Социальные сети: возможности для поиска и подбора персонала
В статье дается анализ аудитории и характеристика социальных сетей в России и мире, приводятся возможности, которые дают социальные сети для HR-специалистов как в плане рекрутмента, так и для построения HR-бренда компании.
Социальные сети как новый канал коммуникаций
Социальные сети на данный момент становятся новым каналом коммуникаций не только для непосредственных пользователей социальных сетей, но и для коммуникаций уровня . Именно социальные сети, при достижении определенного уровня насыщенности традиционных каналов коммуникаций на рынке
, становятся новыми точками роста при продвижении бренда компаний, в том числе и HR-бренда. Подтверждение данным тезисам легко найти в аналитике рынка рекламы, который наиболее чувствителен к показателям вовлеченности аудитории в тот или иной канал коммуникации. Так, в конце 2011 года eMarketer прогнозировал, что общая выручка социальных сетей от рекламы по итогам 2011 года достигнет 5,54 млрд. долл., а к 2013 году объем рынка рекламы в социальных сетях удвоится [1]. Данные показатели являются лидирующими по сравнению с теми, что дают традиционные каналы коммуникаций.
Термин "социальная сеть" был введен задолго до появления Интернета и собственно современных интернет-сетей еще в 1954 году социологом из "Манчестерской школы" Джеймсом Барнсом. Во второй половине ХХ века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на Западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции Веб 2.0, которую как понятие впервые ввел Тим О'Рейли 30 сентября 2005 года в своем блоге, в статье "Что такое Веб 2.0. Новое поколение Интернета и софта, выросшее после краха дот-комов, приносит радикально иные модели работы, взаимодействия с пользователями и бизнеса" [2].
Первые компьютерные социальные сети появились стараниями все тех же групп людей, использовавших для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, а именно: электронную почту. 2 октября 1971 года на удаленный компьютер было отправлено первое сообщение, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных интернет-сетей.
Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат) - сервисной системы для общения в режиме реального времени. IRC (или "ирка", как ее еще называют) была создана в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом. Из изобретения компьютеров, электронной почты, IRC и др. возникло изобретение Интернета: 7 августа 1991 года британский ученый Тим Бернерс-Ли впервые опубликовал первые интернет-странички и сделал тем самым следующий шаг к современным социальным сетям.
А в 1995 году появилась первая, приближенная к современным социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 млн. людей, преимущественно из США и Канады. Концепция Classmatesоказалось успешной, и с 2005 года она развивается и уже не только в пределах этой сети появились такие мировые гиганты, как MySpace, FaceBook, Beboи LinkedInили гиганты Рунета "Одноклассники.ру", "ВКонтакте", "МойМир" и "МойКруг" [3].
Стоит отдельное внимание уделить росту аудитории социальных сетей в России. По данным Pew Research Center, Россия является второй страной в мире по темпам роста аудитории социальных сетей (первое место занимает Египет). По данным Pew Research Center, аудитория социальных сетей в России растет на 10% в год. Данные темпы позволяют России занимать второе место в мире по динамике аудитории социальных сетей (первое место занимает Египет с темпами роста в 11%). Если же сравнивать аудитории наиболее популярных в России социальных сетей, то по размеру аудитории наиболее популярной в России является социальная сеть "ВКонтакте", чья ежедневная аудитория превышает ежедневную аудиторию любого другого интернет-ресурса в России [4].
Социальные сети как инструмент рекрутинга
Можно выделить четыре наиболее активно использующихся на данный момент инструмента для поиска и подбора персонала в социальных сетях:
1. Официальные страницы и группы компаний в социальной сети. Данный инструмент, при его невысокой эффективности в плане построения HR-бренда компаний, наиболее распространен на рынке. Автор статьи проанализировал несколько групп и страниц крупных рекрутинговых агентств в социальной сети "Вконтакте". Например, одно из крупнейших на рынке СНГ кадровых агентств имеет на данный момент не более 900 подписчиков (при численности самой компании в 1000 сотрудников). Следует отметить, что страница компании и группа компании имеют ряд особенностей в плане построения коммуникаций с аудиторией, которые не всегда учитываются компаниями. Официальная страница компании предназначена для односторонней коммуникации и подходит скорее для выпуска официальных релизов компании, а группа компании в социальной сети, ввиду больших коммуникационных возможностей, используется уже для построения двусторонней связи "компания-пользователь".
2. Таргетированная реклама. Реклама в социальной сети становится одним из наиболее популярных способов продвижения товаров и услуг в социальной сети. Существует ряд ограничений, которые следует учитывать при работе с данным инструментом: во-первых, таргетированная реклама, так как она является одним из немногих способов увеличения трафика внутри социальной сети, является достаточно дорогим инструментом. Средняя "стоимость" привлеченного пользователя может достигать 30-50 руб., что значительно выше аналогичной стоимости для других интернет-ресурсов. Во-вторых, рекламе вакансий придется "соперничать" с рекламой товаров и услуг, более популярных среди пользователей, например, электроники. Среди наиболее активных на рынке таргетированной рекламы вакансий в социальных сетях можно выделить такие сегменты, как банки и финансовые институты, консалтинговые компании, ритейл и телеком.
