В соответствии с п. 10 ст. 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет. Они подлежат отражению на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных ОФК, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований в порядке, установленном Минфином. Таким образом, учреждение УИС по коду вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность" отражает только доходы, получаемые от реализации готовой продукции. Разъясните, как с 1 января 2012 года следует учитывать расходы, связанные с осуществлением платной деятельности по выпуску готовой продукции (в частности, товаров народного потребления), изготавливаемой в производственных мастерских осужденными учреждений исполнения наказания?
В соответствии с п. 134-140 Инструкции N 157н*(1) для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) введен счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг", который детализирован следующими аналитическими счетами:
- 109 60 "Себестоимость готовой продукции, работ, услуг";
- 109 70 "Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг";
- 109 80 "Общехозяйственные расходы";
- 109 90 "Издержки обращения".
Распределение производственных затрат на прямые и накладные, а также база распределения устанавливаются учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.
Если учредитель не определил перечень расходов, относящихся к прямым, и не установил способ распределения накладных и общехозяйственных расходов, при самостоятельном распределении нужно учитывать следующие нормы Инструкции N 157н.
Прямые затраты - это затраты, непосредственно связанные с производством (выполнением, оказанием) одного (единственного) вида готовой продукции (работ, услуг). В большинстве случаев прямыми бывают материальные затраты, потраченные на одну единицу продукции или одну оказанную услуги (например, при пошиве специальной одежды - расходы на приобретение ткани, пуговиц, молний, кнопок, ниток, идущих на один костюм). Коммунальные расходы, расходы на амортизацию, услуги связи и др. будут являться накладными, расходы на управление учреждением - общехозяйственными. Поскольку накладные и общехозяйственные расходы - это затраты, которые производятся в рамках изготовления нескольких видов продукции (работ, услуг), их размер, относимый на конкретное изделие или услугу, может определяться только расчетным путем.
Для справки. При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, выполнении одного вида работ, оказании одного вида услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к прямым затратам.
Пунктом 134 Инструкции N 157 предусмотрено несколько способов распределения накладных и общехозяйственных расходов:
1) пропорционально прямым затратам: по оплате труда, материальным затратам и др.;
2) пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
3) пропорционально показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Пример 1
Казенное учреждение, исполняющее наказания в виде лишения свободы, занимается пошивом специальной одежды (костюмов мужских х/б, женских халатов) и обуви. В III квартале 2012 г. оно произвело следующие расходы (все цифры условные):
Наименование расходов | Пошив спецодежды | Пошив обуви |
Прямые расходы (руб.) | ||
Ткань, кожзаменитель | 150 000 | 60 000 |
Нитки, пуговицы, пряжки, молнии | 15 000 | 6 000 |
Итого | 165 000 | 66 000 |
Накладные расходы (руб.) | ||
Амортизация производственного оборудования | 15 000 | |
Водоснабжение цехов | 5 000 | |
Электроэнергия цехов | 35 000 | |
Теплоэнергия цехов | 25 000 | |
Итого | 65 000 | |
Общехозяйственные расходы (руб.) | ||
Заработная плата обслуживающего персонала | 50 000 | |
Начисления на заработную плату | 15 000 | |
Итого | 65 000 |
Учетной политикой учреждения установлено, что в 2012 г. накладные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально прямым материальным расходам.
Определим соотношение прямых затрат по материальным запасам:
- одежда: 165 000 руб. / (165 000 + 66 000) руб. х 100% = 71,43%;
- обувь: 66 000 руб. / (165 000 + 66 000) руб. х 100% = 28,57%. Пропорциональное соотношение накладных и общехозяйственных расходов будет следующим:
Наименование расходов | Специальная одежда | Специальная обувь |
Накладные расходы | ||
Амортизация оборудования | 15 000 руб. х 71,43% / 100% = 10 714,50 руб. | 15 000 руб. х 28,57% / 100% = 4 285,50 руб. |
Водоснабжение | 5 000 руб. х 71,43% / 100% = 3 571,50 руб. | 5 000 руб. х 28,57% / 100% = 1 428,50 руб. |
Электроэнергия | 35 000 руб. х 71,43% / 100% = 25 000,50 руб. | 35 000 руб. х 28,57% / 100% = 9 999,50 руб. |
Теплоэнергия | 25 000 руб. х 71,43% / 100% = 17 857,50 руб. | 25 000 руб. х 28,57% / 100% = 7 142,25 руб. |
Общехозяйственные расходы | ||
Заработная плата обслуживающего персонала | 50 000 руб. х 71,43% / 100% = 35 715 руб. | 50 000 руб. х 28,57% / 100% = 14 285 руб. |
Начисления на заработную плату | 15 000 руб. х 71,43% / 100% = 10 715 руб. | 15 000 руб. х 28,57% / 100% = 4 285 руб. |
В соответствии с п. 40 Инструкции N 162н*(2) для формирования в денежном выражении информации о себестоимости готовой продукции, работ, услуг применяются следующие группировочные счета:
Номер аналитического счета | Наименование аналитического счета |
0 109 61 211 | Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 212 | Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 213 | Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 221 | Затраты на услуги связи в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 222 | Затраты на транспортные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 223 | Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 224 | Затраты на арендную плату за пользование имуществом в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 225 | Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 226 | Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 271 | Амортизация основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
0 109 61 272 | Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг |
Аналогичная группировка предусмотрена для счетов 109 70, 109 80, 109 90.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1 и отразим на счетах бухгалтерского учета формирование себестоимости специальной одежды.
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы на использованные материалы для пошива одежды | 1 109 612 72 | 1 105 00 440 | 165 000 |
Отражены накладные расходы, отнесенные в части распределения на пошив одежды | 1 109 612 71 1 109 612 23 | 1 109 71 271 1 109 71 223 | 10 714,50 46 429,50 |
Отражены общехозяйственные расходы, отнесенные в части распределения на пошив одежды | 1 109 612 11 1 109 612 13 | 1 109 81 211 1 109 81 213 | 35 715 10 715 |
Принятие к учету готовой продукции | 1 105 37 340 | 1 109 61 200 | 268 574 |
Если предположить, что учреждение изготовило 890 костюмов, себестоимость одной единицы (условно одного костюма без учета размера) составит 301,77 руб.
Готовая продукция - это часть материальных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой, технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Поэтому отдельно хотелось бы сказать о расходах, которые относятся на продукцию незавершенного производства. Согласно определению, приведенному в п. 137 Инструкции N 157н, таковой является продукция, которая не прошла полный цикл, предусмотренный технологическим процессом. Например, при промышленном производстве одежды это будут различные полуфабрикаты (раскроенные изделия), служащие основой для выпуска готовых изделий. В силу норм указанной статьи продукция незавершенного производства отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости прямых затрат. Таким образом, эти расходы, совершенные в текущем финансовом году, будут относиться к незавершенному производству. При этом сумма понесенных учреждением общехозяйственных расходов в них не включается.
С. Валова,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2012 г.
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2012 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"