Контроль за состоянием условий труда
В статье рассматриваются вопросы формирования эффективной системы контроля за условиями и охраной труда.
Обеспечение социальных гарантий трудящихся в области охраны труда - одно из базовых направлений реализации социальной политики государства.
Состояние системы управления охраной труда
Система управления охраной труда, надзора и контроля за ней за годы проведения экономических реформ в России претерпела существенные изменения. Значительно устарела и перестала соответствовать реалиям современных трудовых отношений нормативная правовая база, регулирующая трудовые отношения. Не создана эффективная система стимулирования для работодателей, которая позволяла бы заинтересовывать их в создании благоприятных и безвредных условий на производстве. На многих предприятиях ликвидированы службы охраны труда либо существенно сокращена численность работников этих служб, а современные руководители не обладают достаточной компетентностью по вопросам требований техники безопасности и создания здоровых и безопасных условий труда.
Вместе с тем ежегодно на производстве травмируется 300-400 тыс. человек, из них 7-8 тыс. человек погибают и около 12-14 тыс. человек получают тяжелые увечья и становятся инвалидами. По данным МОТ, уровень травматизма в России в несколько раз выше, чем в США, Великобритании и в большинстве стран Евросоюза.
Формирование эффективной системы контроля за условиями и охраной труда - важнейший механизм обеспечения социальной защиты работающего населения.
Благодаря комплексу предпринимаемых в последние годы мер, включая результаты надзорно-контрольной деятельности Роструда и его территориальных органов - государственных инспекций труда, начиная с 2010 года в Российской Федерации удается сохранить позитивную тенденцию снижения уровня производственного травматизма в целом. Так, количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве за 9 месяцев 2011 года сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года почти на 3,9%.
Анализ условий труда
Вместе с тем, анализ статистических данных и результатов работы государственных инспекций труда свидетельствует, что в целом состояние условий труда во многих организациях и отраслях экономики Российской Федерации следует квалифицировать как неудовлетворительное.
Анализ статистических данных свидетельствует, что с 2004 года в организациях, охваченных статистическим наблюдением, произошло увеличение относительной численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которая к началу 2011 года достигла 29% от общей численности работающих.
Подтверждением неудовлетворительного состояния условий и охраны труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации являются данные государственных инспекций труда. В частности, по сведениям госинспекций труда в 2008-2011 годах в соответствии с установленным Минздравсоцразвития России порядком работодателями были представлены в государственные инспекции труда сведения о проведении аттестации рабочих мест. При этом условия труда на 2,1 млн. рабочих мест были квалифицированы как вредные и (или) опасные, либо не соответствующие установленным требованиям по травмобезопасности или обеспеченности средствами индивидуальной защиты.
Следует отметить также, что, по данным Росстата, к началу 2011 года в сравнении с 2004 годом в организациях, охваченных статистическим наблюдением, относительная численность работников, которым фактически установлен хотя бы один вид гарантий и компенсаций, увеличилась и составила в целом по России 41,7% от общего числа работающих в указанных организациях. При этом следует отметить, что в последние годы относительная численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, существенно превышает относительную численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.
На что работодатели тратят деньги?
Анализ результатов работы госинспекторов труда и приведенных статистических данных свидетельствует, что увеличение относительной численности работников, которым предоставляется хотя бы один вид гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, является следствием сложившейся тенденции замены в организациях системной работы по улучшению условий труда предоставлением тех или иных компенсаций, чаще предоставлением дополнительных дней к отпуску. Этот вывод подтверждается и статистическими сведениями о реальных расходах, производимых работодателями на предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда (включая расходы на приобретение средств индивидуальной защиты), которые в 2010 году увеличились и в целом по Российской Федерации составили почти 102,6 млрд. руб.
Представляется, что сложившиеся общие тенденции ежегодного увеличения расходов на предоставляемые работникам гарантии и компенсации при наличии отрицательной динамики изменения состояния условий труда работников фактически свидетельствуют о том, что работодателями зачастую принимаются решения о предоставлении работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций независимо от реальных условий труда на их рабочих местах, даже если они соответствуют требованиям охраны труда, с последующим отнесением произведенных затрат на себестоимость производимой продукции.
И даже в тех случаях, когда предоставляется возможным осуществить конкретные мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет иных источников и привлекаемых средств, работодатели идут на это весьма неохотно. В частности, анализ структуры расходов Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников свидетельствует о том, что расходы на мероприятия по приведению работодателями уровней запыленности и загазованности на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда составляет ежегодно менее 3% от общей суммы использованных средств, тогда как, например, к началу 2011 года удельный вес работников, занятых в условиях запыленности и загазованности, составлял 34,7% от общего количества занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, или 1,24 млн. человек.
Заплатить штраф, но не устранять нарушения!
В целях обеспечения реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда государственными инспекциями труда проводится системный надзор и контроль за состоянием условий и охраны труда в подконтрольных хозяйствующих субъектах, основной формой которого продолжает оставаться проведение проверок соблюдения требований законодательства об охране труда в организациях. Такие проверки организуются в целях выявления и последующей локализации выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Наиболее распространенные нарушения, выявляемые госинспекторами труда, относятся к вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, квалификации специалистов по охране труда на производстве, а также проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Как правило, в случае выявления подобных нарушений, виновные лица привлекаются к административной ответственности в пределах установленных полномочий. Однако размер санкции, налагаемой госинспекторами труда на лиц, виновных в непроведении аттестации рабочих мест, не сопоставим с размером оплаты услуг за проведение аттестации рабочих мест, устанавливаемым аттестующими организациями. В этой связи имеются не единичные случаи, когда работодателями уплачивается штраф, наложенный госинспекторами труда, в том числе за невыполнение их предписаний, но правонарушение, связанное с непроведением аттестации рабочих мест, остается не устраненным. При этом в соответствии с действующим законодательством в таких случаях у госинспектора труда фактически отсутствует возможность дополнительного принуждения работодателя обеспечить выполнение своего требования.