Автором был проведен опрос 10 рекрутеров, пользующихся данным инструментом поиска и подбора персонала, в результате которого были выявлены следующие проблемы:
а) проблема выбора подрядчика (эффективных SMM-агентств на рынке на данный момент представлено не так много);
б) сложность обоснования данного канала привлечения кандидатов перед руководством и выделение соответствующего бюджета;
в) отсутствие навыков работы с данным инструментом у самих рекрутеров.
3. Личное общение. Рекрутеры все чаще размещают открытые в их компаниях вакансии у себя в статусах. Данный инструмент рассчитан на то, что текст разместят у себя "друзья" рекрутера, что в свою очередь расширит аудиторию, узнавшую о вакансии. Инструмент, по мнению автора, не является эффективным ввиду ограниченности круга "друзей" того или иного рекрутера в социальной сети и его непрофильности. Например, если рекрутер работает на рынке массового подбора производственного персонала, с большой долей вероятности можно говорить о том, что вряд ли у него в "друзьях" окажется достаточное число пользователей, заинтересованных в таком развитии карьеры.
4. Специализированные приложения. Данный инструмент является одним из самых быстро растущих в плане аудитории пользователей и внимания со стороны рекрутеров. Так, например, американский start up BranchOut, запущенный в июле 2010 года в социальной сети Facebook, на данный момент насчитывает более 10 млн. пользователей ежемесячно по всему миру, 750 тыс. пользователей ежедневной аудитории. Возможности сервиса максимально способствуют автоматизации процесса рекрутмента в социальных сетях. В России на данный момент также появляются подобные сервисы, наиболее популярным из которых является Pruffi, дающее возможность разместить вакансию одновременно в 3 социальных сетях, а также доступное как приложение для мобильных платформ iOs и Android.
В апреле 2012 года состоялся релиз нового сервиса по поиску и подбору персонала в социальных сетях Smart Start, который предоставляет компаниям все возможности стандартного ресурса интернет-рекрутмента, соединенные с возможностями социальной сети. В частности, новое приложение позволяет пользователям, не выходя из социальной сети, откликаться на вакансии, рекомендовать вакансии "Друзьям", рассказывать об интересных вакансиях на своей публичной странице. При этом приложение позволяет компаниям-работодателям не открывать доступ к социальным сетям на корпоративных компьютерах для сотрудников HR-отделов: управлять вакансиями и просматривать отклики возможно через административную панель, вынесенную на отдельный сервер.
Возможности социальных сетей и потребности рынка
Таким образом, можно сделать вывод, что использование социальных сетей в рекрутинге пока еще не набрало полной мощности, но есть разные варианты предложений как по поиску и подбору персонала в социальных сетях, так и по поиску работы соискателями в соответствии со спросом на данные услуги. Это подтверждается исследованиями рынка. Так, опрос портала SuperJob"Используете ли Вы социальные сети для подбора персонала?" [5] показал следующие результаты:
- 11% - "Да, используем для поиска и проверки";
- 19% - "Да, для поиска";
- 12% - "Да, для проверки";
- 58% - "Нет, не используем".
В исследовании Kelly Global Workforce Index [6] отмечено:
- 1% респондентов находят работу через социальные сети (мир);
- 17% респондентов выразили беспокойство по поводу того, что материалы с личной страницы могут повредить их карьере;
- 24% участников опроса полагают, что проявление активности в социальных сетях способствует карьерному продвижению.
Опрос компании Smart Start "Когда Вы начинали работать?" показал, что более 60% респондентов находят первое место работы еще на 1-2 курсах обучения в вузе, что, несомненно, ведет нас к тому, что социальные сети как наиболее комфортная среда для данной целевой аудитории являются именно тем "местом", где компаниям необходимо искать точку роста для активности на рынке рекрутмента. То же самое утверждение можно отнести и к построению HR-бренда компании, ведь соискатели наиболее лояльны именно к тем компаниям, кто готов вступать с ними в диалог на одном языке, и в скором времени это будет язык социальной сети.
Библиографический список
1. Social Network Ad Revenues to Reach $10 Billion Worldwide in 2013. October 5, 2011 // http://www.emarketer.com/Article.aspx?R=1008625.
2. O'Reilly Т. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html.
3. Семенов Н.А. Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации // ADVERTOLOGY.RU [Электронный ресурс] URL: http://www.advertology.ru.
4. Социальные сети быстрее всего росли в Египте и России [Электронный ресурс] URL: http://glavred.info.
5. Работодатели не ищут сотрудников в соцсетях [Электронный ресурс] URL: http://www.superjob.ru.
6. Соискатели не верят в социальные сети как в эффективный способ найти работу [Электронный ресурс] URL: http://www.kellyservices.ru.
7. Материалы сайтов: vk.com/smart_start, http://habrahabr.ru.
А. Свинин,
CEO Smart Start, аспирант РУДН
Словарь рекрутинга
Социальная сеть (англ. social network) - социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними.
"Кадровик. Рекрутинг для кадровика", N 6, июнь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107