Военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования вправе получать надбавку за классную квалификацию
Согласно п. 43 не вступившего в силу*(1) Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим классную квалификацию (квалификационную категорию), присвоенную в установленном порядке, занимающим воинские должности по специальности (направлению служебной деятельности), по которым может присваиваться классная квалификация (квалификационная категория), выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию (далее - надбавка) в следующих размерах к окладу по воинской должности:
а) 5 процентов - за третий класс (квалификационную категорию);
б) 10 процентов - за второй класс (квалификационную категорию);
в) 20 процентов - за первый класс (квалификационную категорию);
г) 30 процентов - за класс мастера (квалификационную категорию)*(2).
В соответствии с п. 149 фактически*(3) утратившего силу Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, военнослужащим, имеющим классную квалификацию, присвоенную в установленном порядке, занимающим воинские должности, по которым может присваиваться классная квалификация, и обеспечивающим качественное обучение и воспитание личного состава, безаварийную и безотказную работу вооружения и военной техники, достигшим высокого профессионального мастерства по специальности, ежемесячно выплачивалось денежное вознаграждение за классную квалификацию в следующих размерах:
- военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим 2-й класс - 5 процентов, 1-й класс - 8 процентов, класс мастера - 10 процентов оклада по воинской должности;
- военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, имеющим 2-й класс - 30 процентов, 1-й класс - 50 процентов оклада по воинской должности.
Отличия между приведенными документами в части правового регулирования выплаты надбавки видны, что называется, невооруженным глазом. Во-первых, изменены в сторону увеличения размеры надбавки. Во-вторых, предусмотрена ее выплата за классную квалификацию "специалист третьего класса". В-третьих, Порядок не предусматривает выплату надбавки за классную квалификацию военнослужащим, проходящим военную службу по призыву*(4). В-четвертых, в качестве условия получения надбавки Порядок не содержит таких требований к кандидатам на ее получение, как обеспечение ими качественного обучения и воспитания личного состава, безаварийной и безотказной работы вооружения и военной техники, достижение ими высокого профессионального мастерства по специальности.
При этом, новый Порядок, как и ранее действовавший, содержит в качестве обязательного условия для выплаты надбавки выполнение одновременно двух требований:
1) наличие классной квалификации (квалификационной категории), присвоенной (подтвержденной) в установленном порядке;
2) замещение воинской должности по специальности (направлению служебной деятельности), по которой может присваиваться классная квалификация.
Как следует из п. 47 Порядка, выплата военнослужащим надбавки прекращается, в частности, и со дня подписания приказа о вступлении во временное исполнение обязанностей по вакантным воинским должностям, по которым выплата надбавки не установлена, или воинских должностей, не связанных с исполнением обязанностей по специальности (направлению служебной деятельности), по которой присвоена классная квалификация.
Таким образом, само по себе наличие у военнослужащего присвоенной (подтвержденной) в установленном порядке классной квалификации еще не является основанием для выплаты ему надбавки - из Порядка следует, что есть некий перечень должностей, при замещении которых надбавка не выплачивается. В связи с этим возникает вопрос о том, что это собственно за должности? Кем утвержден их перечень и соответствуют ли действующему законодательству, регулирующему порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих, изъятия в отношении таких должностей в части невыплаты надбавки при их замещении?
В настоящее время по вопросу присвоения классной квалификации отдельным категориям военнослужащих действует Инструкция, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 ноября 2006 г., имеющим гриф секретности. Инструкция не предусматривает присвоение классной квалификации военнослужащим, проходящим службу на должностях преподавательского состава, а также некоторым иным категориям военнослужащих (замещающим иные должности), проходящим службу в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации. Заметим, что нормативные правовые акты иных "силовых" министерств и ведомств, регулирующие вопросы присвоения классной квалификации, не содержат подобного рода запретов и, кроме того, не являются секретными*(5). При этом, терминология вышеназванной Инструкции, используемая в отношении обозначения этих некоторых иных категорий (должностей), не соответствует терминологии, используемой, в частности, в п. 101 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Руководство), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" от 12 марта 2003 г. N 80*(6). Поэтому невозможно понять, о каких конкретно иных должностях, при замещении которых классная квалификация не присваивается, в указанной Инструкции идет речь. В то же время обратим внимание читателей на то, что запрета на подтверждение классной квалификации военнослужащим, замещающим должности преподавательского состава, Инструкция в принципе не содержит. Тем не менее, даже в случае подтверждения классной квалификации (либо ее наличия по причине не истечения соответствующего срока с момента присвоения) выплата надбавки указанным военнослужащим не предусмотрена, поскольку, как было отмечено выше, Порядок содержит запрет на ее выплату при замещении должностей, по которой классная квалификация не присваивается. Интересно, что, запрещая присваивать классность военнослужащим-преподавателям (обучающим), Инструкция предусматривает ее присвоение курсантам (обучаемым) последнего года обучения.
По нашему мнению, запрет на присвоение классной квалификации и на выплату надбавки военнослужащим преподавательского состава военных образовательных учреждений профессионального образования является необоснованным.
Действительно, не требует доказательства тот факт, что на указанные должности назначаются офицеры, обладающие, как правило, богатым служебным опытом и имеющие, как правило, присвоенную в установленном порядке классную квалификацию в соответствии с имеющейся военно-учетной специальностью (далее - ВУС). При этом, согласно п. 6 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы назначение военнослужащих на воинские должности производится по основной или однопрофильной ВУС.
Как следует из п. 32 Руководства, одним из основных видов учебных занятий в высшем военно-учебном заведении являются практические занятия, которые проводятся в целях выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта (п. 36 Руководства). В соответствии с пп. 114-115 Руководства в целях изучения опыта оперативной, боевой, общественно-государственной подготовки войск (сил), военнослужащие-преподаватели периодически проходят стажировки на соответствующих командных, штабных, инженерных должностях, а также повышают свою квалификацию в подразделениях дополнительного профессионального образования. Таким образом, педагогическая деятельность военнослужащих-преподавателей предполагает наличие у них не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков по эксплуатации военной техники и вооружения и (или) иного прикладного воинского мастерства, т.е. речь идет о наличии определенных высокопрофессиональных знаний и навыков, основанных в первую очередь на базовом образовании и служебном опыте по направлению (профилю) имеющейся у военнослужащего ВУС и во вторую очередь на знаниях и навыках сугубо педагогических. Кроме того, Перечень военно-учетных специальностей (далее - Перечень), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 854-43, не содержит такого самостоятельного направления (профиля) служебной деятельности, как "педагогическая деятельность".
Таким образом, несколько забегая вперед, следует прийти к выводу о том, что при определении классной квалификации, в том числе и военнослужащих-преподавателей, в приоритетном порядке во внимание должна приниматься их степень подготовленности по ВУС замещаемой ими должности. Данный вывод, кстати, полностью согласуется с положениями вышеназванной Инструкции, содержащей четкое определение классной квалификации, которое нельзя привести на страницах нашего журнала в силу наличия у Инструкции грифа секретности. Аналогичный вывод следует и из содержания п. 2 Правил присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1198 (далее - Постановление)*(7), который содержит, по сути, юридическую дефиницию классной квалификации и определяет ее как показатель, характеризующий профессиональный уровень военнослужащего в соответствии с замещаемой воинской должностью (имеющейся специальностью), присвоенный по результатам проведенных испытаний (здесь и далее выделено авторами). С учетом данного определения нельзя однозначно утверждать, что военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования не вправе получать и подтверждать классную квалификацию, так как поскольку они имеют определенную ВУС и не могут не характеризоваться профессиональным уровнем в соответствии с имеющейся специальностью, постольку этот уровень требует оценки (показателя). В то же время при решении вопроса о присвоении (подтверждении) указанным военнослужащим классной квалификации было бы ошибочным, помимо уровня овладения ими имеющейся ВУС, не учитывать, например, уровень их педагогического мастерства, педагогический стаж, степень физической подготовленности и иные аналогичные критерии, по которым оценивается их профессионализм, с учетом специфики занимаемой ими воинской должности.
Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что сложившаяся практика, когда указанным военнослужащим отказывается даже в подтверждении ими ранее полученной классной квалификации, является как минимум нелогичной. Ведь, перефразируя одно известное выражение, мастерство... не потеряешь.
При этом, в обоснование таких отказов соответствующие должностные лица ссылаются на положения вышеназванной Инструкции. Однако, как было указано выше, данный документ, строго говоря, не содержит запрета на подтверждение классности, и де-юре ничто не препятствует допустить военнослужащих из числа преподавательского состава к соответствующим испытаниям для ее подтверждения.
Справедливости ради следует отметить, что в "немилость" к указанной выше Инструкции попали и иные категории военнослужащих. В частности, она не предусматривает присвоение классной квалификация тем из них, кто проходит службу в научно-исследовательских организациях. И это при том, что такие специалисты не только участвуют в разработке новейших образцов военной техники и вооружения, но и принимают непосредственное участие в их испытаниях, опытной эксплуатации и вводе в строй, непосредственно "работают" с этой техникой в войсках при проведении различного рода специальных работ, т.е. решают практические задачи, требующие высокого воинского мастерства.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 N 306-ФЗ правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации (квалификационной категории, квалификационного класса) определяются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Анализируя Правила, следует прийти к выводу о том, что они не содержат изъятий в отношении каких-либо воинских должностей, при замещении которых присваивается классность, и не делегируют Министру обороны Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, полномочия по установлению таких изъятий. Более того, как следует из п. 1 Правил, именно ими и только ими определяется порядок присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих (за исключением военнослужащих летного состава и военнослужащих, замещающих воинские должности медицинских и фармацевтических специальностей, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, порядок присвоения, изменения и лишения квалификационной категории которых регулируется отдельными актами Правительства Российской Федерации и законодательством об охране здоровья граждан). Не упоминается о полномочиях должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации по установлению такого порядка и в Положении о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16 августа 2004 г. N 1082. Согласно п. 3 Постановления Министру обороны Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, делегированы только лишь полномочия по установлению квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям. При этом, следует заметить, что приведенная формулировка, по нашему мнению, в контексте целей и содержания Постановления является недостаточно полной. Очевидно, его разработчиками подразумевалось определение квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям и присвоения классной квалификации в соответствии с замещаемыми воинскими должностями.
Исходя из изложенного, следует прийти к выводу о том, что в связи с принятием Правил порядок присвоения, изменения и лишения классной квалификации, строго говоря, вообще не должен определяться нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Отметим также, что названной выше Инструкцией установлены иные, противоречащие Правилам, сроки подтверждения классности. Тем не менее, применение Правил "напрямую", без дополнительного регулирования соответствующими руководящими документами, представляется довольно сложным ввиду недостаточной детализации Правилами правового механизма указанного порядка, что становится совершенно очевидным при сравнении Правил с той же Инструкцией.
Представляется не совсем удачным, на наш взгляд, использование в Правилах понятия "направление служебной деятельности". Что это, собственно, за направления и каковы их юридические признаки, ни сами Правила, ни иные нормативные правовые акты не раскрывают. Полагаем, что данное понятие является более широким по сравнению с понятием "профиль служебной деятельности". По нашему мнению, в тексте Правил было бы более корректно использовать именно последнее из указанных понятий, поскольку профили служебной деятельности четко очерчены соответствующими кодами ВУС, приведенными в Перечне.
Что касается квалификационных требований, необходимых для исполнения обязанностей по воинским должностям, в частности преподавательского состава, то следует упомянуть, например, утвержденные приказом Министра обороны Российской Федерации "Об утверждении квалификационных требований по воинским должностям руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации" от 8 мая 2003 г. N 155 квалификационные требования по воинским должностям профессорско-преподавательского, руководящего и научного состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и государственных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации. Однако данные требования содержат только критерии, на основании которых принимаются решения о назначении кандидатов на соответствующие должности, но не о присвоении им того или иного уровня классной квалификации.
С учетом вышеизложенного следует прийти к выводу о том, что вышеназванная Инструкция вошла в противоречие с действующим законодательством, обладающим большей юридической силой, и подлежит отмене. Не соответствуют закону и положения п. 43 Порядка в части ограничения выплаты надбавки в зависимости от занимаемой воинской должности.
Подводя итог настоящей публикации, авторы выражают надежду на то, что Министерством обороны Российской Федерации в ближайшее время будут приняты соответствующие нормативные правовые акты, которые окончательно снимут какие бы то ни было сомнения относительно права военнослужащих преподавательского (и не только) состава на получение и подтверждение классной квалификации, а также установят четкие квалификационные требования, необходимые для ее получения и подтверждения.
P.S. Уже после написания настоящей статьи на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации появилась новая редакция Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, п. 43 которого изложен в следующем виде: "Военнослужащим, которым в установленном порядке присвоена классная квалификация (квалификационная категория), выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию) (далее в настоящем разделе - надбавка) в следующих размерах к окладу по воинской должности:
а) 5 процентов - за третий класс (квалификационную категорию);
б) 10 процентов - за второй класс (квалификационную категорию);
в) 20 процентов - за первый класс (квалификационную категорию);
г) 30 процентов - за класс мастера (квалификационную категорию).
Военнослужащим, замещающим воинские должности высших офицеров, надбавка в размере 30 процентов к окладу по воинской должности за классную квалификацию "мастер" выплачивается со дня вступления в исполнение обязанностей по этим воинским должностям и по день освобождения от исполнения обязанностей по указанным воинским должностям.
Военнослужащим, подтвердившим классную квалификацию "мастер" 2 раза подряд, надбавка в размере 30 процентов к окладу по воинской должности выплачивается в течение 5 лет со дня второго подтверждения указанной классной квалификации"*(8).
Как говорил один известный герой романа Ильфа и Петрова: "Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Лед тронулся!.."
Р.А. Трощенко,
преподаватель кафедры филиала ВУНЦ ВВС
"ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина",
подполковник, юрист
В.Л. Деденев,
заместитель начальника кафедры филиала ВУНЦ ВВС
"ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина",
полковник
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На момент написания статьи Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, официально опубликован не был. Сведения о прохождении им регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации отсутствовали.
*(2) URL: http://stat.doc.mil.ru/documents/projects/more.htm?id=10861598@egNPA (дата обращения: 20.01.2012).
*(3) На момент написания статьи прежний Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, де-юре отменен не был.
*(4) Очевидно, это связано с принятием Президентом Российской Федерации Указа от 21 января 2012 г. N 100 "О проведении в Вооруженных Силах Российской Федерации эксперимента по унификации денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу по призыву".
*(5) См., напр.: приказ ФСКН России "О порядке присвоения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ классной квалификации (классности)" от 1 октября 2010 г. N 409; приказ МЧС России "Об утверждении Порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам федеральной противопожарной службы" от 30 марта 2011 г. N 154; приказ ФМС России "Об утверждении Инструкции о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к Федеральной миграционной службе" от 26 июня 2008 г. N 172; приказ МВД России "Об установлении выплаты денежного вознаграждения за классную квалификацию военнослужащим внутренних войск МВД России" от 24 августа 2006 г. N 673 и др.
*(6) В соответствии с п. 101 Руководства к постоянному составу высшего военно-учебного заведения относятся руководящий, научно-педагогический (преподавательский состав и научные работники), инженерно-технический, административно-хозяйственный и инструкторский составы, командиры подразделений слушателей и курсантов, производственный и учебно-вспомогательный персонал, а также военнослужащие и гражданский персонал воинских частей, подразделений и служб обеспечения и обслуживания.
*(7) URL: http://правительство.рф/gov/results/17667/ (дата обращения: 25.01.2012).
*(8) URL: http://www.stat.doc.mil.ru/documents/extended_search/more.htm?id=10912179 @egNPA (дата обращения: 08.02.2012).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования вправе получать надбавку за классную квалификацию
Авторы
Р.А. Трощенко - преподаватель кафедры филиала ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина", подполковник, юрист
В.Л. Деденев - заместитель начальника кафедры филиала ВУНЦ ВВС "ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина", полковник
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 4