Комментарий к приказу Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 30.03.2012 N 203 "О внесении изменений в Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67"
Согласно нормам п. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Таким образом, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, должно осуществляться по итогам проведения конкурса или аукциона.
Исключением из данного правила является предоставление имущества на условиях, обозначенных в п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. Согласно нормам этого пункта вышеобозначенные договоры могут быть заключены автономным учреждением и не по результатам проведения конкурсов или аукционов, в частности, если имущество передается:
1) на основании международных договоров РФ (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
3) государственным и муниципальным учреждениям;
4) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утверждены Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 N 67 (далее - Порядок N 67). Приказ ФАС РФ от 30.03.2012 N 203*(1) внес изменения в Порядок N 67. В чем заключается суть внесенных коррективов?
С целью организации торгов на официальном сайте размещается информация - извещение об их проведении. Порядком N 67 установлен срок, в течение которого данное извещение должно быть выложено на сайте. Согласно положениям нового п. 29 Порядка N 67 извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за 30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Ранее извещение о проведении конкурса размещалось на сайте не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. То есть сейчас срок размещения извещения на сайте увеличен и у потенциальных участников конкурса больше шансов в нем поучаствовать.
В разделе VII Порядка N 67 прописаны требования, которые предъявляются к конкурсной документации. В частности, она должна разрабатываться организатором конкурса или специализированной организацией и утверждаться организатором конкурса, должна содержать требования к техническому состоянию государственного или муниципального имущества (права на которое передаются по договору), которым это имущество должно соответствовать на момент окончания срока договора.
Конкурсная документация может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками конкурса поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками конкурса выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.
В пункте 40 Порядка N 67 указана информация, которая должна содержаться в конкурсной документации, помимо той, которая должна быть еще в извещении о проведении конкурса. В подпункте 14 этого пункта говорится о сроках подписания договора.
Для справки. Согласно нормам п. 13 Порядка N 67 конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами РФ заявкам на участие в конкурсе (далее - вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе), определение участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения договора, протокола об отстранении заявителя или участника конкурса от участия в конкурсе (п. 13 Порядка N 67).
Прежняя редакция пп. 14 п. 40 Порядка N 67н предусматривала, что конкурсная документация, помимо сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать срок с даты подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект договора. В новой редакции этот подпункт звучит следующим образом: конкурсная документация, помимо сведений, содержащихся в извещении о проведении конкурса, должна содержать срок, в течение которого должен быть подписан проект договора, составляющий не менее 10 дней со дня размещения на официальном сайте торгов протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае, если конкурс признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе либо признания участником конкурса только одного заявителя. Таким образом, новая редакция пп. 14 п. 40 Порядка N 67 регулирует сроки подписания проекта договора, в случае если количество участников конкурса было ограничено одним лицом либо из всех поданных заявок лишь одна отвечает условиям конкурса. Ранее при таких условиях конкурс признавался несостоявшимся и проводился вновь.
Последствиям признания конкурса несостоявшимся посвящен раздел XV Порядка N 67. Согласно новым нормам п. 101 Порядка N 67 в случае если конкурс признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе либо участником конкурса признан только один заявитель, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, а также с лицом, признанным единственным участником конкурса, организатор конкурса обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса.
В случае если конкурс признан несостоявшимся по иным причинам, организатор вправе объявить о проведении нового конкурса либо аукциона в установленном порядке. При этом в случае объявления о проведении нового конкурса организатор может изменить условия конкурса (п. 102 Порядка N 67 в новой редакции).
Старая редакция раздела XV Порядка N 67 (включала в себя п. 101 и 102) гласила, что, в случае если конкурс признан несостоявшимся, организатор вправе объявить о проведении нового конкурса либо аукциона в установленном порядке, при этом он может изменить условия конкурса.
На наш взгляд, введение нормы о возможности заключения договора с единственным участником конкурса либо с участником, подавшим единственную заявку, отвечающую условиям конкурсной документации, вполне рационально, поскольку шансы на заключение договора при проведении конкурса вторично на тех же условиях почти равны нулю. И получалось, что заказчики вынуждены были менять условия проведения конкурса, чтобы по результатам конкурсной процедуры выявить несколько участников и из них выбрать лицо, с которым следует заключить договор. Это не всегда способствовало объективной оценке участников конкурса и заключению договора на желаемых условиях, поскольку условия приходилось формировать под потенциальных участников.
По результатам конкурса с победителем заключается договор на условиях, указанных в поданной участником конкурса заявке и в конкурсной документации (п. 98 Порядка N 67). При заключении и (или) исполнении договора его цена не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором. Прежняя редакция этого пункта не предполагала изменения (увеличения) цены договора.
В условия проведения аукциона были внесены следующие изменения. По новым правилам извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (п. 103 Порядка N 67 в новой редакции). Ранее этот срок ограничивался 30 днями.
Путем внесения изменений в пп. 14 п. 114 Порядка N 67 законодатель ограничил срок, который должен быть указан в аукционной документации для подписания проекта договора, если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя. Так, документация об аукционе, помимо сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, теперь должна содержать срок, в течение которого должен быть подписан проект договора. Этот срок должен составлять не менее 10 дней со дня размещения на официальном сайте торгов протокола аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо участником аукциона признан только один заявитель.
В случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона (п. 151 Порядка N 67). В случае если аукцион признан несостоявшимся по иным основаниям, организатор вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса в установленном порядке. При этом в случае объявления о проведении нового аукциона, конкурса организатор может изменить условия проводимого ранее аукциона (п. 152 Порядка N 67).
Из ранее применявшихся пунктов следовало, что, если аукцион признан несостоявшимся, организатор вправе объявить о проведении нового аукциона либо конкурса в установленном порядке, при этом организатор может изменить условия проводимого ранее аукциона.
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, июль-август, 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ вступил в силу 12.06.2012. Новая редакция Порядка N 67 применяется с этой даты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"