Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 01.06.2012 N 541 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" утверждено положение, которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными автономными учреждениями (далее - Положение), за исключением:
а) федерального имущества, изъятого из оборота;
б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также документов, включенных в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд;
в) федерального имущества, расположенного за пределами РФ.
Под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2012 N 541 в данный порядок внесены изменения. Суть этих изменений заключается в следующем:
1. Детализирован перечень учреждений, на которые распространяются нормы Положения при списании имущества.
Автономным учреждениям будет интересно, что теперь Положение применяется и в отношении подведомственных государственным академиям наук автономных учреждений (внесение изменений в абз. 1 п. 1).
2. Уточнен перечень имущества, решение о списании которого принимается учреждением самостоятельно либо по согласованию с учредителем. В действующей сейчас редакции Положения (п. 3) сказано, что решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:
а) федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
б) федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Новая редакция этого пункта содержит более детальную информацию о том, в отношении какого имущества автономного учреждения какое решение принимается. Так, "новый" п. 4 Положения в отношении автономного учреждения предусматривает следующее. Решение о списании принимается в отношении:
- федерального движимого имущества, находящегося у подведомственных государственным академиям наук учреждений на праве оперативного управления, учреждениями самостоятельно, за исключением движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный государственными академиями наук, и списание которого подлежит согласованию с ним;
- федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у подведомственных государственным академиям наук учреждений на праве оперативного управления, - по согласованию с государственными академиями наук;
- федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными автономными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - учреждениями самостоятельно;
- федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными автономными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных автономных учреждений;
- федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у федеральных автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у федеральных бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия (далее - комиссия).
Комиссия осуществляет следующие полномочия:
а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и об эффективности его восстановления, о возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;
в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества.
В случае отсутствия в организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.
Исходя из новой редакции Положения если договором, заключенным между организацией, в которой создана комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется:
- федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), его территориальным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом РФ, его территориальным органом, федеральным казенным учреждением - в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения их функций;
- федеральным бюджетным учреждением - за счет собственных средств либо - в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;
- иными организациями - за счет собственных средств.
В отношении автономных учреждений никаких изменений в п. 8 Положения не произошло. Оплата работы эксперта, который приглашается для работы в комиссии, производится автономным учреждением за счет собственных средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности.
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, июль-август, 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"