Начиная с сентября 2008 года, количество работодателей, представивших в Роструд сведения о проведенной аттестации рабочих мест, аттестация рабочих мест по условиям труда составляет менее чем 1% от общего количества зарегистрированных в установленном порядке хозяйствующих субъектов.
Информация - сила!
Вместе с тем, очевидно, что аттестующие организации располагают абсолютными сведениями о фактическом количестве хозяйствующих субъектов, на которых ими была проведена аттестация рабочих мест, и обладают исчерпывающей информацией об условиях труда на этих предприятиях. Такими сведениями в настоящее время не располагает ни один орган исполнительной власти, включая государственные инспекции труда. При этом вышеупомянутые аттестующие организации, согласно действующему законодательству, не обязаны представлять сведения о проведенной ими аттестации в уполномоченные государственные органы.
Эти обстоятельства могли бы быть учтены посредством внесения соответствующих норм в новую редакцию Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, в которой целесообразно было бы также установить, что сведения о результатах проведенной аттестации рабочих мест должны представляться аттестующими организациями.
В свою очередь, государственные инспекции труда могли бы предоставлять аккредитованным в установленном порядке аттестующим организациям сведения о хозяйствующих субъектах, к руководителям которых предъявлены требования о необходимости проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Распространенные нарушения
В ходе проводимых госинспекторами труда проверок по вопросам проведения аттестации рабочих мест достаточно часто выявляются факты нарушения установленного порядка проведения и оформления ее результатов. Весьма распространены случаи, когда по итогам проведенной аттестации в течение длительного времени не разрабатываются соответствующие мероприятия по улучшению условий и охраны труда, а работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не предоставляются предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации.
По состоянию на 1 ноября 2011 года в результате проведенных проверок в 433 организациях, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда выявлены несоответствия и (или) нарушения, касающиеся требований, критериев и условий аккредитации в 84 аккредитованных аттестующих организациях, которые расположены в 36 субъектах Российской Федерации.
Наиболее распространенные несоответствия и (или) нарушения, выявленные в ходе проверок:
- отсутствие в аттестующей организации средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для проведения комплекса исследований и измерений производственных факторов, определенных гигиеническими критериями;
- отсутствие в организации соответствующих штатных или внештатных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и необходимый стаж практической работы в заявленной области аккредитации, а также прошедших специальную подготовку;
- отсутствие руководства по качеству измерительных и оценочных работ испытательной лаборатории, заверенного подписью руководителя организации (его заместителя) и печатью организации или его несоответствие требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" [1].
Аттестующие тоже нарушают
В результате проведенных проверок в 304 организациях, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда выявлены несоответствия и (или) нарушения, касающиеся требований, критериев и условий аккредитации в 48 аккредитованных аттестующих организациях, находящихся в 31 субъекте Российской Федерации.
В связи с нарушениями, выявленными государственными инспекциями труда в ходе проведения проверок аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, Минздравсоцразвития России из Реестра аккредитованных организаций были исключены 9 организаций.
Таким образом, действующая система оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда с привлечением аттестующих организаций требует дальнейшего совершенствования и не позволяет в полном объеме государственным органам по охране труда осуществлять эффективный контроль за состоянием условий труда работников организаций Российской Федерации.
Государственная экспертиза труда
Представляется, что в настоящее время весьма актуальным является скорейшее решение вопросов надлежащего нормативного обеспечения проведения государственной экспертизы условий труда.
Сейчас проведение государственной экспертизы условий труда регламентировано ст. 216.1 ТК РФ, устанавливающей и разделяющей полномочия Роструда и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Однако соответствующей нормативно-правовой базы, определяющей взаимодействие Роструда и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части экспертизы условий труда, до сих пор не разработано, а ранее действовавшие в Российской Федерации нормативные правовые акты по данному вопросу фактически не могут применяться, так как они противоречат нормам действующего законодательства.
Таким образом, в настоящее время нормы трудового законодательства в части реализации указанного важнейшего инструментария обеспечения здоровых и безопасных условий труда фактически носят лишь декларативный характер, а у государственных инспекций труда практически отсутствует реальная возможность обратиться в необходимых случаях за проведением государственной экспертизы условий труда.
В этой связи следует учитывать требования Федерального закона от 28.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011), устанавливающие, что госинспекторами труда при необходимости могут привлекаться к проведению мероприятий по контролю (надзору) эксперты и экспертные организации, исключительно аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689 утверждены Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, в соответствии с которым полномочия по аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к мероприятиям по контролю (надзору) в трудовой сфере, предоставлены Роструду.
Очевидно, что привлечение компетентных экспертов для проведения независимой экспертизы, например, результатов проведенной аттестации рабочих мест, позволяет увеличить эффективность обеспечения контроля за состоянием условий труда работников организаций РФ со стороны государства и в целом содействовать совершенствованию механизмов охраны труда в Российской Федерации. Роструд готов к открытому диалогу.
Библиографический список
1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" / [Электронный ресурс] Url: http://www.gametest.ru/doc/sw/17025_2006.pdf. Дата обращения 12.04.2012.
А. Селиванов,
заместитель руководителя Федеральной службы
по труду и занятости России
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107