юридических лиц. В соответствии с данными законами производственный контроль осуществляется посредством проведения юридическими лицами, ведущими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки и розничную продажу (п. 6 ст. 12 Закона N 171-ФЗ). Розничная продажа алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 40 тыс. до 50 тыс. руб. с конфискацией алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками.
Кроме того, ответственность за оборот алкогольной продукции, маркированной поддельными федеральными специальными марками, предусмотрена п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ, ст. 171.1 и ст. 327.1 УК РФ.
Таким образом, казенное предприятие несет административную ответственность за розничную продажу алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками.
Проверка подлинности федеральных специальных марок осуществляется визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти - Росалкогольрегулирования.
Визуальная проверка федеральных специальных марок проводится в соответствии с п. 3.1 ст. 12 Закона N 171-ФЗ, согласно которому указанные марки должны содержать следующие сведения:
- наименование алкогольной продукции;
- вид алкогольной продукции;
- содержание этилового спирта;
- объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- наименование производителя алкогольной продукции;
- местонахождение производителя алкогольной продукции;
- страну происхождения алкогольной продукции;
- подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;
- подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в РФ товарного знака;
- иные определяемые Правительством РФ сведения.
Для проверки федеральных специальных марок с помощью информационного ресурса Росалкогольрегулирования необходимо зарегистрироваться в личном кабинете на официальном интернет-портале ведомства по адресу http://www.fsrar.ru. После регистрации учетная запись будет активирована и зарегистрировавшийся получит доступ к проверке подлинности федеральных специальных марок.
И. Апарышев,
референт государственной
гражданской службы РФ 3-го класса,
аспирант МАОК, г. Москва
22 июня 2012 г.
"эж-ЮРИСТ", N 24, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru