Еще раз к вопросу о праве военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения в собственность бесплатно
Особый специфический характер военной службы, на что неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, обусловливает предоставление особых социальных гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в том числе гарантий по жилищному обеспечению. Такие гарантии установлены ст.ст. 15, 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
В последние годы высшие должностные лица Российской Федерации (Президент и Председатель Правительства) неоднократно давали публичные обещания о том, что до конца 2012 г. все военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в жилых помещениях, будут обеспечены за счет средств федерального бюджета жильем для постоянного проживания. И следует заметить, что за последние годы государство действительно много сделало для практической реализации этих социальных гарантий, в результате чего десятки тысяч военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей смогли получить долгожданное и гарантированное им законами жилье для постоянного проживания в избранном месте жительства, что, безусловно, повышает престиж военной службы и укрепляет веру "служивых людей в погонах" в реальную действенность законов и правовых гарантий государства по их социальной и правовой защите.
В то же время очевидно, что далеко не все из тех военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в получении жилых помещений от государства, смогут их получить реально до конца 2012 г. и даже в ближайшие 2-3 года. При этом, автор хотел бы обратить внимание на два внешне малозаметных, но очень важных обстоятельства: 1) в настоящее время большинство жилых помещений для постоянного проживания предоставляются военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, только лишь по договорам социального найма (исключение составляют категории военнослужащих, указанные в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", порядок предоставления которым жилья в собственность установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512); 2) до окончания установленного законами Российской Федерации периода (до 1 марта 2013 г.) бесплатной приватизации гражданами Российской Федерации того жилья, в котором они сейчас проживают (или которое будет им предоставлено по договорам социального найма в ближайшее время), осталось уже менее одного года. Таким образом, существуют объективные условия, свидетельствующие о том, что не все военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, смогут реализовать гарантию, установленную п. 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", о безвозмездном получении в собственность занимаемых жилых помещений.
В то же время для отдельных категорий военнослужащих-граждан законодатель предусмотрел предоставление в соответствии с их волеизъявлением жилых помещений непосредственно в собственность. Так, согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Постановление N 512).
При этом, как автором указывалось в предыдущих публикациях:
- конструирование законодателем норм п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" свидетельствует о том, что им отнесены к субъектам права на предоставление гарантии, предусмотренной абз. 12 п. 1 ст. 15 данного Закона, только категории военнослужащих, указанные в абз. 5-7 п. 1 ст. 15 этого Закона. Вопрос об отнесении к субъектам этого права военнослужащих, проходящих военную службу в закрытых военных городках, является дискуссионным;
- Постановлением N 512 не предусмотрено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу. В то же время напомним, что уже в первой редакции п. 1 ст. 15 вышеназванного Закона была установлена гарантия, в соответствии с которой военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. О том, что такого механизма не было предусмотрено, не раз писалось на страницах нашего журнала. На практике при возникновении соответствующих оснований (достижение определенной выслуги лет, увольнение с военной службы по указанным выше основаниям) такие военнослужащие признавались в установленном порядке, в том числе после 1 марта 2005 г., по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, а после предоставления жилых помещений имели право их приватизировать.
В настоящее время имеется достаточно большое количество граждан, уволенных с военной службы, которые:
- в период прохождения военной службы относились к военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями;
- были уволены с военной службы после 1 марта 2005 г. по "льготным" основаниям и при наличии общей продолжительности выслуги 10 лет и более;
- были перед увольнением признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 51);
- до настоящего времени жилое помещение не получили.
Таким образом, на указанных граждан при прохождении военной службы в полной мере распространялась гарантия, установленная абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Указанная гарантия по отношению к ним не была реализована по независящим от них причинам. С учетом того, что жилые помещения им до настоящего времени не предоставлены, логично предположить, что на них должен распространяться механизм, установленный Постановлением N 512. Однако из буквального толкования норм указанного Постановления этого не следует.
Следует предположить, что уполномоченные органы и будут применять Постановление N 512 буквально, т.е. к тем военнослужащим, которые после подачи предусмотренного Постановлением заявления и документов будут поставлены на соответствующий учет*(1). В связи с изложенным автор предлагает дополнить Постановление N 512 нормой о том, что оно распространяет свое действие на указанных выше граждан, уволенных с военной службы.
Таким образом, фактически с 1 марта 2013 г. право на безвозмездное получение жилого помещения в собственность будут иметь только военнослужащие, указанные в абз. 12 п. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Другие военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, если не будет установлен правовой механизм (не в порядке приватизации) реализации гарантии, предусмотренной п. 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", такого права иметь не будут, что безусловно, по мнению автора, является дискриминацией.
На страницах журнала автор не раз обращался к проблемам жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и оставшихся проживать в закрытых военных городках, которые не были (хотя и имели на это право в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих") оставлены в списках очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы, встали на учет в органах местного самоуправления после 1 января 2005 г., стоят многие годы в очереди на получение ГЖС как "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков"*(2). Такие граждане не включены в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, и не имеют правовой возможности быть включенными в указанный реестр, что не позволяет им претендовать на получение жилых помещений по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации. На них не распространяются нормы Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ, п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Представляется, что при наличии выслуги 20 календарных лет и более, вне зависимости от основания увольнения, государство должно через федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, обеспечить таких граждан жилыми помещениями, в том числе непосредственно в собственность, в избранных местах жительства. Безусловно, реализация такого предложения потребует внесения изменений в законодательство. Автором предлагается: распространить гарантию, предусмотренную п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на всех фактически нуждающихся в жилых помещениях (в том числе в порядке переселения из закрытого военного городка) граждан, уволенных с военной службы и имеющих выслугу лет в календарном исчислении 20 лет и более (вне зависимости от основания увольнения). При этом, предусмотреть, что в отношении таких граждан, не вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 1 января 2005 г., их учет в целях реализации гарантии, предусмотренной п. 2.1 ст. 15 вышеназванного Закона осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Эти же органы непосредственно реализуют указанную законодательную гарантию за счет выделенных им средств федерального бюджета.
П.В. Ильменейкин,
юрист
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ильменейкин П.В. Свет в конце туннеля (комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512) // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 10.
*(2) См., напр.: Ильменейкин П.В. Важные новации нового Закона по жилищному обеспечению граждан, уволенных с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 3; Его же. О новациях в правовом регулировании жилищного обеспечения военнослужащих // Там же. N 1 и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Еще раз к вопросу о праве военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на получение жилого помещения в собственность бесплатно
Автор
П.В. Ильменейкин - юрист
"Право в Вооруженных Силах", 2012, N 4